Тема 17. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В НАУКЕ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ




Теории среднего уровня занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными исследованиями. Теория среднего уровня состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Робертом Мертоном в 1947 году.

Теории среднего уровня международных отношений (частные теории) бывают межпарадигмальными и парадигмальными. К первым относят теории, содержание которых обусловлено вопросами, в одинаковой степени представляющими интерес и для реализма и, для либерализма, и для радикализма, такими как исследования безопасности, конфликтов и сотрудничества. Вторые более тесно «привязаны» к той или иной парадигме. К ним относятся, к примеру:

A. реалистские теории баланса сил, баланса угроз, зрелой анархии, конфликта цивилизаций;

B. либеральные теории взаимозависимости, демократического мира, гуманитарной интервенции, международных режимов;

C. радикалистские теории зависимости, несимметричной взаимозависимости, антигегемонистского блока.

1) Теория баланса угроз возникла в конце 80-ч годов XX века, когда С. Уолт предпринял попытку развить и усовершенствовать теорию баланса сил. Если теория баланса сил исходит из реакции государств на возможную разбалансировку системы МО в связи с появлением нового сильного государства или коалиции государств, то теория баланса угроз – из реакции государств на отсутствие баланса угроз. В этих случаях государства формируют союзы или увеличивают свои внутренние усилия с целью уменьшить свою уязвимость. Например, теория баланса угроз, позволяет объяснить, почему государства на Среднем Востоке формируют союзы, прежде всего для того, чтобы противостоять угрозам своих соседей, а не в ответ на изменение глобального баланса сил. А поступают они так потому, что их соседи представляются им более опасными, чем любая сверхдержава, хотя бы в силу географической близости.

Теория баланса угроз может также объяснить выбор потенциальных союзников государства в той ситуации, когда они приблизительно равны по силе. В этом случае государство заключает союз с наименее, по его представлениям, опасной стороной. С позиции теории баланса угроз одно из государств (или коалиция государств) угрожает другим в случае его географической близости, его наступательной способности и агрессивности его намерений. При этом важное значение играют не столько декларации и даже не реальные намерения государств или их союзов, сколько восприятие их действий в качестве таковых.

2) Теория гуманитарного вмешательства исходит из выявившегося противоречия между принципами невмешательства во внутренние дела суверенных государств и обязательства членов ООН уважать права человека.

С точки зрения сторонников этой теории (Л. Эксуорси, В. Зартман, Л. Риннер и др.), глобализация мирового развития и меняющийся характер вооруженных конфликтов выдвинули в центр международных отношений права человека. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насильственных преступлений, распространение наркотиков, терроризм, деградация окружающей среды требуют, как считает Л. Экскуорси, опровержения гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности государства, и разработки новой стратегии, имея в виду шесть ее составляющих:

-для защиты безопасности человека можно использовать принудительные меры, как это было в Боснии и Косово;

-стратегию безопасности государства и международной безопасности следует развивать, учитывая их человеческие издержки;

-политика безопасности должна быть гораздо существеннее интегрирована в стратегию поддержки прав человека, демократии и развития;

-поскольку проблемы, угрожающие безопасности человека, имеют транснациональную природу, только многостороннее сотрудничество всех международных акторов позволяет найти эффективные решения в этой области;

- эффективность решений зависит от оперативной координации усилий разных акторов, включая политических переговорщиков, «голубые каски», наблюдателей за правами человека и ответственных за гуманитарную помощь;

-возрастающую роль в продвижении безопасности человека должны играть неправительственные организации – организации гражданского общества;

По мнению сторонников гуманитарного вмешательства, приоритет безопасности человека по сравнению с национальной безопасностью должен привести к выработке СБ ООН норм, определяющих пространство и пределы права на вмешательство во внутренние дела суверенных государств. До тех пор, пока эти нормы не выработаны, в случае, если СБ по каким-то причинам не принимает решения о гуманитарном вмешательстве, то ответственность за него могут взять на себя западные государства, располагающие для этого политической волей и необходимыми механизмами.

3) В теории международных режимов центральное место занимает проблема международного сотрудничества. Появление новых акторов МО и их взаимодействия зачастую не связаны с существующими международными институтами и не регулируются международным правом. Поэтому в МО появляются правила, регулирующие взаимные действия, как государств, так и негосударственных субъектов в сфере мировой торговли, экологии, прав человека и т.д. Международные режимы и представляют собой совокупность правил, норм, принципов и процедур принятия решений в каждой из таких сфер. В целом теория международных режимов обогатила анализ сотрудничества государств в рамках конкретных регионов, открыла еще один путь решения спорных международных вопросов на основе взаимных договоренностей.

 

Стремительное развитие информационных технологий и электронно-вычислительной техники расширяет возможности использования математических подходов и количественных методов в изучении мировой политики и международных отношений.

Ведущие страны мира уже несколько десятилетий в аналитической деятельности и в подготовке специалистов-международников используют специализированные базы данных, методы математической статистики, теории игр и даже сложные компьютерные имитационные модели, позволяющие прогнозировать изменение баланса сил на мировой арене на временном горизонте тридцати – пятидесяти лет.

Под количественными методами в международных исследованиях понимают прежде всего статистические способы обработки данных. Вместе с тем зарубежные международники развивают и второе направление – построение формализованных, в том числе математических, моделей международных процессов.

 

При всем многообразии используемых количественных методов наиболее востребованными в анализе международных отношений на сегодняшний день остаютсячетыре основных.

(1) Математическая статистика, позволяющая устанавливать зависимость между явлениями или действиями игроков на международной арене, проверять правильность выдвигаемых гипотез. Именно данная группа методов чаще всего подразумевается под количественным анализом в зарубежной международно-политической науке. Она используется представителями большинства позитивистских направлений ТМО. В то же время математическая статистикакритикуется сторонниками системного подхода за проверку отдельных переменных, вырванных из контекста.

(2) Теория игр, позволяющая выявлять общие и противоположные интересы государств на международной арене, определять оптимальные международные коалиции и просчитывать взаимоприемлемые международные соглашения. Теория игр применяется чаще всего при построении формализованных моделей [Дегтерев 2009]. Поскольку в ее основе лежит допущение о рациональном и индивидуальном выборе игроков, то данный инструментарий чаще всего используется представителями либеральной парадигмы ТМО.

(3) Сетевой анализ, позволяющий создавать формализованное описание сети международного взаимодействия и в дальнейшем проводить математический анализ построенного графа. Он широко применялся представителями неомарксистской мир-системной теории, а также исследователями, занимавшимися формализацией данных в рамках неолиберальной теории комплексной взаимозависимости.

(4) Теория систем и системный анализ, а также дифференциальные уравнения, позволяющие осуществлять имитационное моделирование системы международных отношений, решать задачи прогнозирования международного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: