Тема 7. Место и роль высшего и послевузовского профессионального образования




Социальные цели и задачи высшего профессионального образования, его структура и функции. Место и роль высшего профессионального образования в системе общественных отношений, народного хозяйства, образования, науки, культуры. Взаимосвязь высшего профессионального образования с другими социальными институтами - науки, образования, культуры. Внутренние и внешние противоречия высшего профессионального образования.

Общности высшего профессионального образования. Их специфика и особенности взаимодействия. Реформирование российского высшего образования. Послевузовское и постпрофессиональное образование как элементы системы образования. Понятие послевузовского и постпрофессионального образования, его основные формы. Послевузовское и постпрофессиональное образование и повышение квалификации. Послевузовское и постпрофессиональнео образование как элемент непрерывного образования. Послевузовское и постпрофессиональное образование как сфера социализации и развития личности. Социологический анализ противоречий послевузовского и послепрофессиональнго образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины «Социология образования» используются следующие формы:

• лекции;

• семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, доклады, устные реферирование предложенной преподавателем литературы, проводятся дискуссии, ролевые игры, контрольные работы, тестирование;

• экспресс-диагностика и тестирование по отдельным темам дисциплины;

• самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, и подготовка к защите домашних заданий;

• подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

• рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

• консультирование студентов по вопросам учебного материала.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям, темы докладов к каждому семинару, а также темы рефератов, тесты по отдельным темам программы в связи с промежуточными аттестациями, контрольные вопросы к зачету и к экзамену.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включают в себя:

• вопросы к семинарским занятиям;

• темы докладов к каждому семинару, а также темы рефератов;

• контрольные работы по отдельным темам программы в связи с промежуточными аттестациями;

• контрольных работ для студентов заочной формы обучения;

• дидактический тест, для итогового контроля;

• перечень вопросов для подготовки к зачету для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Вопросы и задания к практическим занятиям

Тема 1. Образование как социальный институт

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи социологии образования, её основные проблемы.

2. Опишите предпосылки возникновения и этапы развития социологии образования.

3. Определите суть институционального подхода к образованию.

4. В чём состоят основные внутриинституциональные и внешнеинституциональные функции образования? Приведите примеры.

5. Опишите количественные и качественные стратегии эмпирического исследования образования.

6. Почему изучение социальных общностей и их взаимодействия в сфере образования является одной из наиболее значимых проблем для институционального анализа?

Индивидуальные задания

1. Подготовьте доклад по материалам социологической прессы, где приводится опыт качественного исследования проблем образования.

2. Подготовьте доклад, используя материалы социологической прессы, где приводятся результаты количественного исследования проблем образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: