План
I Теоретическая часть........................................................................................... 3
Введение................................................................................................................ 3
1.1 Макроэкономическая политика в моделях IS-LM......................................... 4
1.2 Влияние фискальной и монетарной политики на изменения в модели IS-LM. 12
Заключение.......................................................................................................... 15
Список литературы............................................................................................. 16
I Теоретическая часть
Введение
Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран.
Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа (demand-side), описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.
Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа (demand-side), описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.
Модель IS-LM была разработана английским экономистом Джоном Хиксом в 1937 г. в статье "Кейнс и неоклассики" и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Элвина Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена). Данная модель предложена Дж. Хиксом и развита затем Э. Хансеном. Цель модели - интегрировать в себе реальный и денежный секторы экономики.
Макроэкономическая политика в моделях IS-LM.
Кривая IS связана с уровнем дохода, определяемого совокупными расходами, её изменения отражают, в том числе, и изменения в государственных расходах и налогах. То есть сдвиги кривой IS отражают изменения в бюджетно-финансовой политике. Кривая LM связана с изменением предложения денег, сдвиги кривой LM отражают изменения в денежно-кредитной политике.
Всё это позволяет утверждать, что модель IS-LM позволяет оценить влияние на экономику макроэкономической политики, включая совместное влияние бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Остановимся на варианте стимулирующей макроэкономической политики.
В случае со стимулирующей бюджетно-финансовой политикой возникает, в частности, эффект вытеснения. Эффект вытесненияозначает частичную нейтрализацию стимулирующего воздействия бюджетно-финансовой политики на ВВП в результате вытеснения частных инвестиций. Это связано с тем, что изменения ставки процента воздействуют как на денежный рынок, так и на рынок товаров. В принципе вы знакомы с этим эффектом, действие которого мы иллюстрировали с помощью логической схемы. В данной теме мы покажем на графике как действует эффект вытеснения с использованием модели IS-LM (Рис. 1) b 95ti4C+GKasK80JGUGgdn6gyh2Qt1o4Pifur//WKw4mCeCh+37cl3ioJijT8DKOCWp7x6n6cet0C IfXq2c8B0b2XotBOftTsOT+KqfQKyNRk7kEFSg10rJsaqLmf90gu08TopE7LkPd5U6dtE6MNZAte NOjWpQw2Rv8vRF0mkDvJUtZDsnRXA9CCdDtyQY9BmmLAonL+Bm6+SG5Wr9XCK7WqqrN63xhfEm5/ h3b7rejr/wAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhACI79PXZAAAABQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54 bWxMj8FOwzAQRO9I/QdrK3GjTisCUYhTVUUIceBA4QMce5tEtddR7Dbp37NwgctIo1nNvK22s3fi gmPsAylYrzIQSCbYnloFX58vdwWImDRZ7QKhgitG2NaLm0qXNkz0gZdDagWXUCy1gi6loZQymg69 jqswIHF2DKPXie3YSjvqicu9k5sse5Be98QLnR5w36E5Hc5ewYA2Xd3aID6/Z1OD5vVt70ip2+W8 ewKRcE5/x/CDz+hQM1MTzmSjcAr4kfSrnOVFzrZRcP9Y5CDrSv6nr78BAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAJJkwGJwGAABdPQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAIjv09dkAAAAFAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAD2CAAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAPwJAAAAAA== ">
B A |
LM IS1 IS2 |
r r2 r1 |
Y1 Y2 Y′ Y |
Если бы не было вытеснения инвестиций, то увеличение ВВП и дохода в результате стимулирующей бюджетно-финансовой политики было бы равно величине (Y1 Y′). Но из-за эффекта вытеснения действительное увеличение ВВП составило только (Y1Y2).
Вместе с тем стимулирующая денежно-кредитная политика ведёт к краткосрочному росту ВВП и дохода без эффекта вытеснения (Рис. 2).
r r1 r2 |
LM1 LM2 IS |
А В |
Y1 Y2 Y |
Рисунок 2 - Стимулирующая денежно-кредитная политика в модели IS-LM
Относительная эффективность бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики зависит от значений коэффициента эластичности инвестиций по проценту (b) и коэффициента эластичности спроса на деньги по проценту (h).
Стимулирующая бюджетно-финансовая политика относительно эффективна, когда эффект вытеснения является незначительным. Это имеет место в том случае, если, во-первых, величина коэффициента эластичности инвестиций по проценту небольшая. Это означает, что даже значительный рост ставки процента вызывает небольшое вытеснение инвестиций, и поэтому общий прирост ВВП будет существенным. Графически эта ситуация выглядит в виде крутой кривой IS.
Во-вторых, эффект вытеснения является незначительным, если величина коэффициента эластичности спроса на деньги по проценту большая. Это означает, что даже незначительное повышение ставки процента связано с существенным повышением спроса на деньги, уравновешивающим денежный рынок. Эффект вытеснения инвестиций при этом будет незначительным. Данная ситуация графически выглядит в виде пологой кривой LM.
Стимулирующая бюджетно-финансовая политика является наиболее эффективной при сочетании относительно крутой кривой IS и относительно пологой кривой LM (Рис. 3.).
b ↓ → эффект вытеснения ↓ - (крутая IS)
h ↑ → эффект вытеснения ↓ - (пологая LM)
Стимулирующая бюджетно-финансовая политика относительно неэффективна, когда эффект вытеснения является значительным. Это имеет место в том случае, если, во-первых, величина коэффициента эластичности инвестиций по проценту большая. Это означает, что даже незначительный рост ставки процента вызывает большое вытеснение инвестиций, и поэтому общий прирост ВВП будет несущественным. Графически эта ситуация выглядит в виде пологой кривой IS.
B A |
LM IS1 IS2 |
r r2 r1 |
Y1 Y2 Y |
Рисунок 3- Эффективная стимулирующая бюджетно-финансовая политика
Во-вторых, эффект вытеснения является значительным, если величина коэффициента эластичности спроса на деньги по проценту небольшая. Это означает, что даже значительное повышение ставки процента связано с несущественным повышением спроса на деньги, уравновешивающим денежный рынок. Эффект вытеснения инвестиций при этом будет значительным. Данная ситуация графически выглядит в виде крутой кривой LM.
B A |
LM IS1 IS2 |
r r2 r1 |
Y1 Y2 Y |
Рисунок 4 - Неэффективная стимулирующая бюджетно-финансовая политика
Стимулирующая бюджетно-финансовая политика является наименее эффективной при сочетании относительно пологой кривой IS и относительно крутой кривой LM (Рис. 4).
b ↑ → эффект вытеснения ↑ - (пологая IS)
h ↓ → эффект вытеснения ↑ - (крутая LM)
Рассмотрим теперь случай со стимулирующей денежно-кредитной политикой. Относительная эффективность этой политики зависит от стимулирующего влияния на динамику инвестиций, имеющего место в результате прироста денежной массы и снижения ставки процента. Этот стимулирующий эффект противоположен эффекту вытеснения в случае с бюджетно-финансовой политикой.
Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно эффективна в нескольких случаях. Во-первых, она эффективна в том случае, если инвестиции чувствительны к изменениям ставки процента. Графически эта ситуация выглядит в виде пологой кривой IS. При этом незначительное снижение ставки процента вызывает значительный рост инвестиций.
Во-вторых, стимулирующая денежно-кредитная политика относительно эффективна в том случае, если спрос на деньги малочувствителен к изменениям ставки процента. Данная ситуация графически выглядит в виде крутой кривой LM. При этом существенное снижение ставки процента вызывает незначительное повышение спроса на деньги.
Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика в наибольшей степени эффективна при сочетании относительно пологой кривой IS и относительно крутой кривой LM (Рис. 5).
b ↑ → стимулирующий эффект ↑ - (пологая IS)
h ↓ → стимулирующий эффект ↑ - (крутая LM)
A B |
LM1 LM2 IS |
r r1 r2 |
Y1 Y2 Y |
Рисунок 5 - Эффективная стимулирующая денежно-кредитная политика
Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно неэффективна в двух случаях. Во-первых, она неэффективна в том случае, если инвестиции мало чувствительны к изменениям ставки процента. Графически эта ситуация выглядит в виде крутой кривой IS. При этом значительное снижение ставки процента вызывает незначительный рост инвестиций.
Во-вторых, денежно-кредитная политика относительно неэффективна, если величина коэффициента эластичности спроса на деньги по проценту большая. Это означает, что даже незначительное повышение ставки процента связано с существенным повышением спроса на деньги, уравновешивающим денежный рынок. Стимулирующий эффект при этом будет незначительным. Данная ситуация графически выглядит в видепологойкривой LM (Рис. 6).
b ↓ → стимулирующий эффект ↓ - (крутая IS)
h ↑ → стимулирующий эффект ↓ - (пологая LM)
A B |
LM1 LM2 IS |
r r2 r1 |
Y1 Y2 Y |
Рисунок 6 - Неэффективная стимулирующая денежно-кредитная политика
Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика неэффективна при сочетании относительно крутой кривой IS и пологой кривой LM (Рис. 6).
Стимулирующая бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика вызывают лишь краткосрочный эффект увеличения выпуска и занятости, они не способствуют росту экономического потенциала, а, значит, не способствуют долгосрочному экономическому росту. Эта задача не может быть решена с помощью политики стимулирования совокупного спроса. Стимулы к долгосрочному экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения.