Задание. Подготовьте фрагмент лекции на интересующую Вас теоретическую тему и продемонстрируйте сочетание элементов устной и письменной форм коммуникации.




Практическое занятие № 4.

Жанры устной научной речи:

Учебно-научная лекция в аспекте коммуникативной лингвистики

1. Жанр учебно-научной вузовской лекции находит реализацию в коммуникативной ситуации. Применительно к лекции как коммуникативному событию необходимо говорить о двух целях: практической и коммуникативной. Практическая цель лектора – передать адресату некоторую информацию, сообщить ему новое научное знание и побудить к ответной практической цели – получить новую научную информацию. Как следует трактовать коммуникативную установку лекции? Что означает выражение «информационная эффективность коммуникации»? В связи с этим становится понятным, что структура жанра лекции имеет 2 компонента:

· информативный, предполагает чередование различных способов изложения (определение, описание, повествование, объяснение, рассуждение, и информации в виде инструкции, указания);

· организующий, включающий метатекстовые средства организации изложения: объявления, регуляторы поведения, призывы к тишине (см. об этом: Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Том № 1, 2013).

 

Задание. Для иллюстрации обозначенной выше структурной композиции составьте тезисный план лекции по теме Вашего научного исследования, используя все актуальные для этого жанра способы изложения теоретического материала.

2. В любой КС важна оппозиция говорящий (автор) – слушающий (адресат).Охарактеризуйте неравенство коммуникативных позиций (активность/пассивность) адресанта (лектора) и адресата (студенческая аудитория) в условиях проведения вузовской лекции. В чем состоит коммуникативная компетенция лектора и коммуникативная компетенция аудитории?

Задание. Назовите средства выражения адресованности в статических ситуациях научного общения, в частности в лекциях. Укажите коммуникативно значимую функцию следующих языковых формул, используемых автором-лектором в ходе лекции:

· вспомните, мы это уже изучали;

· отметьте это теоретическое положение в конспекте;

· сейчас мы намного больше знаем;

· обратите внимание;

· я вам попробую объяснить;

· уже из того, что мы узнали раньше, ясно, что в разных лингвокультурах значимость тех или иных постулатов неодинакова;

· я думаю, мы уже готовы не согласиться с Ильей Эренбургом, который сказал: «Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем; если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть чужие уставы»;

· уважаемые слушатели, я вновь обращаюсь к теме, которую рассматривали на прошлой лекции;

· как вы считаете, что же происходит с нами и нашим языком в современном российском социуме?

· подведем итоги нашей лекции;

· Можно нарушить этикет по незнанию? Да // Можно стать невежливым по незнанию? Нет.

3. Лекция как прагматически значимый жанр совмещает черты устной и письменной форм коммуникации, степень предварительной разработки может варьироваться. В одном случае становится важным проговаривание написанного текста – воспроизведение и трансляция письменного, в другом – публичное произнесение подготовленного материала, содержащее элементы разговорного стиля.

Задание. Подготовьте фрагмент лекции на интересующую Вас теоретическую тему и продемонстрируйте сочетание элементов устной и письменной форм коммуникации.

 

4. В реализации жанра лекции уместно и целесообразно упомянуть о правилах эффективного слушания, способствующих успешности коммуникации. Люди, не умеющие слушать, получают меньше информации для принятия взвешенных решений.

Задание 1. Выясните, что может быть причиной искажения и нетождественности передачи информации лектором и восприятия этой информации студенческой аудиторией? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь правилами эффективного слушания, регламентированными психологом Китом Дэвисом:

1. Перестаньте говорить: невозможно слушать, разговаривая. Полоний Гамлету: «Отдай каждому свой слух, но никому – твой голос».

2. Помогите раскрепоститься говорящему: создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.

3. Покажите говорящему, что вы готовы его слушать: слушая, старайтесь понять говорящего, а не искать повода для возражения (не читайте электронную почту, когда кто-то говорит).

4. Устраните раздражающие моменты: не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.

5. Сопереживайте говорящему: постарайтесь встать в положении говорящего.

6. Будьте терпеливы: не прерывайте говорящего, не порывайтесь выйти.

7. Сдерживайте свой характер: раздраженный человек придает словам неверный смысл.

8. Не допускайте споров и конфликтов: не заставляйте говорящего занять оборонительную позицию. Но критика не повод к ссоре, а причина еще раз взвесить решение.

9. Не задавайте вопросов: это подбадривает говорящего, помогает продвинуться вперёд. Обращение к собеседнику не должно выражаться в жанре приказа или требования.

10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним!

 

Задание 2. Как соотносится лекция с общепринятыми коммуникативными условиями успешного общения:

· потребность в коммуникативной заинтересованности;

· ориентация на мировую картину мира собеседника;

· близость мировоззрения говорящего и собеседника;

· умение слушать, вникнуть в замысел говорящего;

· знание норм речевого этикета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: