База практики и рабочие места студентов




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов, обучающихся по специальности

080507 – менеджмент организации

 

 

Коломна, 2005

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Коломенский институт (филиал) МГОУ

 

  "УТВЕРЖДЕНО" Учебно-методическим советом КИ МГОУ Председатель совета к.т.н., профессор   ___________________А.М.Липатов   "______" _________________ 2005г.

 

Методические указания по проведению

Преддипломной практики

 

Для высших учебных заведений

Специальность 080507 – менеджмент организации

 

Коломна, 2005

УДК 338.24

К 80

 

 

Методические указания по проведению преддипломной практики для студентов всех форм обучения по специальности 080507 экономического факультета Коломенского института МГОУ / Составитель: к.с.н. Крестов А.В. – Коломна: КИ МГОУ, 2005. – 15с.

 

Рецензент: Изергин Н.Д., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Менеджмент" Коломенского института МГОУ.

 

Методические указания по проведению преддипломной практики разработаны в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки менеджеров по специальности 080507 "Менеджмент организации" и опыта руководства преддипломной практикой студентов-менеджеров на экономическом факультете КИ МГОУ.

Методические указания по проведению преддипломной практики обсуждены и одобрены на заседании кафедры "Менеджмент" Коломенского института Московского Государственного Открытого Университета, протокол № 15 от 6 июня 2005г.

 

 

 

© Крестов А.В., 2005


 

Содержание
Цели и задачи прохождения преддипломной практики  
База практики и рабочие места студентов  
Организация практики  
Содержание практики и методические указания по ее проведению  
Оформление отчета и подведение итогов практики  
Приложение 1. Пример оформления титульного листа дневника практики  
Приложение 2. Пример оформления внутреннего содержания дневника практики  
Приложение 3. Пример оформления титульного листа отчета по практике  

 

Цели и задачи

Прохождения преддипломной практики

Преддипломная практика для студентов специальности 080507 (менеджмент организации) является обязательным элементом процесса подготовки квалифицированных специалистов по управлению.

Преддипломная практика проводится после сдачи междисциплинарного государственного экзамена и длится 4 недели. По окончании преддипломной практики проводится защита ее результатов в виде дифференцированного зачета.

Целью преддипломной практики является подготовка студента к решению задач в соответствии с темой дипломной работы и применительно к организации, на базе которой она проводится.

Задачи преддипломной практики:

· закрепление у студентов теоретических знаний и практических навыков решения управленческих задач;

· проведение анализа деятельности предприятия (подразделения) базы практикив соответствии с направленностью тематики дипломной работы;

· изучение и участие в разработке методических, нормативно -технических, организационно-регламентирующих документов по совершенствованию работы предприятия (подразделения) – базы практики;

· сбор фактических данных и документальных материалов по теме дипломной работы.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяются индивидуальной рабочей программой применительно к особенностям конкретных баз практики и темы дипломной работы.

 

База практики и рабочие места студентов

В соответствии с целями и задачами, базами преддипломной практики могут быть производственные предприятия, группы предприятий, производственные объединения, научно-исследовательские и проектные институты, предприятия сферы услуг, банки, биржи и другие организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться прежде всего темой его дипломной работы. На рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки решения конкретных управленческих и практических задач.

При прохождении преддипломной практики студент может занимать штатную должность или работать в качестве дублера специалиста соответствующего подразделения предприятия – базы практики.

Базы практики и рабочие места для студентов определяютсяна основедоговоров,заключенных между КИ МГОУ и предприятием на группу студентов, или индивидуальных договоров (писем от предприятий).

На период прохождения преддипломной практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для сотрудников тех подразделений предприятия, в которых студент проходит практику.

 

Организация практики

Общее учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляет кафедра "менеджмент".

Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных работ, кафедра распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами.

Распределение студентов по базам практики завершается не позднее, чем за 7 дней до начала практики.

Ответственным лицом за организацию и руководство практикой студентов кафедры "менеджмент" является преподаватель кафедры – руководитель практики от института.

Руководитель практики от института, не позднее, чем за две недели до начала практики, проводит организационное собрание со студентами для разъяснения основных положений и порядка прохождения преддипломной практики.

Перед началом преддипломной практики студент совместно с руководителем дипломной работы составляет план дипломной работы, определяет состав фактических данных, которые необходимо собрать во время преддипломной практики, составляет индивидуальную рабочую программу прохождения преддипломной практики.

До начала практики руководитель практики от института решает все организационные вопросы, связанные с прохождением преддипломной практики:

· выезжает на предприятие для установления контактов с руководством и руководителем практики от предприятия;

· организует оформление пропусков;

· согласовывает размещение студентов по рабочим местам;

· совместно с руководителем практики от предприятия составляет календарный план прохождения каждым из студентов практики на соответствующих рабочих местах;

· решает другие вопросы организации практики студентов кафедры.

Руководитель практики от института ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от предприятия – базы практики, который назначается из числа высококвалифицированных специалистов.

Руководитель практики от предприятия осуществляет повседневное руководство и контроль за ходом практики, знакомит студентов с объектом практики, проводит консультации, помогает в сборе необходимых материалов по теме дипломной работы.

Каждый из студентов в период прохождения практики ведет "Дневник преддипломной практики", в котором фиксируются:

· дата прибытия студента на предприятие для прохождения практики;

· содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты ее проведения;

· дата убытия студента с предприятия по окончании практики.

Все работы и задания, выполняемые студентом в соответствии с календарным планом, регулярно удостоверяются руководителем практики от предприятия. Образцы оформления титульного листа и внутреннего содержания дневника даны соответственно в приложениях 1 и 2.

По прибытии студента на предприятие руководитель практики от предприятия обеспечивает проведение беседы о профиле предприятия, его особенностях, традициях, а также проведение экскурсии по предприятию. В дальнейшем им же обеспечиваются консультации ведущих специалистов предприятия по кругу вопросов, касающихся информационной базы подготовки дипломной работы.

При прохождении практики студент обязан:

· полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

· регулярно вести "Дневник преддипломной практики" и предъявлять его руководителю практики от предприятия для визирования и руководителю практики от института для проверки;

· подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;

· соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

Руководитель практики от института следит за выполнением графика и программы практики и в случае необходимости вносит в них изменения по согласованию с руководителем дипломной работы, заведующим кафедрой и руководителем практики от предприятия.

Контроль за выполнением программы практики обеспечивается проверкой собранных студентом материалов не реже одного раза в неделю.

 

Содержание практики и методические указания по ее проведению

Преддипломная практика нацелена на сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломной работы. В связи с этим конкретная рабочая програм­ма прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломной работы с учетом темы работы и базы практики.

Содержанием преддипломной практики является выполнение двух заданий: первое связано с общей характеристикой предприятия – базы практики; второе – с анализом состояния управленческой системы или процесса, рассматриваемых в дипломной работе, и разра­боткой предложений по совершенствованию анализируемой системы.

Первое задание. Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломной работы.

С этой целью студент должен:

1. Собрать и изучить общие сведения о предприятии – базе практики с учетом его организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе:

· производственный профиль предприятия, назначение выпускаемой продукции (услуг);

· роль анализируемого предприятия в хозяйственной системе региона и в удовлетворении региональных потребностей;

· внешнюю предпринимательскую среду предприятия, наиболее значимые угрозы и возможности, основные тенденции развития факторов внешней среды;

· организационную структуру управления предприятием;.

· производственную структуру (состав цехов, участков и другихпроизводственных звеньев);

· общие сведения об объеме и структуре производства продукции (услуг), ассортименте выпускаемой продукции, объеме реализации (продаж).

2. Изучить и дать анализ действующей на предприятии системы управления, включая:

· сложившуюся на предприятии практику принятия управленческих решений;

· планирование деятельности всего предприятия и отдельных структурных подразделений (включая систему стратегического планирования);

· сложившуюся на предприятии систему контроля.

3. Изучить и дать анализ перспектив развития предприятия с учетом состояния внешней и внутренней предпринимательской среды.

В соответствии с темой дипломной работы студент совместно с руководителем дипломной работы конкретизирует направления анализа деятельности предприятия – базы практики.

Например, если темой дипломной работы является анализ организационно-экономических методов управления персоналом на предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию, то более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда рабочих, руководителей и специалистов; пути формирования фонда заработной платы, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени, потери рабочего времени и их причины и т.д.

В целом результаты выполнения первого задания должны представлять собой первоначальный вариант аналитической части дипломной работы.

Второе задание. Второе задание связано с изучением состояния исследуемой под­системы управления предприятием на предприятии – базе практики и в его отдельных подразделениях, а также с разработкой предложений по совершенствова­нию данной подсистемы и оценкой их экономической, управленческой, социальной или другой эффективности. Второе задание более индивидуально для каждого студента и зависит от темы дипломной работы.

Пример 1. Тема дипломной работы связана с автоматизацией решения планово-экономических задач на предприятии. В этом случае студенту необходимо сделать следующее: ;

1. Изучить степень автоматизации функций управления (состав и содержание решаемых задач, их взаимосвязь).

2. Изучить, провести анализ информационного обеспечения системы управления, в том числе:

· исследование потоков информации, форм первичных документов, машинных носителей информации;

· формирование схем документооборота и оперограмм движения докумен­тов и информации;

· анализ нормативной базы (методики расчета параметров нормативов, массивы, их корректировка и т.д.).

3. Изучить действующую на предприятии технологию автоматизированной обра­ботки информации (выполняемые операции, используемые программные продукты, скорость выполнения операций и т.д.), дать оценку и разработать рекомендации по совершенствованию машинных технологий.

4. Дать оценку оснащенности функционирующей на предприятии системы информационного обеспечения управления техническими средствами, включая:

· расчет уровня обеспеченности техническими средствами функционирующей системы информационного обеспечения управления;

· рекомендуемые мероприятия по повышению эффективности их использования.

Пример 2. Тема дипломной работы связана с анализом системы управления персоналом на предприятии. В этом случае студенту необходимо:

1. Изучить общие функции управления персоналом на предприятии (планирова­ние, регулирование, учет, контроль и др.), состав кадровых служб (отдел кадров, отдел технического обучения, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности и т.д.), а также их конкретные функции в соответствии с темойдипломной работы. При этом используются:

· положение о предприятии (Устав предприятия), положения о структурных подразделениях;

· должностные инструкции и квалификационные требования;

· штатное расписание, структура и штатная численность предприятия.

2. Изучить и проанализировать технологию процессов управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений (включая построение оперограмм важнейших процедур управления в соответствии с тематикой дипломной работы).

3. Изучить и проанализировать количественный и качественныйсоставработников кадровых служб предприятия.

4. Изучить и дать анализ составу и формам документов, используемых кадровыми службами для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и зарплате,баланс рабочего времени, планы переобучения и повышения квалификации, планы социального развития коллектива, положения по аттестации и др.), а также схемы документооборота для кадровых служб.

5. Изучить степень автоматизации системы управления персоналом, состав технических средств и средств связи, используемых при выполнении функций управления персоналом.

В результате изучения и анализа избранной студентом подсистемы управления должны быть выявлены пути повышения эффективности управляющей системы.

В целом результаты выполнения второго задания должны представлять собой основу практической и рекомендательной частей дипломной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: