I. Организационный момент.




II. Устный счёт.

1. Работа над пройденным материалом должна быть подчинена подготовке к рассмотрению нового приёма деления с остатком и закреплению приема, рассмотренного на предыдущем уроке. При подборе упражнений для устных вычислений особое внимание, естественно, обратить на табличное умножение и деление, повторение рядов чисел, которые делятся на данное число, а также требовать от детей подробного объяснения решения примеров на табличное и внетабличное деление с остатком.

№ 4.

Какое самое большое число до 47 делится без остатка на 5? на 6? на 8? на 9?

№ 5.

Уменьшите на 18 числа: 30, 38, 70, 98.

Уменьшите в 9 раз числа: 27, 90, 72, 54.

Задание на смекалку.

Как из каждого числа первой строки получено записанное под ним число второй строки?

Продолжите второй ряд чисел:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

2) 7, 10, 13, 16, 19, 22, ….

III. Работа над новым материалом.

Рассмотренный на предыдущем уроке прием деления с остатком легко применяется детьми, хорошо усвоившими ряды чисел, которые делятся на любое заданное однозначное число. Только в этом случае «легко» вспомнить самое большое число, предшествующее делимому, которое делится без остатка на делитель. Именно поэтому для некоторых детей этот прием может оказаться подходящим в одних случаях и трудным – в других, когда соответствующие ряды чисел усвоены ими еще недостаточно прочно. В связи с этим представляется важным познакомить всех учащихся со способом подбора частного при делении с остатком, который хорошо был усвоен для случаев деления без остатка при изучении табличного и внетабличного деления.

Так, решая пример 48: 8 = 8, ученики рассуждали следующим образом:

– На какое число надо умножить 8, чтобы получилось 48?

– Это число 6, так как 8 · 6 = 48, значит, 48: 8 = 6.

Если им трудно было сразу указать нужное число, то они использовали метод подбора, пробуя, например, умножить 8 на 5. Получив при этом 40, они легко переходили от этого примера к нужному:

– Если умножить 8 на 5, получится 40, а надо получить 48, значит, надо взять не 5 раз по 8, а 6 раз.

– В частном будет 6.

Аналогично строится и рассуждение при делении с остатком.

– Пусть надо 50: 8.

– Будем подбирать частное: возьмем 5, умножим 8 · 5 = 40, то тогда остаток будет 50 – 40 = 10, а 10 больше, чем 8, значит, взяли мало, в частном будет больше.

– Пробуем 8 · 6 = 48, остаток 50 – 48 = 2. Он меньше делителя, значит, в частном получится 6, а в остатке 2.

Чтобы подготовить детей к сознательному восприятию рассмотренного приема, как это видно из приведенного выше объяснения, важно предварительно вспомнить с ними прием подбора частного на примерах из табличного и внетабличного умножения:

48: 8 96: 32

Повторить ещё, что остаток всегда должен быть меньше делителя. Проведя после этого приведенное выше объяснение (в случае необходимости можно в ходе этого объяснения использовать и наглядность), учитель должен предложить детям прочитать объяснение по учебнику и решить с пояснением задание № 1 (можно использовать оба рассмотренных способа).

№1:

53: 8

I способ:

Учащиеся. 53 не делится на 8 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 53 делится на 8 без остатка. Это 48.

Найдём частное: 48: 8 = 6

Найдём остаток: 53 – 48 = 5

53: 8 = 6 (ост. 5)

II способ:

53: 8

Учащиеся. Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8 · 2 =16; найдём остаток и сравним его с делителем: 53 – 16 = 37, 37 > 8, значит, 2 мало.

Пробуем в частном 3. Проверим: 8 · 3 = 24, 53 – 24 = 29, 29 > 8, значит, 3 мало.

Пробуем в частном 4. Проверим: 8 · 4 = 32, 53 – 32 = 21, 21 > 8, значит, 4 мало.

Пробуем в частном 5. 8 · 5 = 40, 53 – 40 = 13, 13 > 8, значит, 5 мало.

Пробуем в частном 6. 8 ·6 = 48, 53 – 48 = 5, 5 < 8, значит, частное 6, а остаток 5.

С записью на доске и в тетрадях решается задача на деление с остатком (задание № 2).

№ 2:

20: 3 = 6 (ост. 2)

О т в е т: 6 троек самолётов поднимется в воздух и 2 самолёта останется на земле.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Для самостоятельной работы можно предложить задачу № 3 (учащимся полезно предварительно под диктовку записать ее кратко в форме таблицы):

 

В 1 день Кол-во дней Всего мешков
Одинаковое 3 д. 48 меш.
? 80 меш.

 

1) 48: 3 = 16 (меш.) – в 1-й день

2) 80: 16 = 5 (д.)

О т в е т: на 5 дней хватит 80 мешков.

2. Примеры № 6.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, чему учились вы сегодня на уроке?

Дети. Мы учились решать примеры на деление с остатком методом подбора.

Учитель. Что закрепляли сегодня на уроке?

Дети. Закрепляли умение решать задачи и примеры.

Домашнее задание: с. 26, № 6.

У р о к 24. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ
С ОСТАТКОМ
(с. 27)

Цели: учить детей решать задачи на деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

В устный счет на уроке включить задания № 3, № 5 и задание «Найди лишнее выражение».

1. № 3:

Какое самое большое число до 53 делится без остатка на 9? на 8? на 7?

2. № 5:

В среду в библиотеке побывало 34 человека, в четверг – на 25 человек меньше, а в пятницу в 3 раза больше, чем в четверг. Объясните, что обозначают выражения, и вычислите их значения: 34 – 25, (34 – 25) · 3.

Задание «Найди лишнее выражение»

27 + 30 20 + 37 50 + 7

34 + 23 45 + 12 40 + 16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: