Проблема бессознательного




Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация. Управление.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.

Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом вопросе, говорит, что материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие свойства и способности, вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы же те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием, которые делают возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи,которое выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей,

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.

Все явления, объекты,процессы беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце нагревается.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения, переход от отражения как всеобщего свойства материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия) к использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широко; как свойство явлений быть побудителем известных действий,способствовать активной ориентации в окружающем мире.

Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени.

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в появлении чувственности (способности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для животного мира.

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения

На стадии психического отражения получает свое развернутое выражение присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней активности и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей установок программ живого существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

 

 

Проблема бессознательного

В истории философии данная проблема, а также ее решение является реакцией на научную картину мира, в самом центре которой был тезис о рациональном познании.

Один из первых таких примеров был представлен Эдуардом фон Гартманом. Его работа «Философия бессознательного» которая вышла в 1868 в течении семи лет выдержала 7 изданий. Главным моментом в этой философии отмечается отрицание главенствующей роли разума и утверждение примата воли. В своих концепциях он опирался на взгляды Шеллинга и по мнению Гартмана, бессознательное - понятие об «абсолюте», которая является некой духовной субстанцией, которая непостижима для разума. В концепциях Гартмана выражается глубокий и принципиальный пессимизм. Если в жизни человека страданий гораздо больше, чем удовольствий, то главной целью является не познание бытия, а стремление к небытию.

Шеллинг считал, что первоисточник бессознательного относится к сфере мирового духа, который проникает как в жизнь человека, а также в потусторонние сферы. Шеллинг также отмечал, что природа берет отсчет в бессознательном и в конечном счете подходит к разумной и сознательной жизни.

По мнению Шопенгауера воля – это сила, мощная и необузданная, которая дает старт ко всем реалиям жизни, а также, что это нечто слепое и бессознательное. В его философии деятельность человеческого интеллекта составляет незначительную часть, которая не важна для познания. Человеческий разум может постигать исключительно явления, но не саму суть происходящего. Интеллект – это что-то порожденное и обусловленное, а бессознательное является естественным состоянием вещей, а также основой, благодаря которой в некоторых видах вырастает сознание.

Проблему бессознательного также рассматривал Гюстав Лебон, который был французским психологом. Его интересовала история цивилизации, роль человека и масс в становлении культуры и общественных учреждений. В его труде «Психология народов и масс» он опирался на то, что двигателем развития человечества является бессознательное начало, которое определяет мысли и поступки человека. Он считал, что бессознательное имеет прямую связь с наследственностью.

Одним из первых, кто научно обосновал проблемы бессознательного был ученый из Австрии Зигмунд Фрейд. Он считал, что бессознательное – это совершаемые человеком действия, в которых он не отдает себе отчета. В процессе долгих наблюдений за пациентами Фрейд пришел к заключению, которое перевернуло существующее представление о психике. Он считал, что бессознательное имеет врожденный характер и утверждал, что поведение человека в большой степени подчиняется влиянию подсознательных сил, влечениями. Фрейд считал, что влечения обуславливаются инстинктами, которые присущи людям, но главное - подавленными желаниями. Они могут быть увидены во сне или проявиться в речи и могут влиять на выбор профессии или творческой деятельности. Фрейд объяснял проблемы бессознательного с точки зрения мехаʜᴎϲтически - натуралистического мышления. Он думал, что инстинкт самосохранения выражается не самыми очевидными эмоциями, которые проявляются более скрытно и сложно.

Существует также другое учение, разработанное психоаналитиком и социологом Карлом Юнгом. Он считал, что первичные чувства - это феномены сознания, а не физическая реальность и не жизнедеятельность организма. Став известным ученым, Юнг подошел к выводу, что можно использовать метод ассоциаций для того, чтобы изучить психику человека. Фундаментальным методом психиатрических исследований является техника «свободных ассоциаций», разработанная Юнгом.

Без сомнения, можно говорить, что Зигмунд Фрейд, изучавший проблемы бессознательного внес существенный вклад в развитие психологии и даже направил ее по определенному пути.

Учитывая то, что далеко не все аспекты его теорий получили признание, а некоторые положения скорее принадлежат к историческим материалам, чем к науке о психологии, мы не можем не признавать, что эти идеи повлияли на разные сферы деятельности человека, такие как: медицина, социология, искусства. Его заслугой также можно считать разработку вопросов о динамичном соотношении бессознательных и сознательных мотивов поступков людей, а также о наличии различных уровней в психике.

Сознание – это пиковая форма психики человека, которая представляет из себя взаимосвязь чувственных, мыслительных, эмоциональных, а также волевых процессов, благодаря которым человек познает мир, а также улучшать его в соответствии со своими целями в жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: