ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ





Большое количество разнообразных деталей(39, 43, 48, 53, 61, 84) — демонстративность; живое воображение, творческая направленность.

Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей(24, 39, 44, 75, 76) — ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилепто-идная акцентуация; органическое поражение мозга.

Малое количество деталей, схематичность,в отношении к возрастной норме (14–19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102–104, 116, 127–129, 131) — астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.

Небрежность,в отношении к возрастной норме (22, 144) — импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию. Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют(74, 137, 148) — эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:

* увеличение числа и разнообразия деталей — положительное отношение;

* увеличение числа однообразных деталей — напряженное отношение;

* бедность деталей, схематичность, небрежность — отрицательное отношение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ

Стирание и исправление линий(29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.

 

Штриховка рисункапростым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) — тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется);

* размашистая штриховка,местами выходящая за контур рисунка (31, 42), — острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста);

* особо тщательная штриховка(27, 98) — тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;

* штриховка с сильным нажимом:зачернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) — эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.

Отклонение от вертикали(21, 23, 144, 154) — органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).

Нарушения симметрии(20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).

Двигательные персеверации(22) — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).

Распад формы,неопределенный, часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи,заполняющие весь лист (42, 63, 107) — импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста).

Грубое искажение формыи/или пропорций(21, 52, 60, 63–65, 101, 114, 116, 121, 144) — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Головоног(1) — до четырехлетнего возраста соответствует норме; позднее — задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость.

 

Схематический;руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) — до пяти с половиной лет соответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; негативизм; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

Схематический;одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной (17, 22, 505, 131) — до шести с половиной лет соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

Схематический;руки и ноги изображены двойной линией (3–6, 16, 18, 19, 42, 51 а, 63) — до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

Промежуточный между схематическим и пластическим(7-10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) — до подросткового возраста соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.

Карикатурный(53, 160–162) — демон-стративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью; желание «закрыться» от проверяющего.





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.01 с.