Правописание ПРИ и ПРЕ, таблицы
Правописание ПРИ и ПРЕ, таблица
|
|
I. Фонетические (звукопись)
Средство выразительности | Определение | Пример |
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность |
II. Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. | И вы не смоете всей вашей чернойкровью/ Поэта праведнуюкровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушкасорока; жадновсматривается. | |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. | |
Метафора | Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонноеозеро, слов моих сухие листья, луковкицерквей, теплыйприем, цепь гор, хвостпоезда. | |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева | |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейкув дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия) | |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости | |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) | |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. | |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал | |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. | |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна | |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла (башня); говор(ропот) волн; шум(шелест) листвы. | |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварствои любовь; Белейлишь блеск, чернеетень. | |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутьемне явился... | |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) | Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить | |
Жаргонизм | Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. | |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность» | |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» | |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение | |
|
|
III. Стилистические фигуры
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Этоутро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы… |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть... |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! Икак чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет… |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу | Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению | Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо. |
Экспрессивная лексика | Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ
Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2 Превратите причастия в прилагательные.
Образец: пече нн ая в золе рыба – пече н ая рыба, позолоче нн ое кольцо – золоче н ое кольцо.
Кваше нн ая в бочке капуста, побеле нн ый потолок, растопле нн ое масло, груже нн ая лесом баржа, вымо-ще нн ая улица, ране нн ый в руку воин, давно не краше нн ые волосы, незасея нн ое поле, посаже нн ые детьми кусты.
Задание 3. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.
Задание 4. Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Коше н ый луг – нескоше нн ый луг
краше н ое изделие – давно не краше нн ый забор
плете нн ая умельцем корзина – корзина не сплете н а
купле нн ый хлеб – ране н ый солдат
да нн ый пример – тка н ый узор
полусожже нн ая рукопись – полувяле н ая рыба
мороже н ое мясо – незамороже нн ая ягода
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.
Смуще_ыйю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.
Задание 6. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_оприда_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.