ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА.
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.
Цели производственной практики
Целью производственной практики «Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая практика по профилю по специализации» по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация: «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» является овладение студентами практическими умениями и формированием опыта самостоятельной профессиональной деятельности на основе развития комплекса общекультурных и профессиональных компетенций.
2. Задачами производственной практики являются: развитие интереса к профессиональной деятельности; формирование у студентов важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с детьми и подростками группы риска и их отработка в условиях учреждений образования, в центрах и учреждениях психологической и комплексной помощи, в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также развитие профессионального мировоззрения и личностно-профессиональных качеств, необходимых для осваиваемой профессиональной деятельности.
3. Краткое содержание
Подготовительный этап: установочная конференция, знакомство с учреждением и системой работы специалиста по комплексному сопровождению воспитанников данного учреждения. Исследовательский этап: изучение и анализ технологий комплексного сопровождения детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации или группы риска в базовом учреждении, проектирование собственной профессиональной деятельности. Аналитический этап: обработка и анализ полученной информации, подготовка отчетной документации по практике.
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины у студента формируются следующие компетенции:
Код компетенции | Наименование компетенции из образовательной программы | Результаты обучения | Уровень сформированности компетенции | |||||||
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | ||||||||||
ОПК-1 | Способность использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности (ОПК-1) | Знать/ понимать | - знать основные теории, закономерности, методы воспитания ребенка; - знать особенности психического развития человека на различных возрастных этапах; - иметь представление об особенностях взаимодействия с разными категориями воспитанников; | Повышенный (продвинутый) уровень | ||||||
Уметь/ применять | -общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и - применять основные теории, закономерности, методы воспитания ребенка в профессиональной деятельности в различных образовательных организациях, в учреждениях пенитенциарной системы; - выстраивать взаимодействие с участниками образовательных отношений, специалистами социальной сферы, органов внутренних дел в процессе социализации, социального воспитания человека. | |||||||||
Профессиональные компетенции (ПК) | ||||||||||
ПК-43 | Способность проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты образовательного процесса по дисциплинам (модулям) психолого-педагогического профиля в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся (ПК-43) | Знать/ понимать | - особенности проектирования, осуществления, контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса по дисциплинам психолого-педагогического профиля; закономерности организации коммуникации и взаимодействия обучающихся | Повышенный (продвинутый) уровень | ||||||
Уметь/ применять | -проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по дисциплинам психолого-педагогического профиля, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся | |||||||||
Профессиональные специальные компетенции (ПСК) | ||||||||||
ПСК-4.2 | Способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия (ПСК-4.2) | Знать/ понимать | - сущность психолого-педагогической диагностики - сущность психосоциальных проблем, их виды, проявления в жизнедеятельности человека - сущность и виды отклонений социального и личностного развития детей и подростков - признаки семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье - методы психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, - знать методы диагностики признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье | Повышенный (продвинутый) уровень | ||||||
Уметь/ применять | -использовать современные методы и технологии в - уметь отбирать методы психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье, - владеть методами психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений личностного и социального развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье, уметь анализировать результаты диагностики - использовать результаты психолого-педагогической диагностики в собственной профессиональной деятельности психосоциальных проблем и отклонений личностного и социального развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье | |||||||||
ПСК-4.3 | Способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения (ПСК-4.3) | Знать/ понимать | - сущность, принципы и алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в образовательной организации - специфику содержания и структуры программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска | Повышенный (продвинутый) уровень | ||||||
Уметь/ применять | - логикой и методиками проектирования программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска; - реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития | |||||||||
Дополнительные профессиональные компетенции (ДПК) | ||||||||||
ДПК-4 | Способность соблюдать и защищать права и свободы участников образовательных отношений, принимать меры к восстановлению нарушенных прав (ДПК-4) | Знать/ понимать | - знать юридические основы профессиональной деятельности социального педагога; - знать алгоритм работы по защите прав участников образовательных отношений | Повышенный (продвинутый) уровень | ||||||
Уметь/ применять | - разрабатывать и реализовывать программы защиты прав участников образовательных отношений; - выстраивать взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций по защите и восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений. | |||||||||
Содержание практики
№ | Задания | Виды деятельности | Формы отчетности |
Знакомство с социально-педагогическим учреждением или углубленное изучение особенностей деятельности учреждения. | Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и функциональных обязанностей специалиста. | Характеристика базового учреждения. Портфолио специалиста (ксерокопии документов, отражающих специфику учреждения: устав, перечень специалистов и т. д.). | |
Знакомство с системой работы социального педагога по комплексному сопровождению ребенка или группы лиц, имеющих проблемы (девиантное поведение). | Анализ методов, форм и средств работы с конкретной категорией детей или личностью. Оценка личностных ресурсов практиканта по самостоятельному решению проблемы ребенка или группы. | Анализ программы практики и темы курсовой работы на степень соответствия ресурсным возможностям базового учреждения и практиканта. | |
Составление индивидуального плана работы. | Определение проблемы для самостоятельного решения. Выбор технологии или метода в решении проблемы. Обоснование выбора с учетом лимита времени практики. | Индивидуальный план работы. | |
Подготовка к самостоятельной реализации технологии (методики, системы и т.д.) комплексного сопровождения (поддержки, помощи и т.д.) детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации в базовом учреждении. | Описание системы или технологий комплексного сопровождения и (или) взаимодействия специалистов в базовом учреждении и других служб вне учреждения, оказывающих помощь данной категории детей. Анализ нормативно-правового обеспечения защиты прав детей в данном учреждении. | Анализ комплексного сопровождения ребенка или группы по решению проблемы, с определением роли и направлений деятельности социального педагога/ов в команде специалистов, результаты работы и их эффективность. | |
Проектирование собственной профессиональной деятельности по решению вопросов развития и помощи конкретному ребенку (группе) или преобразования какого-либо объекта. | Разработка проекта коррекционно - развивающей программы и/или индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка или группы, и/или программы реабилитации, профилактики. | Проект коррекционно-развивающей программы или индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка или группы; Программа коррекции, профилактики, реабилитации по проблеме. Отзыв специалистов базового учреждения о степени самостоятельности, возможностях внедрения в практику работы учреждения. | |
Овладение алгоритмом решения типичных для данного учреждения проблем. | Реализация технологического подхода к решению типичной проблемы: - проведение диагностики проблемного ребенка, - определение направления и вида коррекционно-развивающей и консультативной помощи; - выбор методов, средств и форм; - обоснование выбора; - выделение критериев результативности деятельности социального педагога и его роли в команде специалистов; - анализ результатов самостоятельной деятельности и их оценка. | Анализ алгоритма решения типичных для данного учреждения проблем с приведением конкретных примеров. | |
Знакомство с этическим кодексом социального педагога в данном учреждении. | Изучение характера взаимоотношений социального педагога с детьми, родителями, другими специалистами. | Анализ соответствия этического кодекса специалиста с учетом специфики данного учреждения и стиля профессиональной деятельности социального педагога. | |
Помощь специалисту в его повседневной работе. | Выполнение конкретных поручений социального педагога. | Анализ характера выполняемых поручений социального педагога. | |
Научно-исследовательская и методическая деятельность будущего специалиста. | Презентация собственного научно-исследовательского опыта по решению социальных проблем, вошедшего в содержание курсовой работы в базовом учреждении. | Возможности внедрения и/или использования в деятельности учреждения. Текст доклада на конференции или эссе, тезисы, статья (по рекомендации научного и/или группового руководителя). | |
Итоги практики. | Самоанализ педагогической деятельности, оформление полученных результатов. Подготовка к зачету. | Дневник. Отчет о практике. Ведомость. |
Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Процедура формирования результирующей отметки
Оценочные средства промежуточной аттестации по практике включают:
- отчетные документы (отчет, ведомость (отзыв руководителя от базы практики с отметкой), дневник, индивидуальный план практики, и др.),
- защиту отчета/выступление на конференции.
Вопросы для обсуждения на итоговой конференции
1. Определите актуальные проблемы реализации воспитательной функции в деятельности социального педагога в базовом учреждении.
2. Как протекает социализация детей в контексте решения их проблем в данном учреждении?
3. Определите соответствие психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса целям и задачам учреждения.
4. Как организуется субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса (социальный педагог – ребенок – родители – специалисты – воспитатели – педагоги)?
5. Какие современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей Вы использовали на практике?
6. Какие виды научно-методической работы, выполняются специалистами? Какую роль в становлении профессиональной компетентности выполняют научно-методические объединения?
7. Подготовьте к защите или презентации свой проект коррекционно-развивающей программы или индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения. Какой эффект ожидаете от реализации данного проекта в учреждении?