Составление предложений с изучаемым словом.




Например, придумай предложение со словом «земноводные» или словами «правильная осанка». С оставьпредложения с однокоренными словами «полярный», «полярная», «полярное», определи род этих прилагательных.

Дописывание предложений по образцу.

Допиши по образцу.Акула живет в море. Щука _________________. Гуппи, меченосец, вуалехвост ________________________________.

Составление предложений с использованием опорных слов, которые написаны на доске или индивидуальной карточке.

Например, «Составь предложение, используя слова: Париж, Эйфелева башня, Лувр, Триумфальная арка, собор Парижской Богоматери» или «вечные снега, ледники, обвалы,снежные лавины»

7. Составление предложений с отгаданным словом. «Отгадай загадку: этот зверь какой-то странный, шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, вдвое сложится…… Придумай и запиши предложение с отгаданным словом».

8. Составление предложений из слов, которые даны вразбивку в нужной или в начальной форме. Например, «началось, космоса, в 20 веке, освоение». Или «питается, Человек, мясо, овощи, рыба, хлеб, молоко, фрукты». Чтобы ученики грамматически правильнее оформляли своё высказывание, можно слово, с которого должно начинаться предложение написать с заглавной буквы. В нашем примере – это слово «человек».

Работа с деформированным предложением приводит учащихся к мысли о необходимости расположения слов в определенном порядке и употреблении их в соответствующей форме.

9. Распространение предложений путем введения нескольких слов одной грамматической формы, например, прилагательных. В процессе обучения у школьников с нарушениями интеллекта накапливаются природоведческие представ­ления, соответственно расширяется и обогащается пассивный и активный словарь.От учащихся старших классов на уроках географии и естествознания необходимо требовать, чтобы они использовали разные части речи, в частности, прилагательные, благодаря которым можно выделить характерные, типичные признаки изучаемых объектов.Например, «У курицы тело (какое?) _________. Ноги (какие?) ____________ Крылья (какие?) ______________

10. Исправление ошибок (или редактирование предложений). Учащиеся учатся анализировать текст, отыскивая и исправляя нарушения логической последовательности в предложении, пропуск слов, неправильное использование названий, терминов, неверное толкование фактов. В то же время со стороны учащихся усиливается контроль за лексико-грамматическим оформлением предложения. Например, «Зачеркни неправильный ответ. Прочитай оставшееся предложение. Солнечные лучи в тропическом поясе: падают наклонно, падают отвесно, скользят по поверхности Земли».

От простых распространенных предложений следует переходить к более сложным синтаксическим конструкциям. Например, учащиеся могут, приводя доказательства, учиться строить сложное предложение с придаточным причины. Сначала педагог может дать образец. («Почему лягушку называют земноводным животным? Лягушку называют земноводной потому, что она может обитать и на суше, и в воде».

В дальнейшем образец давать необязательно. (Зачем надо делать зарядку или почему комплекс упражнений называют зарядкой? Что произойдет, если человек вырубит все деревья в лесу? Почему нельзя рвать для букетов редкие растения?)

Эти и другие приемы, направленные на коррекцию лексических нарушений на уроках природоведения, географии и естествознания позволят повысить качество образовательного процесса. Учитывая, что в слове представлено единство мышления и речи и оно выполняет как номинативную, так и когнитивную функцию, обогащение словарного запаса, уточнение значений новых слов, активизация словаря будут способствовать формированию мышления и других психических процессов у учащихся специальной коррекционной школы. Работа над словом продолжается и в процессе формирования связной устной речи.

Литература

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: Учеб. пособие для студ. дефект. фак. педвузов.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.:Лабиринт,изд.5-ое,1999.

3. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. Методические рекомендации - М.:Гном, 2001.

4. Львов М.Р., Горецкий ВГ., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений –М.: Изд. центр «Академия», 2010.

5. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

6. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1977.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: