· Разработайте критерии эффективности использования инры в образовательных ситуациях, организованных педагогом.
· Проанализируйте представленные образовательные ситуации в соответствии с ними.
Пример 1.
Конспект комплексной игры по ознакомлению с окружающим в старшей группе. «Вода, вода, без неё куда?»
Программное содержание:
- Обобщить полученные представления о воде и её свойствах.
- Продолжать формировать представления о правилах безопасного поведения с водой и ее агрегатными состояниями.
- Вызвать чувство радости и удовольствия от игровой деятельности.
- Воспитывать умение работать в команде и стремление добиваться успеха.
Материалы: значки для поощрения (капельки и снежинки); карточки-модели для фланелеграфа «добрая и злая вода» (вода из крана, сосулька на крыше, человек тонет, вода тушит пожар, коньки на льду и т. д.); два фланелеграфа на мольбертах; два таза с водой; предметы для экспериментирования (деревянные досочки, кусочки пенопласта, паралона, пластмассы, гвоздики, монетки и др.), картинки с изображением различных предметов (сахар, камень, рубашка, электрическая розетка, подсолнечное масло и др.)
Ход:
Организация: дети разделены на две команды «Дождинки» и «Снежинки», у каждого есть эмблема. Дети сидят на стульчиках в двух полукругах.
Сюрпризный момент: в гости к детям приходит Кузя (переодетый воспитатель, с грязными руками и лицом), здоровается. Дети и воспитатель обращают внимание на его внешний вид, задают вопросы. Воспитатель предлагает Кузе умыться и дает мыло. Кузя трет лицо и руки мылом, ни чего не получается.
Проблемная ситуация: чего не хватает Кузе, что бы умыться? Дети отвечают (вода). Кузя: «Обойдусь без вашей воды, зачем она мне нужна!» Дети приглашают Кузю остаться, поиграть с ними и познакомиться с водой.
Игра-загадка «Почему это произошло»
Задачи: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу - дети заканчивают, поочередно каждая команда (по четыре фразы).
У мальчика мокрая одежда, потому что.... | Лужа высохла, так как... |
Земля покрылась инеем, потому что... | К вечеру снеговик растаял. |
Девочка обожглась горячим, чаем, потому что... | Дети не пошли купаться... |
Растение засохло, потому что... | Лодка пошла ко дну… |
За каждый, правильный ответ команда получает значок (капельку и снежинку).
Игра- импровизация «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
(действия, связанные с водой)
Задачи: развивать умение выражать через движения, задуманный образ; воспитывать умение договариваться о совместных действиях; развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель предлагает каждой команде изобразить в пантомиме действия связанные с водой, соперники должны отгадать. Значок получает та команда, которая наиболее правдоподобно и интересно изобразила эти действия.
(мытьё рук, плаванье, полив, стирка, мытьё пола и др.)
Дидактическая игра «Добрая и злая вода»
Задачи: развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (модели); развитие логического мышления.
Ход игры:
На двух столах лежат карточки-модели, на мольбертах висят знаки «плюс» и «минус». Детям предлагается правильно и быстро распределить карточки, где вода «добрая», а где «злая». Побеждает та команда, которая выполнила задание первая и без ошибок. Кузя может попросить детей объяснить свой выбор.
Игра-экспериментирование «Переправа»
Задачи: расширение поисково-познавательной деятельности на основе полученных знаний о свойствах воды; развитие самостоятельности.
Ход игры:
Перед детьми ставится задача - переправить все предметы с одного берега на другой и что бы ни чего не утонуло. Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Игра-предположение «Волшебница-вода»
Задачи: развивать способность к прогнозированию, умение видеть окружающие предметы во взаимосвязи с водой; развивать творческое воображение.
Ход игры:
Перед участниками игры перевёрнутые картинки. Игроки поочерёдно переворачивают по одной картинке и придумывают, во что превратится изображённый предмет при взаимодействии с водой. Например: сахар+вода= сладкая вода; огонь+вода=кипяток (пар); электрическая розетка+вода—короткое замыкание и т. д.
В конце подводятся итоги соревнования, награждаются победители. Кузя благодарит за интересную и познавательную игру, и отправляется мыться водой.
Пример 2.
математическое развитие в подготовительной группе.
Количество и счет. Смысл арифметических действий сложения и вычитания
«Путешествие по стране Математика»
Программное содержание:
1.Уточнить представление о взаимосвязи целого и частей, закрепить
представление об арифметических действиях сложения и вычитания.
2.Развивать умение правильно применять арифметические действия сложения
и вычитания, пользоваться знаками плюс и минус.
3.Учить самостоятельно составлять примеры и решать их.
4.Воспитывать упорство при выполнении задания и стремление заниматься
математикой.
Материал для занятия: У воспитателя: Кассета с веселой музыкой, карточки-цифры; карточки-знаки +, -, =. У детей: набор плоскостных геометрических фигур; карточки-цифры; карточки-знаки +, -, =; рабочая тетрадь.
Ход образовательной ситуации:
Организация детей: дети под веселую музыку передвигаются по группе друг за другом, взявшись за плечи друг друга, за воспитателем. Ребята, сегодня мы отправляемся в страну Математика. Путешествовать будем на нашем поезде. Садитесь поудобнее, и в путь!
Организация детей: дети сидят за столами.
Город Чисел
Первая остановка - город Чисел. Давайте вспомним, что вы знаете о его
жителях. Покажите соседей чисел: 4, 8, 3… Угадайте число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9… Какое число больше, чем 5, но меньше 7; больше, чем 3, но меньше, чем 5… Какое число больше, чем 3 на 1, больше на 2?.. - Какое число меньше, чем 8 на 1, меньше на 2?(Дети поднимают карточку с ответом.).. Сравните числа 5и4,7и8,9и9ит.д. (дети по очереди выходят к доске и подставляют нужный знак)
Город Арифметических действий
Можно отправляться дальше. Впереди вас ждет город Арифметических действий. В нем живут всевозможные задачи и примеры, а правят этим городом всеми уважаемые Арифметические действия, без которых не решаются ни задачи, ни примеры. Послушайте задачу: Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел. Два - под березой, Три - у осины, Сколько их будет В плетеной корзине?
- Положите столько синих треугольников, сколько грибов под березой, и
столько красных треугольника, сколько грибов у осины. Сколько всего преугольников получилось?
- Как получили целое (число) 5? (2 + 3 = 5.). Что сделали с частями (числами)? (Подружили, соединили.). Какое арифметическое действие выполняли? (Сложение.). Почему? (Ищем целое.). Что такое 2,3? (Это части.) Как называется знак у действия сложения? (Плюс.)
Я - плюс, И этим я горжусь! Я для сложения гожусь.
Я- добрый знак соединения. Ив том мое предназначенье.
- Почему в этой задаче выполняли действие сложение? (Нужно
было найти целое, подружить части.). Каким знаком пользуемся при сложении?
(Знак «плюс» демонстрируется педагогом и детьми.)
- Если ежик отдаст 2 гриба своей соседке белочке (действие моделируется с
помощью треугольников), то сколько грибов у него останется?
- Как получили число 3? Какое действие выполнили? (Вычитание.). Почему именно вычитали? (Ежик отдал, стило меньше, надо
найти часть.). Как называется знак вычитания?
Я - минус, Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю, А роль свою лишь выполняю.
(Знак «минус» демонстрируется педагогом и детьми.)
Физкультминутка:
Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. | На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. |
Послушайте новую задачу.
Шесть ворон на крышу село, И одна к ним прилетела,
Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело?
- Как посчитали ворон? Почему прибавляли? Каким пользовались арифметическим действием? Каким знаком пользовались?
- Давайте представим, что одна ворона улетела. Какое действие
нужно выполнить, чтобы сосчитать оставшихся ворон? Какой знак применили?
(Действия иллюстрируются при помощи кружочков. Задание выполняется аналогично предыдущему.)
- Все правильно выполнили, поэтому путешествие продолжается.
Организация детей: Передвижение детей под музыку к следующей станции.
Город Нерешенных примеров
Мы приехали в город Нерешенных примеров. Посмотрите на них внимательно, чего здесь не хватает? (Ответы.) Жители этой станции растеряли все знаки, помогите им, пожалуйста.
Из разных цифр сделали бусы, А в тех кружках, где цифр нет, Расставьте минусы и плюсы, Чтоб нужный получить ответ.
Чтобы правильно ответить, нужно расставить арифметические знаки «плюс» или «минус». 8 1=7 4 2 = 6 1 2 = 3 4=10 6 0 =6
Дети работают в тетради.
- Правильно посчитали, расставили знаки. Путешествие продолжается.
Организация детей: Передвижение детей под музыку к следующей станции. Работа за столами в тетрадях.
Город Придуманных примеров
Следующая остановка в городе Придуманных примеров. В
должны придумать свои примеры на сложение и вычитание.
Дети работают в тетради.
Затем дети двигаются под музыку друг за другом садятся на коврик.
Наше путешествие подошло к концу. Следующая остановка Конечная. Дается общая оценка группы, выделяются дети, которые смогли быстро правильно справиться с заданиями, а также отмечаются дети, прилагавшие особ старание и упорство. Подбадриваются те, которым нужна индивидуальная помощь. Что больше всего понравилось в путешествии по стране Математике? (ответы детей по желанию).
Пример 3.
образовательная ситуация на основе дидактических игр
по теме «Как узнать птиц»
Ход образовательной ситуации
Игра «Птицы »
Дидактическая задача - закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.
Игровые правила - называть птицу можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя. Игровые действия - передача камешка.
Ход игры
Все дети становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что это за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что это за птица?» И так по кругу. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Игра «Зоологическое лото»
Дидактическая задача - устанавливать связи между внешним видом птицы и средой обитания. Игровые правила - внимательно смотреть на картинку, которую показывает воспитатель, поднимать руку, если она подходит ребенку, объяснить, почему. Игровые действия - выбирать подходящую, твоему игровому полю
картинку, и класть ее на одну из клеточек, пока ребенок не заполнит все
поле.
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинку с изображением птицы. Дети должны назвать ее и решить, кому она подходит. Объяснить, почему они считают, что данная птица живет в этой среде обитания, по каким внешним признакам это можно определить. Выигрывает тот, кто первым закончит. Но при этом игра продолжается до последней птицы.
Игра" Третий лишний"
Дидактическая задача - научить детей устанавливать связи между строением клюва птиц и способом добывания пищи; между строением крыла и способом передвижения; между совокупностью признаков летающих птиц и летающих объектов. Игровые правила - внимательно рассмотрев карточки, найти лишнюю птицу, объяснив, чем она отличается от оставшихся. Игровые действия - показать, какая птица является лишней на карточке и обосновать свой ответ.
Ход игры
Воспитатель раздает каждому ребенку по 2-3 карточки, на которых изображены 3 птицы. Две из них добывают пищу одним способом, а третья-другим. Дается время детям, чтобы они внимательно рассмотрели. Затем дети по очереди отвечают по своей карточке, объясняя, почему они так решили (тот же алгоритм сохраняется по другим дидактическим задачам).
Игра «Что за птица?»
Дидактическая задача - учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Игровые правила - описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.
Игровые действия - имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.
Ход игры
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные дети хором повторяют определенные слова. Например, водящий так описывает журавля:
Есть у меня птица Вот такая, вот такая! -
показывает руками, какой величины у него птица.
Все играющие. Летит, летит птица, К нам летит птица!
Водящий: Крылья у птицы Вот такие, вот такие! (широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы).
Все играющие. Летит, летит птица, К нам летит!
Водящий показывает, какой у птицы клюв; говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, а кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если он угадывает, то становится водящим.
Имитационно-обучающая игра (народная)
Для детей средней группы по развитию речи
«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»
Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность. Игровые правила: Необходимо правильно изобразить действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его. Игровые действия: Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
- Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из
комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он
спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не
скажем, а что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель выбирает, что будто он пилит дрова. Что я делаю? - спрашивает он у детей. Дрова пилите. Давайте все будем пилить дрова.
Приглашают водящего. - Где вы были? Что делали? - спрашивает он. Дети отвечают хором:
Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает: Вы пилите дрова.
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.
-Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова, скажи правильно, что делают дети, - предлагает воспитатель. - Они рисуют.
Задачи - шутки.
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познание в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении. Найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными.
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить
ее на угол стола)
- Сколько концов у палки? У двух? У двух с половиной?(6)
- Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (положить их в угол стола).
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4).
- Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в
корзине, (одна должна взять яблоко вместе с корзиной).
- Росло 4 берёзы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На берёзах яблоки не растут).