Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
Количественная обработка:
1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;
2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.
Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.
При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.
Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;
3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.
По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУРа. (Психологическая коррекция умственного развития учащихся /Под ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. - М, 1990. - С. 33-35; 115-117);
4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.
Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
- первая - наиболее успешные - 10%;
- вторая - близкие к успешным - 20%;
- третья - средние по успешности - 40%;
- четвертая - малоуспешные - 20%; 1
- пятая - наименее успешные-10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из них заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.
Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;
5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;
6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа "лучше", "хуже", "выше", "ниже", основанные на подсчете баллов, полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно рекомендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 - у восьмиклассника.
Ясно, что общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа - выяснение количества баллов, полученных учащимися по каждому субтесту.
Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.
Качественная обработка:
1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;
2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.
Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.
По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;
3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;:
- выявление типичных ошибок при установлении логических связей;
характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.
Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;
4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;
5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям:
- определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам;
- выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;
6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и групповой: - на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления - представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:
- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;
- каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;
7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам.;
Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.
Описание и примеры набора заданий № 1А.
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример: одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и....?
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет "жизнеописание". Поэтому оно должно быть подчеркнуто.
Следующий пример: противоположным к слову "отрицательный" будет слово...?
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и подчеркнуто.
Задание № 1А.
1. Начальные буквы имени и отчества называются...? а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. Гуманный - это...? а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть...? а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова "демократия" и...? а) анархия;
б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...? а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -это...? а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это...? а)интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это..? а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности называется...? а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.
10. Противоположностью понятия "лицемерный" будет...? а)искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...? а)компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.
12. Этика - это учение о...? а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе;
д) искусстве.
13. Противоположностью понятия "идентичный" будет...? а)тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах -это...? а) закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.
15. Оппозиция - это...? а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.
16. Цивилизация - это...? а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и...? а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.
18. Коалиция - это...? а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и...? а)человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;
д)нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...? а)демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом;
д)анархистом.
Описание и примеры набора заданий 2А.
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово - синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать модно только одно слово.
Пример: век: а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ: "столетие". Поэтому это слово подчеркнуто.
Следующий пример: прогноз - а) погода; б) донесение;
в)предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово "предсказание". Оно и подчеркнуто.
Набор заданий № 2 А.
1. Прогрессивный - а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г)отсталый.
2. Аннулирование - а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
3. Идеал - а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.
4. Аргумент - а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
5. Миф - а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука,
6. Аморальный - а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
7. Анализ - а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
8. Эталон - а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.
9. Сферический - а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.
10. Социальный - а) принятый; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.
11. Гравитация - а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.
12. Сентиментальный - а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный..
13. Экспорт - а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
14. Эффективный - а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.
15. Мораль - а) этика; б) развитие; в) способности; г) право..
16. Модифицировать - а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.
17. Радикальный - а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
18. Негативный - а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
19. Субъективный - а) практический; б) общественный; в) личный; г) скрытый.
20. Аграрный - а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.
Описание к примеру набора заданий № 3А
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
Пример: песня: композитор = самолет:?
а) аэропорт; б) полет; в)конструктор; г) горючее; д) истребитель.
Правильный ответ: "конструктор". Поэтому это слово подчеркнуто Следующий пример: добро: зло = день:?
а) солнце; б) ночь; в) неделя; г)среда; д)сутки.
Здесь правильным ответом будет слово "ночь", поэтому оно подчеркнуто.
Набор заданий № ЗА.
1. Глагол: спрягать = существительное:? а) изменять; б) образовывать; в)употреблять; г) склонять; д) писать.
2. Холодно: горячо = движение:? а) инерция; б) покой; в) молекула; г)взаимодействие.
3. Колумб: путешественник = землетрясение:? а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.
4. Слагаемое: сумма = множители:?
а) разность; б) делитель; в)произведение; г) умножение; д) число.
5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы:?
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.
6. Папоротник: спора = сосна:?
а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д)ель.
7. Стихотворение: поэзия == рассказ;?
а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.
8. Горы: высота - климат:? а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.
9. Растение: стебель = клетка:? а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.
10. Богатство: бедность = крепостная зависимость:? а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.
11. Старт: финиш = пролог:? а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.
12. Молния: свет = явление тяготения:?
а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.
13. Первобытно-общинный строй: рабовладельческий строй == рабовладельческий строй:?
а) социализм; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.
14. Роман: глава = стихотворение:? а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.
15. Тепло: жизнедеятельность = кислород:? а) газ; б) растение; г)развитие; д) дыхание.
16. Фигура: треугольник = состояние вещества:? а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.
17. Роза: цветок = капиталист:? а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс; д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон:?
а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.
19. Прямоугольник: плоскость = куб:? а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.
20. Война: смерть = частная собственность:? а) феодалы; б) капитализм; в)неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.
21. Числительное: количество = глагол:? а) идти; д) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.
22. Север: юг = осадки:? а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д)климат.
23. Диаметр: радиус == окружность:?
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.
24. Эпителий: ткань = аорта:?
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
25. Молоток: забивать == генератор:?
а) соединить; б) производить; в)включать; г) изменять; д) нагревать.
Описание и примеры набора заданий № 4.
Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
Пример: а) тарелка, б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пяток слова обозначают посуду, а третье слово -мебель. Поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример: а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.
Четыре слова обозначают состояние движения, а слово "сидеть" - покоя. Поэтому подчеркнутое слово "сидеть".
Набор заданий № 4А
1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
3. а) барометр, б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.
7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.
8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
Описание к примеру набора заданий № 5
Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Пример: ель - сосна. Правильным ответом будет: "хвойные деревья". Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.
Следующий пример: дождь - град. Правильным ответом будет:
"осадки". Это слово и следует написать.
Набор заданий № 5А
1. Азия - Африка.
2. Ботаника - зоология.
3. Феодализм - капитализм.
4. Сказка - былина.
5. Газ - жидкость.
6. Сердце - артерия.
7. Копенгаген - Манагуа.
8. Атом - молекула.
9. Жиры - белки.
10. Наука - искусство.
11. Стойкость - мужество.
12. Ампер - вольт.
13. Канал - плотина.
14. Мозаика - икона.
15. Облачность - осадки.
16. Сумма - произведение.
17. Иносказание - описание.
18. Классицизм-реализм.
19. Цунами-ураган.
Описание и примеры задания № 6
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
Пример: 2,4,6, 8, 10,...
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.
Следующий пример: 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12,...
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.
Набор заданий № 6А.
1) 6 9 12 15 18 21...
2) 9 1 7 1 5 1...
3) 2 3 5 6 8 9...
4) 10 12 9 11 8 10...
5) 1 3 6 8 16 18...
6) 3 4 6 9 13 18...
7) 15 13 16 12 17 11...
8) 1 2 4 8 16 32 '...
9) 1 2 5 10 17 26...
10) 1 4 9 16 25 36...
11) 1 2 6 16 31 56...-
12) 31 24 18 13 9 6...
13) 174 171 57 54 18 15...
14) 54 19 18 14 6 9...
15) 301 294 49 44 11 8
Правильные ответы к заданиям формы А теста ШТУР
Номер задания | ||||
№ 1А | №2А | №ЗА | №4А | №6А |
1.6 | 1.6 | 1.г | 1.6 | 1.24 |
2.6 | 2.6 | 2.6 | 2. а | 2.3 |
З.в | З.г | З.д | З.д | 3. 11 |
4. в | 4. а | 4. в | 4. а | 4.7 |
5. в | 5. в | 5. г | 5. а | 5.36 |
6.Д | 6. г | 6. г | 6. а | 6. 24 |
7. в | 7.6 | 7.д | 7. в | 7. 18 |
8.6 | 8. г | 8.6 | 8. в | 8.64 |
9. г | 9.6 | 9. а | 9.Д,. | 9.37 |
10. а | 10. г | 10.6 | 10. г | 10.49 |
11.а | 11.а | 11.д | 11.6 | 11.92 |
12.6 | 12.6 | 12. в | 12.6 | 12.4 |
13.г | 13. в | 13.д | 13.6 | 13.5 |
14. д | 14.6 | 14. в | 14. г | 14.2 |
15. а | 15. а | 15. д | 15. в | 15.4 |
16. г | 16. г | 16. а | 16.6 | |
17. г | 17. а | 17. г | 17. в | |
18.д | 18. в | 18.а | 18. г | |
19. а | 19. в | 19. а | 19. г | |
20. в | 20. в | 20. в | 20. в | |
21.6 | ||||
22. г | ||||
23. а | ||||
24. в | ||||
25.6 |
Варианты ответов в заданиях субтеста 5А (обобщение)
№№ п/п | Оценка, баллы | ||
1. | Части света | Материки, континенты | Страны, экватор, климат |
2. | Биология, наука о живой природе | Наука, предмет | Природа |
3. | Общественный строй, социально-экономическая формация | Общество, ступени развития | Классы, история, буржуазия, угнетение |
4. | Устное народное творчество, фольклор | Литература, мудрость, творчество | Предание, выдумка, легенда, миф |
5. | Состояние вещества, агрегатное состояние вещества | Вещество, состояние тела | Химия, физика |
6. | Органы кровообращения | Внутренние органы, органы человека | Биология, сосуды, анатомия, части тела |
7. | Столицы | Города | Страны, острова |
8. | Мельчайшие частицы вещества, состав вещества, составные части вещества | Частица, вещество | Состав клетки |
9. | Органические вещества | Состав вещества, вещество | Витамины, углеводы, состав клетки, молекулы |
10. | Культура, виды деятельности | Творчество | Этика, знание, просвещение |
11. | Положительные черты характера | Качества (черты) характера, характер | Сила,храбрость |
12. | Электрические единицы измерения | Физические величины, электричество, единицы измерения | Единица, учение, прибор |
13. | Искусственные водные сооружения, водные сооружения | Сооружение, водоем, водохранилище | Вода, энергия, строение, природа |
14. | Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства | Искусство, творчество | Живопись, изображения, фрески, церковь |
15. | Атмосферное явление, климатические явления | Климат, явление (состояние погоды) | Циклон, природа, дождь |
16. | Результаты математических действий | Математические действия, операции с числами | Математика, решение |
17. | Литературные приемы | Способы изложения | Творчество, рассказ, сравнение |
18. | Направление в искусстве, художественный стиль | Литературные направления | Литература, формулировка |
19. | Стихийное бедствие | Стихия | Разрушение |