Витальное окрашивание – этот метод основан на повышенной проницаемости для крупномолекулярных соединений твердых тканей зубов, пораженных кариесом. При этом неизмененные ткани не окрашиваются, а измененные сорбируют краситель.
Методика: на очищенную от мягкого зубного налета поверхность зуба помещают на 2-3 мин. ватный шарик, смоченный 2% водным р-ром метиленового синего. По истечении этого времени излишки красителя смывают водой. О степени поражения тканей зуба судят по интенсивности окрашивания их в синий цвет.
Рентгенологическая диагностика – применяется при выявлении невидимых при визуальном осмотре кариозных полостей, определяется соотношение между кариозной полостью и пульповой камерой.
Электроодонтодиагностика – в детском возрасте особо не применяется, что связано с физиологическими процессами, происходящими в молочных и постоянных зубах.
Люминисцентное исследование – метод основан на использовании эффекта люминесценции твердых тканей зубов под влиянием ультрафиолетовых лучей. При кариесе пораженные участки зуба выглядят темными с четкими контурами.
Трансиллюминация – метод основан на оценке тенеобразования при прохождении через зуб холодного пучка света. При кариесе определяется четко ограниченная от здоровых тканей полусфера коричневого цвета.
Определение рН ротовой жидкости осуществляется с помощью лакмусовых бумажек.
Бактериоскопия, бактериология – метод позволяет выявить микрофлору кариозной полости.
Определение кариесогенности зубного налета – проводится обработка зуба 1% р-ром глюкозы 2 минуты, затем окраска 0,1% р-ром метиленового красного. Изменение цвета налета на красный – кариесогенный зубной налет (КЗН), что является показателем начальной деминерализации эмали, поскольку по КЗН снижается содержание Са,Р.
Контроль полученных на данном занятии знаний (тестовые задания см. далее).
Ситуационные задачи:
1.Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести
ребенку 2- летнего возраста.
2. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести
ребенку 3- летнего возраста.
3. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести
ребенку 4- летнего возраста.
4. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 5- летнего возраста.
5. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 6- летнего возраста.
6. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 7- летнего возраста.
7. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 8- летнего возраста.
8. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 9- летнего возраста.
9. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 10- летнего возраста.
10. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 11- летнего возраста.
11. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 12- летнего возраста.
12. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 13- летнего возраста.
13. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 14- летнего возраста.
14. Какие основные и дополнительные методы обследования необходимо провести ребенку 15- летнего возраста.
Задание на следующее занятие:
Профилактика кариеса. Распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей разного возраста.
Самостоятельная работа.
Темы рефератов:
1. Анализ стоматологической заболеваемости детского населения г.Воронежа.
2. Методика проведения эпидемиологического обследования населения.
Основная литература:
1. Стоматология детского возраста. Под ред. Т.Ф. Виноградовой. Москва: «Медицина», 1987 г.
2. Стоматология детского возраста. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Москва: «Медицина», 1991 г.
3. Терапевтическая стоматология детского возраста. Н.В. Курякина, Н. Новгород 2001г.
4. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. – Москва – Н.Новгород, мед. Книга, 2001г.
5. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний.
В.И. Яковлева, Е.К.Трофимова, Т.П. Давидович, Г.П. Просверяк. Минск 1994 г.
Дополнительная литература:
1.Справочник по стоматологии. Под ред. А.И. Рыбакова. Москва, «Медицина» 1993г.
2.Руководство по стоматологии. М.К. Луцкая, А.С. Артюшкевич.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 г.
3. Профилактика стоматологических заболеваний. Кузьмина Э.М. Москва: «Медицина», 2001 г.
4. Терапевтическая стоматология. Учебное пособие под редакцией проф. Л.А. Дмитриевой. Москва «МЕДпресс-информ» 2003 г.
5. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. 4-е издание. Москва «Медицина» 2005 г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ