Теория личности Эриксона




Теория личности Маслоу

«ЧЕЛОВЕК ПО СУТИ СВОЕЙ ХОРОШ»

Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если дна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

• физиологические потребности;

• потребности безопасности и защиты;

• потребности принадлежности и любви;

• потребности самоуважения;

• потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования

Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, то средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — любовь и ринадлежность, 40% — самоуважение и 10% — самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

 

1). Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.

 

2). Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

 

3). Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовъ, и бытийная, или Б-любовъ. Д- любовь основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает Б-любовь наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря нашего несовершенства Она не собственническая не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви — всего, что позволяет человеку расти

 

4). Потребности самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.

 

6). Потребности самоактуализации

1% ХОРОШИЕ СОЦ УСЛОВИЯ,

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент и т. д.

 

Теория личности Эриксона

 

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

 

1. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время. 2. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех сталий.

3. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поротным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

4. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как одолевается кризис.

5. Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатился новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент.

 

1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие

 

Первый год жизни. Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы, доверия зависит от способности матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Кризис связан с качеством материнского ухода - причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери или отвержение ребенка. Это приводит к появлению страхов, подозрительности, опасений за свое благополучие

 

2. Раннее детство: автономия • стыд и сомнение (1-3 года)

С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от 1отовнос I и роди гелей постепенно доставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Стыд у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, появляется когда ребенку не разрешается развивать автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо раздраженно и настойчиво делают за детей

что-то, что те могут сделать или, наоборот, когда родители ожидают; что дети следа то, чего они еще сделать не в состоянии.

 

3. Возраст игры: инициативность - вина (3- 6 лет)

 

Как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых.

 

4 Школьный возраст: трудолюбие- неполноценность (6-12 лет)

 

Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они пахтают обучение в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми; и школой. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в мире.

 

5 Юность: эго-идентичность - ролевое смешение (12-19 лет)

 

Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего. Неспособность юных достичь личной ^ идентичности приводит к кризису идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

 

6. Ранняя зрелость: интинность - изоляция (20 - 25 лет)

 

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью представляют для них угрозу. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность —изоляция, — это любовь. Любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуютуступок или самоотречения.

 

7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность (28 - 84 года)

 

Основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии -забота. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства.

 

8 Поздняя зрелость: эго-интеграция - отчаяние (от 85 лет)

 

Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свою жизнь. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения) и сказать себе: «Я доволен». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок.

 

2. Обучение и воспитание, их взаимосвязь.

 

Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить.

Не случайно в педагогике появились понятия «воспитывающее обучение» и «воспитывающее образование». Первое относится непосредственно к обучению на уроке, ибо известно, что содержание каждого учебного предмета, методы и организационные формы, которые используются учителем, воспитывают детей. Второе понятие более широкое. Оно относится к учебно-воспитательному процессу в целом: воспитывает вся система педагогической деятельности, весь педагогический процесс детского учебно-воспитательного учреждения.
Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.
Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка.

Сформированные в процессе обучения знания и умения являются ведущим средством умственного развития ребенка,

формирования его творческого мышления, системы нравственных норм и правил, миропонимания, средством всестороннего развития личности ребенка. Именно знания и умения для человека любого возраста определяют содержание ценностных ориентации личности, норм и правил общения с людьми, отношений к миру, к другим людям, к самому себе.
Знания и умения - это та база, на которой развиваются интересы и склонности, способности и индивидуальные особенности.

Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии. Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.
Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые учителем и воспитателем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: