Теория личности Маслоу
«ЧЕЛОВЕК ПО СУТИ СВОЕЙ ХОРОШ»
Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если дна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
• физиологические потребности;
• потребности безопасности и защиты;
• потребности принадлежности и любви;
• потребности самоуважения;
• потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования
Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, то средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — любовь и ринадлежность, 40% — самоуважение и 10% — самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
1). Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.
2). Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
3). Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовъ, и бытийная, или Б-любовъ. Д- любовь основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает Б-любовь наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря нашего несовершенства Она не собственническая не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви — всего, что позволяет человеку расти
4). Потребности самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.
6). Потребности самоактуализации
1% ХОРОШИЕ СОЦ УСЛОВИЯ,
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент и т. д.
Теория личности Эриксона
Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.
1. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время. 2. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех сталий.
3. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поротным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.
4. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как одолевается кризис.
5. Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатился новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент.
1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие
Первый год жизни. Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы, доверия зависит от способности матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Кризис связан с качеством материнского ухода - причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери или отвержение ребенка. Это приводит к появлению страхов, подозрительности, опасений за свое благополучие
2. Раннее детство: автономия • стыд и сомнение (1-3 года)
С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от 1отовнос I и роди гелей постепенно доставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Стыд у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, появляется когда ребенку не разрешается развивать автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо раздраженно и настойчиво делают за детей
что-то, что те могут сделать или, наоборот, когда родители ожидают; что дети следа то, чего они еще сделать не в состоянии.
3. Возраст игры: инициативность - вина (3- 6 лет)
Как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых.
4 Школьный возраст: трудолюбие- неполноценность (6-12 лет)
Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они пахтают обучение в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми; и школой. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в мире.
5 Юность: эго-идентичность - ролевое смешение (12-19 лет)
Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего. Неспособность юных достичь личной ^ идентичности приводит к кризису идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.
6. Ранняя зрелость: интинность - изоляция (20 - 25 лет)
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью представляют для них угрозу. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность —изоляция, — это любовь. Любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуютуступок или самоотречения.
7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность (28 - 84 года)
Основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии -забота. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства.
8 Поздняя зрелость: эго-интеграция - отчаяние (от 85 лет)
Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свою жизнь. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения) и сказать себе: «Я доволен». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок.
2. Обучение и воспитание, их взаимосвязь.
Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить.
Не случайно в педагогике появились понятия «воспитывающее обучение» и «воспитывающее образование». Первое относится непосредственно к обучению на уроке, ибо известно, что содержание каждого учебного предмета, методы и организационные формы, которые используются учителем, воспитывают детей. Второе понятие более широкое. Оно относится к учебно-воспитательному процессу в целом: воспитывает вся система педагогической деятельности, весь педагогический процесс детского учебно-воспитательного учреждения.
Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.
Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка.
Сформированные в процессе обучения знания и умения являются ведущим средством умственного развития ребенка,
формирования его творческого мышления, системы нравственных норм и правил, миропонимания, средством всестороннего развития личности ребенка. Именно знания и умения для человека любого возраста определяют содержание ценностных ориентации личности, норм и правил общения с людьми, отношений к миру, к другим людям, к самому себе.
Знания и умения - это та база, на которой развиваются интересы и склонности, способности и индивидуальные особенности.
Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии. Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.
Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые учителем и воспитателем.