Механизм реализации проекта




Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактической игры

Проект «Учимся, играя»

 

 

2016-2017 уч. год

Паспорт проекта

Наименование проекта «Учимся, играя»

Основные разработчики проекта Воспитатель

Цели и задачи проекта

Цель проекта. Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.

4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Сроки и этапы реализации проекта - реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2016 г. по май 2017 г.

Подготовительный этап: сентябрь-ноябрь 2016г.

Основной этап: декабрь - апрель 2016/17г.

Заключительный этап: май 2017г.

Перечень основных мероприятий:

- Анкетирование родителей первой младшей группы,

- Диагностика сенсорных способностей детей

- Составление календарного плана

- Изготовление самодельных дидактических игр

- Родительское собрание «Участвуем в проекте»

- Родительская гостиная «Учимся мастерить и играть»

- Выпуск брошюры, буклета и рекомендаций для родителей

- Сенсорные занятия, практические занятия

- Игры – занятия с элементами экспериментирования

- Чтение и заучивание стихов, потешек-

- Разгадывание загадок о геометрических фигурах

- Выставка дидактических игр и игрушек

- Выставка художественной и методической литературы по сенсорному развитию

- День открытых дверей

- Фото- коллаж.

Исполнители проекта и основных мероприятий - дети, воспитатели, родители второй группы раннего возраста.

Ожидаемые конечные результаты проекта - решение поставленных задач обеспечат достижение

 

цели:

1Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4..Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

 

Актуальность проекта

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Выявлены противоречия: между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности.

Для решения данной проблемы был разработан проект «Учимся, играя». За содержащую основу проекта выбрана авторская программа под ред. М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

В данном опыте предоставлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка раннего возраста через дидактическую игру, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Организуя игру, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, чторазвитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчё ркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, овладевать разнообразными умениями, испытывать от этого радость открытия, постарайтесь научить ребенка играть.

Новизна материала

В данном материале мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами игрового материала для формирования сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в ДОУ и семье.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.

4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Партнеры проекта

Детский сад, родители первой младшей группы, воспитатели.

Целевая группа проекта

Проект адресован детям первой младшей группы. Дети третьего года жизни продолжают интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в

пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что дети узнают в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у них теперь не только крыша, но и морковка, ёлочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Познавательная потребность, сформированная у малышей третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей. Сенсорное развитие происходит, как и ранее, в ходе специальных игр - занятий, и в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр - занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. Детей необходимо знакомить с девятью цветами: семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, черный и белый). С такими формами, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Но при этом не следует добиваться от малышей запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами. Первые игры должны быть лёгкими для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Обучение должно проходить в игровой форме; время проведения игр - занятий не должно превышать 5 – 10 минут.

Механизм реализации проекта

Анкетирование родителей группы, диагностика сенсорных способностей детей, составление календарного плана, изготовление самодельных дидактических игр, родительское собрание «Участвуем в проекте», родительская гостиная «Учимся мастерить и играть», выпуск брошюры, буклета и рекомендаций для родителей, сенсорные занятия, развлечения, практические занятия, игры – занятия с элементами экспериментирования, чтение и заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах, выставка дидактических игр и игрушек, художественной и методической литературы по сенсорному воспитанию день открытых дверей, сенсорное развлечение по сказке «Колобок», фото- коллаж.

Ресурсное обеспечение

Кадровые: воспитатели, родители первой младшей группы.

Материально – технические: Создание развивающей среды. Познавательная литература, аудиозаписи, фотоаппарат, презентации, дидактические игры, упражнения, развлечения, задания на развитие мышления и памяти, приготовленные руками воспитателей. Дидактический материал (мозаика (простая и магнитная, мелкий конструктор, лото, пирамидки, матрёшки, магнитные игры. Мольберт для рисования мелом и магнитной доской. Тазики для экспериментирования с водой, песком. Клеёнчатые фартучки для игр с песком и водой, наборы цветных камушек, ракушек, песочные наборы для игры с песком. Мелкие игрушки из разного материала для игры «что плавает, что нет», пробки от пластмассовых бутылок, деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветная бумага, самоклеющаяся бумага.

Методические:

1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.

2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.

4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

5. Новотворцева, Н. В. развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 235с. б.

6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.

7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.

8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст]: Е. Смирнова // дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32.

10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. - М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 – 6.

11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст]: «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н. Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС»,2008.

12. Колесникова, Е. В. две книги в одной. [Текст]: лицей для малышей 2 – 3 лет, тесты длядетей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА, 2006. – 47с. С18 – 22.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: