Направление
| Деятельность
|
Консервативное
(М.Катков, К.Победоносцев)
| Пропаганда идей рус ской самобытности, национализма, православия, самодержавия; создание террористических организаций «Священная дружина», «Добровольная народная охрана»
|
Либеральное земское
(В.И. Вернадский, П.А. Гейден, Д.Н.Шипов)
| Культурничество («теория малых дел»)
1. помощь развитию образования, здравоохранения (Петербургский комитет грамотности; Общество русских врачей)
2. неофициальные съезды земских деятелей («Беседы»)
3. издание «Русских ведомостей», «Вестника Европы», «Русской мысли»
4. развитие коллективных форм крестьянского хозяйства
|
Либеральное народничество
(Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, С.Н. Кривенко)
|
Направление
| Деятельность
|
Революционное народничество
| Революционный террор (1886 г. – группа А.Ульянова)
|
Марксисты (социал-демократы)
| борьба с народничеством и пропаганда марксизма
1883 г. – группа «Освобождение труда» в Женеве (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод)
1895 – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ульянов-Ленин)
|
Сравнение народничества и марксизма
народничество
| марксизм
|
Социалистические идеи, революционный путь преобразования общества
|
Считают революционным классом крестьянство
| Считают революционным классом рабочих
|
Признают террор как способ борьбы
| Отвергают террор
|
Цель – крестьянский общинный социализм, поэтому осуждают развитие капитализма, который разрушает общину
| Приветствуют развитие капитализма, т.к. увеличивается численность пролетариата
|
Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. (министр иностранных дел - Н.К.Гирс)
Задачи
| События
|
Укрепление влияния на Балканах
| Конфликт между Александром III и болгарским правительством; разрыв дипломатических отношений
|
Поиск союзников против Тройственного союза (1882):
Германия, Австрия, Италия
| 1891/92 г.г. – союз с Францией
|
Русская культура вт.пол. XIX в.в.
1. Литература
| 2. Просвещение
§ система образования
начальное образование (церковно-приходские и земские школы)
среднее образование (реальные училища и классические гимназии)
§ женское образование (гимназии, Бестужевские курсы, медицинские курсы)
|
Николай Некрасов
| Кому на Руси жить хорошо?
|
Иван Тургенев
| Дворянское гнездо; Накануне; Отцы и дети
|
Фёдор Достоевский
| Преступление и наказание; Идиот; Бесы; Братья Карамазовы
|
Александр Островский
| Гроза; Лес; Волки и овцы; Бесприданница; Таланты и поклонники
|
Михаил Салтыков-Щедрин
| Господа Головлёвы; История одного города
|
Николай Чернышевский
| Что делать?
|
Лев Толстой
| Война и мир; Анна Каренина; Воскресение
|
Николай Лесков
| Левша; Очарованный странник
|
Антон Чехов
| Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишнёвый сад
|
Наука 4. Музыка
Наука
| Учёный
| Открытие
| П.Чайковский (Евгений Онегин; Ромео и Джульетта; Лебединое озеро; Спящая красавица; Щелкунчик; Времена года)
Могучая кучка(русская национальная музыка)
М.Балакирев
Н.Римский-Корсаков (Псковитянка, Снегурочка, Садко)
М.Мусоргский (Борис Годунов; Хованщина)
А.Бородин (Князь Игорь; Богатырская симфония)
|
География
| П. Семёнов-Тяншанский
| Исследование Тян-Шаня; создание Русского географического общества
|
Н.Пржевальский
| Центральная Азия: Монголия, Гоби, Манчжурия
|
Н.Миклухо-Маклай
| Новая Гвинея, Филиппины
|
История
| С.М. Соловьев
| История России с древнейших времен – 29 т.
|
В.О. Ключевский
| «Курс русской истории»
|
Физика
| А.Столетов
| Фотоэлектрические явления
|
Химия
| А.Бутлеров
| Теория химического строения
|
Д.Менделеев
| Периодический закон химических элементов
|
Биология
| В.Докучаев
| Почвоведение
|
И.Сеченов
| Нейрофизиология
|
И.Пирогов
| Применение наркоза
|
И.Мечников
| Бактериология
|
Математика
| П.Чебышев
| Методы математического анализа, теория чисел, теория вероятности
|
С.Ковалевская
| --
|
Техника
| А.Можайский
| Создание летательных аппаратов
|
П.Яблочков, А.Лодыгин
| Электрическая лампа накаливания
|
А.Попов
| Радио
|
5.Изобразительное искусство
Академизм -направление в живописи XIX в., следование внешним формам классического искусства.
Реализм - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
| 6. Архитектура
Эклектика– смешение стилей внешнего декора (неоклассицизм, мавританский, русско-византийский, неоготика)
А.Штакеншейдер (Мариинский и Николаевский дворцы)
К.Тон (Храм Христа Спасителя; Большой Кремлёвский дворец)
5. Театр
знаменитые актёры: П.Садовский, П.Стрепетова, М.Ермолова, Комиссаржевская В.
1898- Московский Художественный театр (МХТ)— К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
|
Художник
| Произведение
|
М.Микешин
| «Тысячелетие России» (Новгород)
|
А.Опекушин
| Памятник Пушкину в Москве
|
И. Крамской
| Портрет Толстого; «Христос в пустыне»; основатель «Товарищества передвижных художественных выставок»
|
В.Перов
| «Тройка», «Чаепитие в Мытищах»
|
А.Саврасов
| «Грачи прилетели»
|
И.Шишкин
| «Утро в сосновом бору»
|
А.Куинджи
| «Ночь на Днепре»
|
И.Левитан
| «Над вечным покоем», «После дождя»
|
Айвазовский
| Маринист (морские пейзажи)
|
И.Репин
| «Бурлаки»; «Крестный ход в Курской губернии»; «Отказ от исповеди»; «Не ждали»; «Арест пропагандиста»; «Иван Грозный убивает своего сына»; «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану»; «Торжественное заседание Государственного совета»
|
В.Суриков
| «Утро стрелецкой казни»; «Боярыня Морозова»
|
В. Васнецов
| «Алёнушка»; «Иван-царевич на сером волке»
|
В.Серов
| «Девочка с персиками»
|
М.Врубель
| «Демон»; «Царевна-лебедь»
|
Музеи: Третьяковская галерея; Русский музей
|