Социологические и интегрированные подходы к изучению поведения потребителей




Социологические модели, примером которых является модель Торстейна Веблена, в отличие от предыдущих теорий, по которым считалось, что главным является внутренний мир, акцентирует внимание на влиянии окружения: людей, классов, групп, семьи, культуры, социума. Согласно этой теории каждый из потребителей испытывает влияние вкусов или предпочтений других людей. При этом люди определяются как социальные существа, а свободный выбор потребителя - как миф, потому что любой выбор абсолютно детерминированный окружением. Поведение потребителя является реализацией совокупности ролей и статусов в рамках существующих социальных институтов, организующих совместную деятельность людей в целях удовлетворения определенных потребностей общества.

Под институтами Веблен понимал

o привычные способы реагирования на стимулы;

o структуру экономического механизма;

сочетают влияние как внешних, так и внутренних факторов. Именно в этом заключается сущность современных подходов к изучению поведения потребителя.

Ядро модели - процесс принятия потребителем решения о покупке (рис. 2.2).

При этом на потребителя действуют определенные факторы, которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа - это факторы внешнего воздействия, которые, в свою очередь, можно разделить на побудительные маркетинговые, с помощью которых предприятие пытается повлиять на процесс принятия решения потребителем, и неуправляемые факторы социокультурного влияния.

Вторая группа факторов называется ситуативных, которые во многом зависят от потребителя, его проблем, образа жизни, однако не являются глубинными психологическими или физиологическими факторами.

Третья группа факторов - это факторы внутреннего воздействия, состоящие из психологических и личностных характеристик потребителя. Они являются наиболее неожиданными факторами участвующих в принятии решения о покупке.

Все эти составляющие попадают в «черного ящика» потребителя и в результате принятия решения о покупке превращаются в совокупность реакций: выбор товара, выбор торговой марки, выбор торгового посредника, выбор времени и объема покупки.

Рис. 2.2. Модель поведения конечных потребителей (усовершенствована [16, 27])

Эти факторы являются одной из двух частей так называемой «черного ящика» или подсознания потребителя. Другой частью "черного ящика" является процесс принятия решения о покупке.

В "черный ящик" происходит преобразование стимулов в реакцию. Психологические и личностные характеристики потребителя влияют на восприятие им стимулирующих средств и реакции на них, а процесс принятия решения непосредственно обусловливает поведение потребителя.

Для того, чтобы ответить на один из основных вопросов маркетинга - как реагируют покупатели на различные маркетинговые приемы, маркетологи должны выяснить, что скрывается в этой "черной сундука».

 

 

Вопросы для повторения материала

 

1. Подходы к моделированию поведения потребителей.

2. Определение бюджетной линии и кривой безразличия и их экономическое содержание.

3. Классическая модель экономического потребления.

4. Основные аксиомы микроэкономического подхода к моделированию поведения потребителей.

5. Теория реакции на раздражающий фактор как составляющая психологического подхода к моделированию поведения потребителей.

6. Теория познания как составляющая психологического подхода к моделированию поведения потребителей.

7. Психоаналитическая теория мышления как составляющая психологического подхода к моделированию поведения потребителей.

8. Сущность социологического подхода к моделированию поведения потребителей.

9. Сущность интегрированного подхода к моделированию поведения потребителей.

Вопросы для обсуждения

1. Какая из теоретических моделей поведения потребителей наиболее точно объясняет ее сущность?

2. С помощью какого подхода к моделированию поведения потребителей можно спрогнозировать вероятность покупки определенного товара? Возможно ли это вообще?

3. Сравните основные подходы к моделированию поведения потребителей. Которые они имеют общие и отличительные черты?


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: