ЗАДАНИЕ 5. Игра в непосредственно организованных образовательных ситуациях




· Разработайте критерии эффективности использования инры в образовательных ситуациях, организованных педагогом.

· Проанализируйте представленные образовательные ситуации в соответствии с ними.

Пример 1.

Конспект комплексной игры по ознакомлению с окружающим в старшей группе. «Вода, вода, без неё куда?»

Программное содержание:

- Обобщить полученные представления о воде и её свойствах.

- Продолжать формировать представления о правилах безопасного поведения с водой и ее агрегатными состояниями.

- Вызвать чувство радости и удовольствия от игровой деятельности.

- Воспитывать умение работать в команде и стремление добиваться успеха.

Материалы: значки для поощрения (капельки и снежинки); карточки-модели для фланелеграфа «добрая и злая вода» (вода из крана, сосулька на крыше, человек тонет, вода тушит пожар, коньки на льду и т. д.); два фланелеграфа на мольбертах; два таза с водой; предметы для экспериментирования (деревянные досочки, кусочки пенопласта, паралона, пластмассы, гвоздики, монетки и др.), картинки с изображением различных предметов (сахар, камень, рубашка, электрическая розетка, подсолнечное масло и др.)

Ход:

Организация: дети разделены на две команды «Дождинки» и «Снежинки», у каждого есть эмблема. Дети сидят на стульчиках в двух полукругах.

Сюрпризный момент: в гости к детям приходит Кузя (переодетый воспитатель, с грязными руками и лицом), здоровается. Дети и воспитатель обращают внимание на его внешний вид, задают вопросы. Воспитатель предлагает Кузе умыться и дает мыло. Кузя трет лицо и руки мылом, ни чего не получается.

Проблемная ситуация: чего не хватает Кузе, что бы умыться? Дети отвечают (вода). Кузя: «Обойдусь без вашей воды, зачем она мне нужна!» Дети приглашают Кузю остаться, поиграть с ними и познакомиться с водой.

Игра-загадка «Почему это произошло»

Задачи: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу - дети заканчивают, поочередно каждая команда (по четыре фразы).

У мальчика мокрая одежда, потому что.... Лужа высохла, так как...
Земля покрылась инеем, потому что... К вечеру снеговик растаял.
Девочка обожглась горячим, чаем, потому что... Дети не пошли купаться...
Растение засохло, потому что... Лодка пошла ко дну…

За каждый, правильный ответ команда получает значок (капельку и снежинку).

Игра- импровизация «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

(действия, связанные с водой)

Задачи: развивать умение выражать через движения, задуманный образ; воспитывать умение договариваться о совместных действиях; развивать воображение.

Ход игры:

Воспитатель предлагает каждой команде изобразить в пантомиме действия связанные с водой, соперники должны отгадать. Значок получает та команда, которая наиболее правдоподобно и интересно изобразила эти действия.

(мытьё рук, плаванье, полив, стирка, мытьё пола и др.)

Дидактическая игра «Добрая и злая вода»

Задачи: развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (модели); развитие логического мышления.

Ход игры:

На двух столах лежат карточки-модели, на мольбертах висят знаки «плюс» и «минус». Детям предлагается правильно и быстро распределить карточки, где вода «добрая», а где «злая». Побеждает та команда, которая выполнила задание первая и без ошибок. Кузя может попросить детей объяснить свой выбор.

Игра-экспериментирование «Переправа»

Задачи: расширение поисково-познавательной деятельности на основе полученных знаний о свойствах воды; развитие самостоятельности.

Ход игры:

Перед детьми ставится задача - переправить все предметы с одного берега на другой и что бы ни чего не утонуло. Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Игра-предположение «Волшебница-вода»

Задачи: развивать способность к прогнозированию, умение видеть окружающие предметы во взаимосвязи с водой; развивать творческое воображение.

Ход игры:

Перед участниками игры перевёрнутые картинки. Игроки поочерёдно переворачивают по одной картинке и придумывают, во что превратится изображённый предмет при взаимодействии с водой. Например: сахар+вода= сладкая вода; огонь+вода=кипяток (пар); электрическая розетка+вода—короткое замыкание и т. д.

В конце подводятся итоги соревнования, награждаются победители. Кузя благодарит за интересную и познавательную игру, и отправляется мыться водой.

 

Пример 2.

математическое развитие в подготовительной группе.

Количество и счет. Смысл арифметических действий сложения и вычитания

«Путешествие по стране Математика»

Программное содержание:

1.Уточнить представление о взаимосвязи целого и частей, закрепить
представление об арифметических действиях сложения и вычитания.

2.Развивать умение правильно применять арифметические действия сложения
и вычитания, пользоваться знаками плюс и минус.

3.Учить самостоятельно составлять примеры и решать их.

4.Воспитывать упорство при выполнении задания и стремление заниматься
математикой.

Материал для занятия: У воспитателя: Кассета с веселой музыкой, карточки-цифры; карточки-знаки +, -, =. У детей: набор плоскостных геометрических фигур; карточки-цифры; карточки-знаки +, -, =; рабочая тетрадь.

Ход образовательной ситуации:

Организация детей: дети под веселую музыку передвигаются по группе друг за другом, взявшись за плечи друг друга, за воспитателем. Ребята, сегодня мы отправляемся в страну Математика. Путешествовать будем на нашем поезде. Садитесь поудобнее, и в путь!

Организация детей: дети сидят за столами.

Город Чисел

Первая остановка - город Чисел. Давайте вспомним, что вы знаете о его
жителях. Покажите соседей чисел: 4, 8, 3… Угадайте число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9… Какое число больше, чем 5, но меньше 7; больше, чем 3, но меньше, чем 5… Какое число больше, чем 3 на 1, больше на 2?.. - Какое число меньше, чем 8 на 1, меньше на 2?(Дети поднимают карточку с ответом.).. Сравните числа 5и4,7и8,9и9ит.д. (дети по очереди выходят к доске и подставляют нужный знак)

Город Арифметических действий

Можно отправляться дальше. Впереди вас ждет город Арифметических действий. В нем живут всевозможные задачи и примеры, а правят этим городом всеми уважаемые Арифметические действия, без которых не решаются ни задачи, ни примеры. Послушайте задачу: Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел. Два - под березой, Три - у осины, Сколько их будет В плетеной корзине?

- Положите столько синих треугольников, сколько грибов под березой, и
столько красных треугольника, сколько грибов у осины. Сколько всего преугольников получилось?

- Как получили целое (число) 5? (2 + 3 = 5.). Что сделали с частями (числами)? (Подружили, соединили.). Какое арифметическое действие выполняли? (Сложение.). Почему? (Ищем целое.). Что такое 2,3? (Это части.) Как называется знак у действия сложения? (Плюс.)

Я - плюс, И этим я горжусь! Я для сложения гожусь.

Я- добрый знак соединения. Ив том мое предназначенье.

- Почему в этой задаче выполняли действие сложение? (Нужно
было найти целое, подружить части.). Каким знаком пользуемся при сложении?

(Знак «плюс» демонстрируется педагогом и детьми.)

- Если ежик отдаст 2 гриба своей соседке белочке (действие моделируется с
помощью треугольников), то сколько грибов у него останется?

- Как получили число 3? Какое действие выполнили? (Вычитание.). Почему именно вычитали? (Ежик отдал, стило меньше, надо
найти часть.). Как называется знак вычитания?

Я - минус, Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю, А роль свою лишь выполняю.

(Знак «минус» демонстрируется педагогом и детьми.)

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

Послушайте новую задачу.

Шесть ворон на крышу село, И одна к ним прилетела,
Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело?

- Как посчитали ворон? Почему прибавляли? Каким пользовались арифметическим действием? Каким знаком пользовались?

- Давайте представим, что одна ворона улетела. Какое действие
нужно выполнить, чтобы сосчитать оставшихся ворон? Какой знак применили?

(Действия иллюстрируются при помощи кружочков. Задание выполняется аналогично предыдущему.)

- Все правильно выполнили, поэтому путешествие продолжается.
Организация детей: Передвижение детей под музыку к следующей станции.

Город Нерешенных примеров

Мы приехали в город Нерешенных примеров. Посмотрите на них внимательно, чего здесь не хватает? (Ответы.) Жители этой станции растеряли все знаки, помогите им, пожалуйста.

Из разных цифр сделали бусы, А в тех кружках, где цифр нет, Расставьте минусы и плюсы, Чтоб нужный получить ответ.

Чтобы правильно ответить, нужно расставить арифметические знаки «плюс» или «минус». 8 1=7 4 2 = 6 1 2 = 3 4=10 6 0 =6

Дети работают в тетради.

- Правильно посчитали, расставили знаки. Путешествие продолжается.

Организация детей: Передвижение детей под музыку к следующей станции. Работа за столами в тетрадях.

Город Придуманных примеров

Следующая остановка в городе Придуманных примеров. В
должны придумать свои примеры на сложение и вычитание.

Дети работают в тетради.

Затем дети двигаются под музыку друг за другом садятся на коврик.

Наше путешествие подошло к концу. Следующая остановка Конечная. Дается общая оценка группы, выделяются дети, которые смогли быстро правильно справиться с заданиями, а также отмечаются дети, прилагавшие особ старание и упорство. Подбадриваются те, которым нужна индивидуальная помощь. Что больше всего понравилось в путешествии по стране Математике? (ответы детей по желанию).

Пример 3.

образовательная ситуация на основе дидактических игр

по теме «Как узнать птиц»

Ход образовательной ситуации

Игра «Птицы »

Дидактическая задача - закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.

Игровые правила - называть птицу можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя. Игровые действия - передача камешка.

Ход игры

Все дети становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот пти­ца. Что это за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что это за птица?» И так по кругу. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчер­пан.

Игра «Зоологическое лото»

Дидактическая задача - устанавливать связи между внешним видом птицы и средой обитания. Игровые правила - внимательно смотреть на картинку, которую по­казывает воспитатель, поднимать руку, если она подходит ребенку, объяснить, почему. Игровые действия - выбирать подходящую, твоему игровому полю
картинку, и класть ее на одну из клеточек, пока ребенок не заполнит все
поле.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку с изображением птицы. Дети должны назвать ее и решить, кому она подходит. Объяснить, почему они считают, что данная птица живет в этой среде обитания, по каким внешним признакам это можно определить. Выигрывает тот, кто пер­вым закончит. Но при этом игра продолжается до последней птицы.

Игра" Третий лишний"

Дидактическая задача - научить детей устанавливать связи между строением клюва птиц и способом добывания пищи; между строением крыла и способом передвижения; между совокупностью признаков ле­тающих птиц и летающих объектов. Игровые правила - внимательно рассмотрев карточки, найти лиш­нюю птицу, объяснив, чем она отличается от оставшихся. Игровые действия - показать, какая птица является лишней на кар­точке и обосновать свой ответ.

Ход игры

Воспитатель раздает каждому ребенку по 2-3 карточки, на которых изображены 3 птицы. Две из них добывают пищу одним способом, а третья-другим. Дается время детям, чтобы они внимательно рассмот­рели. Затем дети по очереди отвечают по своей карточке, объясняя, почему они так решили (тот же алгоритм сохраняется по другим дидак­тическим задачам).

Игра «Что за птица?»

Дидактическая задача - учить детей описывать птиц по характер­ным признакам и по описанию узнавать их. Игровые правила - описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия - имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все осталь­ные дети хором повторяют определенные слова. Например, водящий так описывает журавля:

Есть у меня птица Вот такая, вот такая! -

показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие. Летит, летит птица, К нам летит птица!
Водящий: Крылья у птицы Вот такие, вот такие! (широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы).

Все играющие. Летит, летит птица, К нам летит!

Водящий показывает, какой у птицы клюв; говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам приле­тела?» На вопрос отвечают не все дети, а кто-нибудь один (на кого ука­жет водящий). Если он угадывает, то становится водящим.

Имитационно-обучающая игра (народная)

Для детей средней группы по развитию речи

«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность. Игровые правила: Необходимо правильно изобразить действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его. Игровые действия: Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из
комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он
спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не
скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель выбирает, что будто он пилит дрова. Что я делаю? - спрашивает он у детей. Дрова пилите. Давайте все будем пилить дрова.
Приглашают водящего. - Где вы были? Что делали? - спрашивает он. Дети отвечают хором:

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает: Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

-Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова, скажи правильно, что делают дети, - предлагает воспитатель. - Они рисуют.

Задачи - шутки.

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познание в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении. Найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными.

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить
ее на угол стола)

- Сколько концов у палки? У двух? У двух с половиной?(6)

- Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (положить их в угол стола).
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4).

- Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в
корзине, (одна должна взять яблоко вместе с корзиной).

- Росло 4 берёзы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На берёзах яблоки не растут).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: