Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней - это, прежде всего, самостоятельная работа студента, успех которой зависит от умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п.
При работе с тематическими каталогами в библиотеке необходимо просмотреть не только те разделы, которые строго coвпадают с темой ВКР, но и близкие к ним.
Рекомендуется при просматривании каталога создавать свои картотеки, открывая на каждый литературный источник отдельную библиографическую карточку с указанием автора, названия издательства, года издания, краткого содержания (аннотации) работы. Аннотация – краткая характеристика источника информации. Главная цель – сообщить, о чем говорится в источнике.
Изучение литературы желательно проводить по следующим этапам:
- общее ознакомление с литературным источником по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
- полное прочтение источника;
- выписка (копирование) представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование.
Особой формой работы с литературными источниками является цитаты. Они используются для того, чтобы избежать искажений при передаче мысли автора первоисточника или подтвердить отдельные суждения, излагаемые в курсовой работе.
Следует точно воспроизводить цитируемый текст, т.к. малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был вложен автором.
Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, в кавычки не заключаются.
Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на литературный источник. Ссылки на используемую литературу приводятся в квадратных скобках – проставляется номер в соответствии со списком литературы, например: [7]. Ссылки на несколько источников из списка проставляются в квадратных скобках через запятую: [7, 13, 15]. В случае цитирования указываются не только номер источника из списка литературы, но и номер страницы, на которых изложен используемый материал, например: [7, с. 39].
Стиль изложения ВКР
ВКР должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:
- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановится на, необходимо рассмотреть);
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
- отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
- итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому, что; между тем, как; так как; вместо того чтобы; ввиду того что; вследствие того что; после того как; в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличии от, наряду с, в связи с и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).
В научной речи очень распространены указательные местоимения этот, тот, такой. Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь в тексте научной работы обычно не используются.
Для выражения логической связи между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты, как показал анализ, на основании полученных данных.
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется превосходная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определенному слову. Так, прилагательное следующие, синонимично местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование личности).
Стилю письменной научной речи характерно изложение от третьего лица. Совершенно не употребляются местоимения первого лица единственного числа и второго лица единственного числа. Допускается употребление местоимений первого лица множественного числа (например, После того, как мы рассмотрели...).
Глаголы и глагольные формы в научном тексте несут особую информационную нагрузку. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, для того, чтобы подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, В данной работе рассматриваются...).
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратится к словарю.