Образовательного учреждения профсоюзов
Высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Факультет финансово-экономический
Кафедра гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и профсоюзного движения
Немецкий язык
Учебно-методический комплекс
(для студентов заочной формы по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080104 «Экономика труда», 080507«Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит»)
Барнаул-2011
Немецкий язык: учебно-методический комплекс.
Немецкий язык: учебно-методический комплекс/ сост. Е.С. Дьячкова. – Барнаул: АИТиП (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2011. – 20 с.
В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Немецкий язык» (требования Государственного стандарта по дисциплине «Немецкий язык», структура предмета, тематические планы лекционных занятий, тесты, литература по дисциплине).
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения финансово-экономического факультета.
Рецензент: Мельникова Л.И.
Рекомендовано учебно-методическим советом Алтайского института труда и права (филиала) ОУП ВПО «АТиСО» по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080104 «Экономика труда», 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит» в качестве учебно-методического комплекса (протокол № 4 от 29 июня 2011 г.).
Рекомендовано к изданию Советом АИТиП (филиала) ОУП ВПО «АТиСО» (протокол № 4 от 29.06.2011 г.)
Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2011г.
Дьячкова Е.С., 2011 г.
Введение
Процесс интеграции России в международное экономическое и политическое сообщество, глубокие структурные перемены в обществе, изменение рынка труда, появление новых отраслей производства способствуют изменению социального заказа, способствуют формированию спроса на специалистов со знанием иностранного языка в нашем регионе. В этих условиях обучение иностранному языку в высших учебных заведениях приобретает большой смысл и новые задачи – наряду с базовыми лингвистическими знаниями обеспечить профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. Обучение иностранному языку должно быть направлено как на овладение студентами основными языковыми навыками – чтением, письмом, говорением и слушанием, так и на формирование у них способности к социальному и деловому взаимодействию с представителями иного культурно-языкового сообщества, используя при этом знания по другим дисциплинам, например, менеджмент, экономика предприятия.
Полный курс обучения немецкому языку направлен на овладение студентами умениями и навыками применения иностранного языка в профессиональной деятельности, как в условиях личного контакта, там и в ходе информационно-аналитической работы с материалами на немецком языке. Кроме того, курс обучения должен обеспечить студентам возможность самостоятельно совершенствовать умения и навыки владения немецким языком в соответствии с конкретным профилем профессиональной деятельности.
Содержание обучения рассматривается как модель естественного общения, участники которого обладают определенными иноязычными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения носителей языка.
Важным отличительным признаком курса является положенный в его основу коммуникативно-функциональный подход к обучению иностранному языку и позволяет научить студентов-заочников несложным формам делового общения на немецком языке.
Программа составлена по конкретным курсам немецкого языка, снабженным аудио и видеоматериалом.
Учебно-методический комплекс составлен на основании УМК: Золотарева Н.С. Немецкий язык / Н.С. Золотарева. – Барнаул, 2009.
Цели и задачи курса
Цель курса – приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет практически использовать иностранный язык в профессиональной деятельности и для дальнейшего самообразования.
По окончанию курса студент должен:
- владеть лексическим минимумом по предусмотренной тематике (4000 учебных лексических единиц) и основными грамматическими явлениями, обеспечивающими коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении;
- понимать устную и письменную информацию с разным уровнем проникновения в ее содержание, используя различные стратегии понимания информации в зависимости от типа текста и цели ознакомления с ним;
- уметь вести беседу в разнообразных коммуникативных ситуациях в пределах тематики программы, адекватно реагировать на высказывания собеседника, строить собственные высказывания логично и понятно для партнера по общению;
- уметь пересказывать содержание прочитанного или прослушанного и делать подготовленные доклады;
- письменно фиксировать информацию, реферировать аутентичные тексты, владеть навыками написания частного и делового письма;
- переводить тексты по специальности с использованием словаря;
- составлять деловые письма.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Учебно-тематический план по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации, 080105 «Финансы и кредит»
№ | Наименование темы | всего | самост. работа | лекции | практ. занятия |
Тема 1. Begrüsung. Bekanntschaft. | - | ||||
Тема 2. Meine Familie. | - | ||||
Тема 3. Meine Wohnung. | - | ||||
Тема 4. Das Studium an der Akademie für Arbeit und sozialle Verhältnisse. | - | ||||
Тема 5. Mein Beruf. | - | ||||
Тема 6. Meine Freizeit. | - | ||||
Тема 7. Barnaul. | - | ||||
Тема 8. Deutschland. | - | ||||
Тема 9. Kontakt aufnehmen. | |||||
Тема 10. Im Hotel. | - | ||||
Тема 11. Messen. | - | ||||
Тема 12. Telefongespräch | - | ||||
Тема 13. In der Firma | - | ||||
Тема 14. Geschäftskorrespondenz. | - | ||||
Итого. | - |
Учебно-тематический план по специальности 080104 «Экономика труда»
№ | Наименование темы | всего | самост. работа | лекции | практ. занятия |
Тема 1. Begrüsung. Bekanntschaft. | - | ||||
Тема 2. Meine Familie. | - | ||||
Тема 3. Meine Wohnung. | - | ||||
Тема 4. Das Studium an der Akademie für Arbeit und sozialle Verhältnisse. | - | ||||
Тема 5. Mein Beruf. | - | ||||
Тема 6. Meine Freizeit. | - | ||||
Тема 7. Barnaul. | - | ||||
Тема 8. Deutschland. | - | ||||
Тема 9. Kontakt aufnehmen. | |||||
Тема 10. Im Hotel. | - | ||||
Тема 11. Messen. | - | ||||
Тема 12. Telefongespräch | - | ||||
Тема 13. In der Firma | - | ||||
Тема 14. Geschäftskorrespondenz. | - | ||||
Итого. | - |
Содержание курса
Студенты, обучающиеся в Алтайском институте труда и права (филиале) Образовательного учреждения профсоюзов Академии труда и социальных отношений на базе среднего образования, изучают немецкий язык в течение двух лет. Весь период изучения немецкого языка можно разделить на 2 уровня: общеобразовательный (1 курс) и профессиональный (2 курс).
На общеобразовательном уровне студенты знакомятся с особенностями артикуляционной и ритмико-интонационной базы немецкого языка. В процессе обучения различным видам речевой деятельности студентам предлагаются фонетические упражнения, способствующие приобретению и закреплению произносительных и интонационных навыков. Упражнения на воспроизведение речи выполняются с аудиозаписью голоса носителя языка. Данный уровень предусматривает закрепление знаний, приобретенных в школе, изучение и овладение лексическим материалом в объеме 1200 единиц, овладение базовой грамматикой немецкого языка, совершенствование речевых умений и навыков по тематике повседневного общения, и на страноведческом материале. На протяжении первого курса студенты должны овладеть разными видами чтения на материале учебной, страноведческой, специальной литературы и периодических изданий.
Профессиональный уровень характеризуется профессиональной направленностью обучения, которая прослеживается в темах для устного общения и тематической ориентации текстов на специальность студентов. Студенты должны овладеть основными навыками и умениями делового общения (устная коммуникация, телефонный разговор, устройство на работу, ведение деловой корреспонденции, проведение презентаций), научиться создавать различные виды текстов, а также расширить свои знания по грамматике и лексике немецкого языка. На профессиональном уровне предполагается ознакомить студентов с фонетическими приемами, позволяющими придавать речи эмоциональную насыщенность и выразительность. Лексика усваивается на материале деловых коммуникативных ситуаций.
Объем и степень сложности материала определяется преподавателем в зависимости от уровня знаний студентов.
Содержание курса по темам
Тема I. Begrüßung. Bekanntschaft.
- фонетические упражнения;
- употребление личных местоимений;
- употребление числительных;
- порядок слов в простом предложении;
- спряжение слабых глаголов.
Материал данной темы позволит студентам научиться приветствовать официально/неофициально, правильно произносить и понимать на слух имена собственные, профессии, номера телефонов, представлять себя и другое лицо, делать краткое сообщение о себе, заполнять анкету, вести беседу – знакомство.
Основная литература: 1, 2.
Дополнительная литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема II. Meine Familie
- фонетические упражнения;
- употребление определенного и неопределенного артикля;
- притяжательные местоимения.
В рамках данной темы студенты должны научиться представлять членов своей семьи, описывать семейные фотографии, писать фрагменты письма с краткими сведениями о родственниках, составлять родословное дерево.
Основанная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема III. Meine Wohnung
- фонетические упражнения;
- склонение имени существительного;
- употребление предлогов, управляющих дательным и винительным падежами;
- склонение имен прилагательных.
Материал данной темы позволит студентам научиться описывать дом (квартиру), понимать газетные объявления по теме, понимать на слух диалоги и извлекать их них нужную информацию.
Основная литература: 1, 2.
Дополнительная литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема IV. Das Studium an der Akademie für Arbeit und soziale Verhältnisse
- фонетические упражнения;
- образование сложных существительных;
- спряжение сильных глаголов в Präsens.
Студенты получат информацию на немецком языке об Академии труда и социальных отношений и об Алтайском институте труда и права, научатся брать интервью по заданной ситуации.
Основная литература: 2, 3.
Дополнительная литература: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема V. Mein Beruf
- фонетические упражнения;
- образование будущего времени глаголов;
- степени сравнения имен прилагательных.
На материале темы студенты научатся делать краткое сообщение о распорядке дня, понимать объявления о вакансиях, вести беседу о профессиональной деятельности, информировать и расспрашивать о режиме работы, выражать мнение о своей настоящей и будущей профессии.
Основная литература: 1, 2.
Дополнительная литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема VI. Meine Freizeit
- фонетические упражнения;
- Perfekt;
- субстантивированный инфинитив.
В рамках данной темы студенты научатся выражать согласие или вежливый отказ, называть наиболее популярные способы времяпрепровождения, рассказывать о своем досуге и досуге других людей, употреблять в диалогах форму прошедшего времени Perfekt.
Основная литература: 2.
Дополнительная литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема VII. Barnaul
- фонетические упражнения;
- сложноподчиненное предложение с союзами daß, weil;
- способы образования множественного числа существительных.
Студенты получат краткую информацию на немецком языке об истории и достопримечательностях города Барнаула, научатся делать сообщения о городе, составлять рекламный проспект для туристов, давать рекомендации, работать со статистическими данными.
Дополнительная литература: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тема VIII. Deutschland
- фонетические упражнения;
- употребление местоимения man;
- образование существительных при помощи суффиксов –isch, -er;
- употребление артикля с географическими названиями.
Материал данной темы позволит студентам научиться правильно произносить тематические слова и словосочетания, работать с географической картой, рассказывать об основных достопримечательностях Германии, работать с текстами, содержащими страноведческую информацию, вести диалоги по теме.
Основная литература: 1, 3.
Дополнительная литература: 2, 3, 4, 9, 10.