Большой или Старый Эрмитаж




Театрализованная экскурсия по Малому Эрмитажу

Остановка 8 (галерея прикладного искусства средневековья)

 

Н 1: Ну, вот мы и перешли из Зимнего дворца в Эрмитаж. Моя бабушка, императрица Екатерина II, заказала французскому архитектору Валлен-Деламоту построить Эрмитаж, что в переводе с французского значит "место уединения". Здесь располагались личные комнаты бабушки, южный павильон предназначался для личных апартаментов ее фаворита графа Григория Орлова, а в галереях она разместила свою коллекцию картин. В Северном павильоне размещался зал для приемов самых близких друзей. Для того, чтобы слуги не могли услышать этих дружеских бесед, зал был оборудован поднимающмися с первого этажа уже сервированного стола. Этот стол с механизмом был разобран по приказанию моего папеньки Павла 1 в конце 18 века.

 

А.Ф. Мой супруг повелел своему любимому архитектору А. И. Штакеншнейдеру полностью перестроить северный павильон. Пойдемте, посмотрим, какое чудо получилось.

 

Остановка 9 (Павильонный зал, южная часть)

 

А.Ф. Мы в Павильонном зале. Архитектор Штакеншнейдер создал большой двусветный зал с аркадами на беломраморных колоннах, создающими впечатление внутреннего дворика. В соответствии с идеями Историзма дворик стилизован под арабскую, или как у нас называли — мавританскую, архитектуру. Для большего правдоподобия устроены лестницы с резными мраморными решетками и четыре симметрично расположенных "фонтана слез", повторяющих знаменитый бахчисарайский фонтан, воспетый А. С. Пушкиным.

 

Н 1: На полу - копия римской мозаики. Мозаика является уменьшенной в два раза копией мозаич­ного пола, найденного при раскопках терм, древнеримских бань, близ Рима. А теперь загадка – на каком этаже Эрмитажа находится этот зал? Посмотрите в северные окна – там вы видите Неву, это первый этаж? Конечно – нет, это 2й этаж. Мы с вами, помните, поднимались по роскошной лестнице вначале? Посмотрите в южные окна – там сад – как будто мы на первом этаже – это висячий сад. Созданный по воле бабушки, Екатерины Великой, висячий сад располагался на крышах конюшен и имел хитроумную систему ирригации, позволившую устроить цветники и даже расти деревьям. Среди пышной растительности установлены беломраморные статуи и фонтан. А зимой здесь делали снежные горки для нас, детей. А еще мы, дети, очень любили вот эту хитроумную механическую игрушку - волшебные часы.

Остановка 10 (Часы «Павлин»)

А.Ф.: Это часы - павлин. Когда механизм часов заведен, то скрытые в их основании колокольчики начинают отбивать четверти и часы. Первой оживает сова: ее клетка вращается, звеня укрепленными на ней колокольчиками. Сова вертит головой, хлопает глазами, одна лапа ее то опускается, то поднимается, как будто птица отбивает такт мелодичному звону. Когда затихает музыка и замирают движения совы, павлин, горделиво кивая головой, раскрывает свой хвост, поворачивается спиной к зрителям и на мгновение застывает, поворачивается обратно и складывает хвост. Последним, хрипло прокукарекав 3 раза, пробуждается петух. А где же циферблат? - Правильно - в шляпке гриба вращаются два циферблата: с римскими цифрами, обозначающими часы, и арабскими — минуты. Вращается и стрекоза на шляпке гриба, отмечая бег секунд. Другие грибы, а также лежащие на земле желуди и листья скрывают отверстия для завода механизмов. За пнем, в ползучей листве, спрятаны тыквы, на дереве и на земле видны еще улитки, ящерицы и две маленькие белки, а еще здесь есть лягушка и змея.
Эти часы, созданные в XVIII веке английским механиком, часовщиком и ювелиром Дж.Коксом, были куплены князем Г.А.Потемкиным в разобранном виде. Смонтировал и завел сложный механизм талантливейший русский мастер И.П.Кулибин. В настоящее время все механизмы часов находятся в исправном состоянии, часовой механизм работает постоянно, но фигуры птиц движутся лишь при специальном заводе, в 13 00 по средам.

 

Большой или Старый Эрмитаж

Остановка 11 (Советская лестница)

Н 1: Вы заметили, что мы перешли в следующее здание? А сколько зданий мы уже прошли? – Правильно - 2: Зимний дворец и Малый Эрмитаж. А зачем был построен Эрмитаж? – Правильно, там моя бабушка, императрица Екатерина Великая, хранила коллекцию картин и любовалась ими. Количество картин увеличивалось, и при бабушке рядом с Эрмитажем, который стали называть Малым, где мы с вами побывали, архитектор Ю. М. Фельтен возвел здание, которое стали называть Большим, а позднее — Старым Эрмитажем. Сейчас мы с вами стоим на Советской лестнице. И названа она так была не в советское время, а еще при императорах, потому что внизу заседал Государственный совет, и по этой лестнице император туда спускался.

А.Ф.: Сегодня мы посмотрим коллекцию картин итальянских художников с XIII до начала XIX столетия. Итальянское искусство представлено в Эрмитаже в 30 залах. Гордость собрания - произведения великих мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана. Сначала мы с вами пройдем по залам, где выставлено средневековое искусство Италии. Обратите внимание на религиозные сюжеты - почему, для чего создавались произведения искусства? Изображения святых должны были быть не похожи на обычных людей. Они должны были изображаться в соответствии канонам, по специальным правилам.

Остановка 12 (Зал Леонардо да Винчи, у "Мадонны Бенуа")

Н 1: Мы в зале Леонардо да Винчи. В России, только Эрмитаж обладает картинами Леонардо да Винчи. Это уже вторая половина 15 века - Возрождение. Это "Мадонна с цветком" или "Мадонна Бенуа". Похоже это изображение мадонны, на те, что мы видели в предыдущих залах? Здесь это скорее живая сценка, чем икона. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Леонардо да Винчи избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся, здесь нет ничего от обычной застылости старых картин на эту тему. Эта работа Леонардо да Винчи была приобретена моим правнуком Николаем 11, а сейчас мы подойдем купленной моим сыном Александром 11 картине Леонардо да Винчи

Остановка 13 (Зал Леонардо да Винчи, у "Мадонны Литта")

А.Ф.: Обе картины написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем, эта несколькими годами позже. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой цветовой контрастной гамме. Но основной смысл, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; полный здоровья ребенок вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистыми волосами. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. А сейчас приглашаю в следующий зал – посмотреть полотна Тициана.

Остановка 13 (Зал Тициана)

Н 1: Восемь картин Тициана дают представление об искусстве главы венецианской школы XVI века. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана. Это "Даная". Греческий царь узнал от оракула, что его ждет смерть от руки сына собственной дочери Данаи. Чтобы избежать этого он приказал заключить Данаю в темницу. Бог Зевс, увидев Данаю, пленился ее красотой и проник к ней в виде золотого дождя через отверстие в крыше. От него Даная родила сына Персея, которого по приказу царя заточили вместе с матерью в ящик и бросили в море.

"Кающаяся Мария Магдалина", потрясает силой и глубиной человеческого чувства, это страдание женщины, земной и прекрасной, оставшейся наедине со своим горем: губы распухли, глаза воспалены от обильных слез.

«Св. Себастьян» за свою приверженность к Христианству был приговорен римским императором к такой мучительной смерти.

Остановка 14 (Лоджии Рафаэля)

А.Ф.: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже - копия знаменитой галереи, cооруженной в начале 16 века в Ватикане, во дворце Папы Римского. Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами, исполненными по эскизам Рафаэля его учениками. По желанию Екатерины II была сделана Эрмитажная копия. Петербургские Лоджии первоначально представляли собой отдельное сооружение по проекту арх. Дж. Кваренги, в середине 19 века корпус галереи был включен в объем Нового Эрмитажа, Лоджии Рафаэля - цельный ансамбль, в котором отлично соединены архитектура и живопись. Галерея состоит из 13 одинаковых архитектурных объемов, каждый из которых перекрыт отдельным сводом. Упругие арки сводов и мощные опорные столбы создают мерный, четкий ритм. Характерное для эпохи Возрождения обращение к искусству древних, а также стремление обнаружить связь между античностью и христианством, воплощено и в декоре галереи. Своды украшены картинами на библейские сюжеты, - по четыре в каждой части. Этот цикл из 52 композиций, 48 из которых посвящены Ветхому Завету, а 4 - Новому Завету, - получил название "Библия Рафаэля". Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной реальностью. По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля"

Остановка 15 (зал Рафаэля)

Н 1: Рафаэль Санти представлен также двумя работами - "Мадонной Конестабиле" (между 1502-1503) и Она маленькая и могла бы казаться иконой, если бы не фон - природа, что сразу превращает иконописный вид Мадонны в портрет юной женщины эпохи Возрождения, исполненной тишины и грусти, что соответствует пустынной местности - озеро с едва зеленеющими склонами холмов, с тонкими деревцами без листвы еще, вдали заснеженные вершины гор. Ранняя весна. Это из детства художника. Это воспоминания о рано умершей матери. Это и икона, и портрет. Наш сын Александр 11 купил это раннее юношеское произведение Рафаэля.

"Святым семейством" (ок. 1506). Приобретена Екатериной 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: