Учитель: На развитие культуры Средневековья, как на любые другие сферы общественной жизни того периода, значительное влияние оказала римская церковь. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, и только могущественным монолитом неизменно стояла христианская церковь. Во времена Средневековья влияние понтификата на светскую жизнь было безграничным. От своих верующих церковное духовенство жаждало в первую очередь денег и беспрекословного повиновения. Для закрепления своего влияния, Ватикану требовались особые методы, позволяющие подчинить себе верующих.
Ученый-археолог: С этого момента началось строительство в Европе знаменитых соборов. Величественные и могущественные, выполненные в готическом стиле, соборы располагались на центральной площади средневекового города. Верующие, посещающие соборы, каждый раз убеждались в том, что их земная жизнь не имеет никакой ценности по сравнению с божественным началом.
Мир романских соборов. XI-XIII века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И всё же ведущая роль принадлежала именно церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда, во времена клюнийского движения и борьбы с императорами, церковь приближалась к вершине своего могущества. Она не только оказывала огромное влияние на верующих, но и сосредоточила в своих руках колоссальные богатства, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. В это время возросло значение монастырей и их объединений, самым могущественным из которых было клюнийское. Клюнийцы стремились, чтобы в их храмах перед верующими представал образ могущественной обновлённой церкви.
|
Храмы большого размера нужны были не только для того, чтобы быть воплощением всемогущества Бога и его церкви. В XI-XIII веках религиозные чувства человека Средневековья тоже переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества. Прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживлённых путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.
Стиль, господствовавший в Европе в XI-XIII веках, а в некоторых странах сохранившийся и в XIII веке, называют романским (от латинского слова «Рома» - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приёмы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе (черты его видны даже в постройках Владимиро-Суздальской Руси). В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы её усложнялись и совершенствовались. Так, увеличились размеры восточной части храма, а под её полом стали располагать ещё одно помещение, именуемое криптой (от греческого слова «криптос» - тайный). Здесь иногда хранили ценные реликвии церкви, погребали служителей храма.
Сначала центральный неф покрывали деревянным потолком, но вероятность пожаров при этом намного увеличивалась. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжёлых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделявшие нефы. Чтобы стены не утратили надёжность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они часто напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма величавость, строгость, иногда даже суровость. В минуты опасности романские храмы часто служили надёжным убежищем.
|
Ещё одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.
«Библия в камне». Стены и своды романских соборов были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура, обычно создаваемая в форме рельефов. Лучшие образцы романских соборов являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры. Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход – портал (от латинского слова «порта» - вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценариями. Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.
Наверное, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар в бургундском городке Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера – Гизлеберт).
|
В центре композиции – неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него – ликующие праведники, по левую – трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Некоторые так боятся, что прячутся в складках одежды ангела. Самое замечательное в рельефе – богатство человеческих чувств. На лицах, в позах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера – не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.
Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капит Е лях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, торжествующего над врагами и беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Медленно приближаясь к алтарю, верующий успевал ещё раз пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библией в камне».
Впрочем, в скульптурном убранстве романских храмов проявились не только глубокие религиозные чувства людей того времени, но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь редкой сложности и красоты орнаменты, кентавров, крылатых драконов, играющих в шахматы обезьян. Нередко на фасадах церквей, в капителях их колонн словно оживают языческие представления древних германцев или кельтов. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Не случайно самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены вообще запрещали украшать свои храмы скульптурой.
Душа готики. В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть до конца Средневековья. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).
Во многом готический собор сохранял традиции романского. В его убранстве есть и башня у западного фасада, и порталы, богато украшенные скульптурой, и нефы, ведущие к алтарю, и поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. И конечно, не было никакого смысла, да и возможности, отвергать всё то, чего достигло романское искусство. Почти все его элементы остались, но изменились. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжёлый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» - такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – всё это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.
Столь выразительные изменения стали возможны в результате огромных достижений в технике строительства. Зодчие научились распределять тяжесть сводов, перенося её со стен на опорные столбы. Кроме того, значительная часть тяжести свода с помощью специальных полуарок (аркбутанов) передавалась на мощные столбы – контрфорсы, вынесенные из внутреннего пространства здания наружу. Благодаря этому можно было поднять своды на большую высоту. Если в самом высоком романском соборе – церкви аббатства Клюни – высота сводов составляла чуть более 30 м, то в самых больших готических соборах она достигала 40 и более метров.
Передача всей нагрузки на опорные столбы и контрфорсы позволила отказаться от толстых стен. Вместо них появились большие окна. В оконные рамы вставлялись собранные из разноцветных кусочков стекла изображения, скрепленные свинцовыми ободками. Они назывались витражами (от латинского слова «витрум» - стекло). На огромных сияющих витражах, сменивших фрески романских соборов, перед верующими представали Христос и Богоматерь, святые, различные библейские сцены. Через витражи в храм проникало много света, в солнечную погоду он играл на колоннах и на полу красочными бликами; казалось, даже воздух в храме светился.
Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, предметы священного культа (в котором тоже утвердился готический стиль), роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа. Эта неземная красота создавалась долгим трудом часто неизвестных нам гениальных мастеров – архитекторов, резчиков по камню, витражных дел мастеров. Их артели переходили из города в город, выполняя заказы епископов и монастырей, государей и горожан. Строительство стоило огромных денег и было столь трудоёмким, что даже в самом благоприятном случае продолжалось пару десятилетий, иногда затягивалось на несколько веков.
Ученый-архивариус: БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ О СКУЛЬПТУРНОМ УБРАНСТВЕ РОМАНСКИХ МОНАСТЫРСКИХ ХРАМОВ
Для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины, в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы – голова четвероногого. Здесь зверь – спереди конь, а сзади половина козы, там – рогатое животное являет с тыла вид коня.
Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе божьем, поучаясь.
Учитель: Склонный к аскетизму, Бернар осуждал чрезмерную, по его мнению, пышность отделки церковных зданий, полемизируя в этой связи со своим современником и соотечественником Сугерием, аббатом монастыря Сен-Дени, канцлером и биографом французского короля Людовика VI. Сугерий считал, что церкви следует пышно украшать, что красота отделки, золота, драгоценных камней должна помогать верующим чувствовать красоту и величие созданного Богом мира и через эту красоту постигать совершенство Бога. Бернар же, напротив, считал, что внешняя красота отвлекает от истинной веры, что увлечение украшением храма противоречит истинно христианским добродетелям.
Средневековые соборы это не только результат зодчества средневековых архитекторов. Соборы - живые свидетели человеческой истории, их стены видели войны, государственные перевороты, стихийные бедствия, однако ничто не смогло их разрушить, и дошедшие до нас сквозь века, они могут сказать нашим современникам больше, нежели любая летопись.