Организация навесных дорог.




Лекция 55-56.

Воздушные переправы.

Организация воздушных переправ с помощью современных устройств.

Организация наклонных подвесных дорог, принципы, обеспечение безопасности.

Навесные дороги широко используются для передвижения и транспортировки пострадавших. Они позволяют обойти сложные участки транспортировки вдоль гребней горной местности, организовать переходы через провалы, каньоны, водные преграды. В техногенных ЧС такие дороги позволяют избежать опасных мест (заражений, ядовитых участков, очагов возгорания и т.д.).

Несущая веревка подвесной дороги должна быть натянутой таким образом, чтобы переправляющийся (переправляемый) не имел контакта с препятствием в связи с неизбежным провисанием веревки под нагрузкой.

Это относится в основном к горизонтальным дорогам.

Для организации навесных дорог используются только статические веревки. Несмотря на то, что они имеют низкий коэффициент растяжения, усилия, возникающие при нагрузке таковы, что провисание может быть значительным. Для уменьшения провисания требуется предварительное натяжение несущей веревки, к которому уже добавляется усилие за счет нагрузки. Возникающие при этом суммарные натяжения представлены на схеме.

При значительных предварительных натяжениях в пределах 200÷350 кг усилия в веревке достигает 3÷4-кратного значения веса переправляемого груза. Исходя из этих данных, вряд ли целесообразно иметь предварительное натяжение более 300 кг, т. к. превышение этого предела может привести к неоправданно большим нагрузкам на веревку и точки ее закрепления. Особенно это важно, если в качестве точек закрепления выбраны не деревья, мощные скальные выступы, прочные конструкции техногенных объектов, а забитые крючья, закладные элементы и т. п., которые могут иметь ограниченную несущую способность.

Организация навесных дорог.

Обычно для организации навесной дороги используются три веревки: несущая, страховочная и веревка сопровождения.

Несущая веревка должна иметь такое натяжение, которое, как уже отмечалось, позволяет обходить препятствие, но не должно превышать по усилиям натяжения рекомендованные выше значения.

Иногда в качестве несущей используется сдвоенная веревка. Это уменьшает провис, но затрудняет передвижение, если нет специальных широких роликов.

Вторая, страховочная веревка, обычно натягивается выше несущей и с меньшим усилием натяжения. В случае выхода из строя несущей ветви, страховочная веревка воспринимает груз на себя с некоторым динамическим рывком. Поэтому для нее нужно создать более «мягкие» условия, не слишком предварительно натягивая. Естественно, обе эти ветви дороги должны иметь разные точки закрепления.

Третья веревка («сопровождение») служит для подтягивания переправляемых, для ротации подвесных систем и, в тоже время, является также страховкой. На наклонных дорогах, к примеру, в случае выхода из строя основных веревок дороги, она предотвращает падение маятником и удар о стену (происходит зависание на верхней ветви сопровождающей веревки и торможение маятникового перемещения нижней ветвью). Поэтому веревка сопровождения должна проходить через тормозные устройства с обеих сторон. Возможно использование других способов торможения (через дерево, скальный выступ, элементы конструкций и т.д.).

Как натянуть, закрепить и снять навесную дорогу.

Для организации навесной дороги необходимо, чтобы, по крайней мере, один человек был уже за тем препятствием, ради обхода которого дорога и нужна. Для этого иногда приходиться преодолевать достаточно большие сложности. Так, например, организация переправы через бурную горную реку часто требует длительного обхода через верховье реки, разливы и т.д.

Возможны два варианта натяжения веревок и их закрепления, зависящие от задач, решаемых при помощи дороги. Рассмотрим их на примере организации переправы через водную преграду.

а). Дорога организуется для переправы группы и пострадавших на противоположный берег, где транспортировочные работы продолжаются. После переправы всех дорога снимается.

Алгоритм действий:

-На противоположный берег переправляются 3 веревки – несущая, страховочная, сопровождения.

-Член команды на том берегу закрепляет веревку способом, позволяющим развязать узел при нагруженной (натянутой) веревке. (Это могут быть, например, обороты вокруг дерева или выступа с фиксацией штыками и т.п.)

- Со стартового берега, где находится вся команда, производится натяжение веревки при помощи полиспастных систем.

Следует иметь ввиду, что в качестве зажимного элемента в полиспастных системах можно использовать только схватывающие узлы: Прусика, Бахмана, Маршара с петлей из мягкой веревки ø 7 ÷8 мм или кевларовой петлей. Более тонкие репшнуры ненадежны, были случаи с печальными последствиями, т.к. карабин при обрыве репшнура с силой «выстреливался» в тянущих полиспаст.

Механические зажимы не рекомендованы: они травмируют веревку при большом натяжении.

-После того, как веревка получила необходимое и достаточное натяжение, основная веревка закрепляется на стартовом берегу таким образом, чтобы ее можно было продернуть с противоположного берега. При натяжении веревки полиспастной системой с повторением циклов натяжения веревка может фиксироваться на опоре различными способами, в зависимости от вида опоры. Если это объемная опора, например, дерево, столб, колонна, прочная металлическая труба, то при натяжении полиспаста веревка оборачивается вокруг опоры и при ослаблении полиспаста просто удерживается рукой. Затем цикл натяжения повторяется, веревка снова протягивается вокруг опоры, закрепляется и т.д.

-В последнем цикле натяжения веревка обводится вокруг опоры, примеряется место на веревке, где вяжется узел для карабинной удавки. Надо так подобрать место узла, чтобы ослабление натяжения после снятия полиспаста было минимальным.

После переправы всей группы, последний переправляющийся включает в карабинную удавку веревку сопровождения и переправляется к группе, узлы на противоположном берегу развязываются и веревка продергивается.

б). Дорога организуется для переправы группы туда и обратно (например, при завершении ПСР на противоположном берегу). При этом веревка продергивается со стартового берега, поэтому должна закрепляться на противоположном берегу способом, позволяющим организовать продергивание. Обычно это карабинная удавка с вариантами закрепления на объемной опоре или петле. При натяжении веревки со стартового берега можно воспользоваться способами закрепления, позволяющими развязать узел, находящийся под нагрузкой. В этом варианте может быть использован для натяжения и полиспаст второго рода с включением в него самоблокирующегося спускового устройства для последующей фиксации веревки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: