Артикуляционная гимнастика




Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат.

Что дает? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения.

Как использовать? Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: младшим дошкольникам в течение 3–5 мин, старшим дошкольникам в течение 7–10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание), а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать.

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.

Примеры упражнений

«Чистим зубки». Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, с внутренней стороны кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы:
Рот откройте, улыбнитесь,
Ну-ка, зубки, покажитесь!
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

«Орешки». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики («орешки»):
Словно белки, мы без спешки,
Ловко щелкаем орешки.

«Горошина». Упираем язык в щеку и давим им на нее (как будто за щекой спрятана горошина). Языку неудобно оставаться в таком положении, поэтому возвращаем его на место. Он расслабляется, отдыхает.

«Горка». Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгибаем его горкой. Долго держать язык в таком положении неудобно, возвращаем его на место и расслабляем.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Ручки у них слабые, им тяжело удерживать карандаш, сложно вырезать ножницами, делать аппликацию, они быстро утомляются при раскрашивании и рисовании. При нарушении речи рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику.

Что дает? Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувству такта; формируют умение слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание.

В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку овладение навыком письма.

Как использовать? Пальчиковая гимнастика эффективна только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций.

Рекомендуется заниматься ежедневно: младшим дошкольникам — 3–5 мин, старшим — 5–10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается.

Примеры пальчиковых игр

«Очки»
Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными пальцами образуют колечки. Их надо поднести к глазам со словами:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

«Флажок»
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) держим вместе, большой палец опускаем вниз, руку поворачиваем тыльной стороной ладони к себе и произносим:
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

Скороговорки

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией.

Для чего? Скороговорки предназначены для формирования и развития красивой ровной речи, улучшения дикции, развития речевого слуха, обогащения словарного запаса.

Как использовать? Сначала нужно прочитать ребенку скороговорку и, если есть возможность, показать иллюстрацию к ней. Затем следует объяснить значения сложных слов.

Рекомендуется проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладонями, а затем попросить ребенка повторить — это помогает улавливать слоги в словах. В дальнейшем данный навык пригодится в школе. Можно предложить ребенку взять в руки мячик и проговорить скороговорку, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками. Повторить не менее трех раз подряд в быстром темпе.

Варианты игр со скороговоркой «Белые бараны били в барабаны»

«Запоминай-ка». Повтори скороговорку за взрослым, четко проговаривая звуки. Что дает: развивает память, артикуляционную моторику, позволяет закрепить произношение звуков.

«Почемучка». Ответь на вопросы: 1) Кто такие бараны? 2) Что делали бараны? Что дает: развивает представления об окружающем мире, смысловую сторону слова.

«Громко — тихо». Проговори скороговорку сначала громко, затем тихо. Что дает: развивает силу голоса.

«Веселый Петрушка — грустный Петрушка». Проговори скороговорку весело, грустно, сердито. Что дает: развивает эмоциональную сферу ребенка.

Варианты игр со скороговоркой «Мама Милу мылом мыла»

На первом этапе повторяется игра «Запоминай-ка».

«Посчитай-ка». Посчитай, сколько слов в скороговорке. Что дает: знакомит с понятиями «слово», «предложение», формирует умение определять количество слов в предложении.

«Веселые ладошки». Проговори скороговорку, хлопая на каждое слово. Что дает: развивает темпо-ритмическую сторону речи, внимание.

«Расскажи и покажи». Чем моют тело? Зачем нужно мыло? Покажи маму. Покажи Милу. Кто старше — мама или Мила? Что дает: развивает представления об окружающем мире, смысловую сторону слова.

«Быстрый — медленный». Повтори скороговорку сначала быстро, затем медленно. Что дает: развивает темпо-ритмическую сторону речи, внимание.

Чистоговорки

Разновидностью скороговорок являются чистоговорки — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Для чего? Дети, неправильно произносящие отдельные звуки, в дальнейшем неправильно пишут. До шести лет можно исправить практически все недостатки произношения. Родители надеются на то, что ребенок сам «выговорится». Это заблуждение. В школе исправлять и корректировать речевые дефекты сложно.

Что дает? Упражнения с чистоговорками способствуют улучшению дикции, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков.

Как использовать? На начальном этапе чистоговорки необходимо проговаривать сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Постепенно темп увеличивается, при этом важно не снижать качество произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь активно работать губами и языком. А затем — громко, с такой же активностью органов артикуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: