Чем и как рисовали художники палеолита




 

Чтобы понять, как создавались произведения искусства в верхнем палеолите, мы можем обратиться к результатам многолетних исследований специалистов в пещере Ляско во Франции, где обнаружены великолепные образцы росписей и гравировок, по праву являющихся шедеврами древнекаменного века. Раскопки, проведенные в Ляско, позволили познакомиться с условиями, в которых выполняли свои работы древние художники, и с материалами, использовавшимися во время работ. В тех частях пещеры, где на стенах расположены гравированные изображения, были найдены каменные резцы — гравировальные инструменты, форма рабочего края которых напоминает современные металлические резцы. О том, что мастер выполнял ими гравировки на известняковых стенах, свидетельствовал общий для всех орудий признак — их рабочий угол из заостренного превратился в гладкий и округлый.

Росписи на стенах и сводах Ляско полихромные, то есть многоцветные, отмечено более 10 различных пигментов. Почти все они представляли собой толченые минералы, образцы которых обнаружены при раскопках в пещере: 105 осколков черного цвета, 26 осколков желтого, 24 красного и 3 белого. Древние художники могли создавать с их помощью краски различных оттенков: с помощью примитивных каменных ступок и пестиков, обнаруженных там же, растирали пигмент в порошок. Минералы добывались в окрестностях пещеры, и геологические обследования окрестностей Ляско позволили обнаружить эти места. Основу черного пигмента составляли окислы марганца, красного и желтого — охры, а белого — фарфоровые глины. Технологии создания красок были различными. Одну получали путем смешивания пигмента с пережженными и истолченными костями животных и кальцитом, причем для этого смесь должны были нагревать до 1000 градусов! В состав черной краски входил древесный уголь, железистая глина, толченый кварц и другие минералы. Охра и гематит — основа для желтых и красных красок — также смешивались с другими толчеными минералами, а для придания им разных оттенков производился обжиг.

Эксперименты показали, что краски создавались путем смешивания пигментов с кальцитовой водой, которая придавала стойкость красителям. Перед выполнением росписей на стену наносился эскиз кусочками охры, как делают карандашом или мелками современные художники. Краски затем наносились с помощью примитивных кисточек из пучков звериной щетины, тампонов или даже пульверизаторов. Последние изготовлялись из трубчатых костей животных, из которых порошкообразный пигмент выдувался на предварительно подготовленную поверхность стены.

Только часть произведений неподалеку от древнего входа могла быть создана при естественном освещении. Другие фигуры находятся в десятках метров от границы дневного света, в полной темноте. В этих отдаленных местах создатели изображений пользовались искусственным освещением — простейшими светильниками, которые также были обнаружены в ходе раскопок. Основой для них служили небольшие плитки камня с незначительным углублением на одной из поверхностей, где сохранились следы от огня. Основным горючим материалом был жир животных. В него вставлялся один или несколько фитилей, изготовленных из высушенного лишайника, мха или можжевельника. В нескольких светильниках обнаружены остатки углей именно этого растения. Выяснилось, что около 50 грамм жира могли давать свет такой же, как одна свеча в течение часа и почти без копоти. Некоторые светильники изготовлены специально из мягких пород камня, а отдельные даже украшены орнаментом.

Чтобы установить, сколько времени могло понадобиться древнему художнику для создания своих работ, были проведены эксперименты: Мишель Лорбланше попытался воспроизвести знаменитый «Черный фриз» из пещеры Нио (Франция), состоящий из 25 животных, исполненных контурной линией на панели, размером 7 на 2,5 м. При этом он держал светильник в левой руке, а правой в течение 1-4 минут воспроизводил фигуру животного. Таким образом, было установлено, что этот фриз мог быть создан в течение одного или чуть более часа. Подобные эксперименты были проведены и Клодом Куро, который попытался воспроизвести лошадь Ляско в полную величину сначала на бумаге, а потом на стене пещеры; для создания образа ему потребовалось около 30 минут.

Кроме гравировок, графики и живописи, изображения создавались пальцем на мондмильхе (белая пластичная масса на стенах или полу пещер — осадок карбоната кальция) или глине. В австралийских пещерах обнаружены геометрические мотивы, исполненные пальцем, тогда как во Франции, например, в пещерах Бедейяк, Гаргас и Пеш Мерль, известны рисунки животных и человекообразных существ. Из глины выполнялись также скульптуры: хорошо известны глиняные бизоны чуть более 60 см длины, найденные в пещере Тюк д'Одубер. Из низких и высоких рельефов, выполненных на скальных стенах или блоках, наиболее известны образцы из Лоссель, Кап Блан, Пэр нон Пэр. Многие рельефы часто несут следы раскрашивания.

 

ДРЕВНЕЙШИЕ ФРЕСКИ УРАЛА

 

Конечно, такое большое количество памятников настенного палеолитического искусства — более 250 — было открыто не сразу: приведенные подсчеты сделаны на конец 80-х гг. нашего века, то есть более чем через сто лет после открытия росписей во всемирно известной ныне Альтамире. До второй половины 50-х гг. палеолитическое искусство пещер было известно почти исключительно на территории Западной Европы. Поэтому сенсационно прозвучало в 1959 г. сообщение сотрудника Башкирского заповедника А.В. Рюмина об открытии им в Каповой пещере первых палеолитических изображений. На место открытия выехала археологическая экспедиция Института археологии Академии Наук СССР под руководством О.Н. Бадера. Несмотря на то, что многие фигуры, в том числе и рельефные, оказались не подлинные, один рисунок лошади, выполненный красной краской, был признан произведением древнего человека. Так было положено начало исследованиям.

 

Каповая пещера

 

Известная также под названием Шульган-Таш, она расположена в горах Южного Урала, в излучине правого берега верхнего течения реки Белой, в живописной глухой местности. Одна из крупнейших пещер Урала, пройденная ныне более чем на 2 км, она издавна овеяна легендами и преданиями. Описания этой карстовой системы появились в XVIII веке благодаря проводившимся первым академическим экспедициям сначала отряда капитана П.И. Рычкова, а позднее академика И.И. Лепехина. Впоследствии о ней писали многие авторы, среди которых был и геолог Вахрушев, оставивший замечательную книгу «Загадки Каповой пещеры». Но все это можно считать прелюдией к тому открытию, которое сделал Рюмин и с которого начались настоящие научные исследования этого поистине выдающегося памятника.

Размеры Каповой пещеры просто фантастичны, и это ощущение появляется сразу у ее входа. О.Н. Бадер, описывая первые впечатления членов экспедиции 1960 г, отмечает, что они были просто поражены грандиозностью этой пещеры. Высота входа превышает 14 м и сопоставима с высотой 5-этажного дома! В пещере два основных высотных яруса, разделенных отвесной четырнадцатиметровой стеной, по нижнему бежит небольшая речка Шульган. Интерьер подземной полости образован многочисленными залами и переходами крупных размеров, среди которых можно блуждать часами и при этом даже ни разу не опуститься на четвереньки — в этом просто не будет необходимости (рис.3).

Признанные подлинными изображения лошади и нескольких мамонтов второго яруса отмели все сомнения в палеолитическом возрасте. По заключению О.Н. Бадера, «первобытный художник мог с такой неподражаемой точностью передать в рисунке фигуры мамонтов только тогда, когда имел возможность наблюдать их живыми, т.е. в эпоху палеолита». С этого времени и до 1979 г.— года смерти профессора Отто Николаевича Бадера, — с перерывами длилось изучение Каповой пещеры экспедицией московского Института археологии АН СССР. Вместе с археологами были приглашены работать геологи, художники, фотографы и реставраторы. С помощью мощных осветительных приборов удалось найти не только еще одну группу изображений животных на втором этаже, но и десятки фигур геометрического облика в трех залах нижнего яруса. Они выполнены той же краской, что и рисунки зверей, это подтвердила химическая экспертиза. На их палеолитический возраст указывал и тот факт, что среди уральских наскальных изображений под открытым небом, относящихся к послепалеолитическому периоду, не было обнаружено тождественных пещерным.

За все время работ экспедиции удалось открыть более трех десятков красочных рисунков. Рисунки второго яруса сосредоточены на двух панно (рис. 4). На одном — фигуры четырех мамонтов, двух лошадей и носорога над геометрической формой, на другом — трех мамонтов и бизона. Изображения зверей, а некоторые из них превышали метр в длину, выполнены частью в силуэтной манере, частью контуром, красной охрой. Среди мамонтов, по мнению О.Н. Бадера, есть и взрослые, и детеныши. Лошади по экстерьеру напоминают лошадь Пржевальского. На первом ярусе обнаружены в основном геометрические фигуры: треугольные, прямоугольные с поперечными линиями, отдельные черточки и другие. В 1976 г. в одном из залов нижнего этажа началась расчистка стен от кальцитовых натеков, превышавших в отдельных местах толщину 10 см. Корка снималась механически и не полностью — над расчищенными фигурами оставлялась тонкая кальцитовая пленка. По свидетельству Отто Николаевича: «Сохранность изображений и цвета красок, в течение тысячелетий надежно законсервированных сплошным слоем известкового натека, были

 
 

Рис. 3. I — западная группа изображений в зале Рисунков на втором ярусе Каповой пещеры; II — восточная группа изображений в зале Рисунков на втором ярусе Каповой пещеры; III — план Каповой пещеры:

А, Б — речка Шульган, 1 — вход в пещеру, 2 — Главная галерея, 3— Холл, 4 — Купольный зал, 5 — зал Знаков, 6 — зал Хаоса, 7 — зал Рисунков, 8 — Бриллиантовый зал, 9 — Радужный зал, 10 — Хрустальный зал. По В.Е.Щелинскому.

 

удивительны». После расчистки стен удалось увидеть две фигуры животных, которых О.Н.Бадер считал бизонами «по характерному наклону головы и длинным бородам», и крупную геометрическую фигуру в виде лесенки между ними. В это же время было отмечено применение черной краски: «Рисунки обоих зверей обведены очень четким красным контуром, а в области головы — черной краской, скорее всего, углем. Фигура одного из них разделена на три части двумя вертикальными черными линиями».

Для более углубленного изучения Каповой пещеры, О.Н. Бадером проведены раскопки: разведочные шурфы были заложены и на первом, и на втором ярусах. На втором найдены отдельные угольки и тонкие известковые плитки со следами красной краски. На нижнем — встречены угли и следы сажи, мелкие осколки костей, следы кострищ. Фрагментарность находок и отсутствие изделий древнего человека не позволили в то время составить представление о материальной культуре людей, посещавших пещеру и выполнивших росписи, связать данные археологических раскопок и настенные рисунки, а также точно датировать время их создания. Итоги многолетних исследований опубликованы профессором Бадером в ряде статей и книге «Каповая пещера». Дальнейшие работы прервала смерть ученого.

Открытие верхнепалеолитических пещерных росписей на Южном Урале в короткое время получило всемирный резонанс. Да и не могло быть иначе, ведь Каповая пещера находится примерно в 4000 км от западноевропейских украшенных пещер, а между этими крайними точками в то время не было известно подобных памятников. По заключению самого О.Н. Бадера: «Это открытие доказало, что древнее население не только Западной Европы, но и Восточной Европы и, несомненно, также и Азии принимало участие в создании всего многообразия человеческой культуры, в частности ранних образов первобытной живописи».

С 1982 г. исследование Каповой пещеры продолжила экспедиция ленинградского отделения Института археологии (ныне Институт истории материальной культуры АН РАН) под руководством В.Е. Щелинского. По его данным, в пещере есть изображения, сделанные красной, черной и коричневой краской. Они обнаружены в четырех залах: Купольном, Знаков и Хаоса на первом этаже и зале Рисунков на втором (см. рис. 3). Всего выявлено более пятидесяти изображений, размеры которых от 6 см до метра и более. Среди животных идентифицированы рисунки мамонтов, лошадей, носорога, бизона; геометрические формы представлены трапециями, усеченными конусами с «ушками», прямоугольниками и треугольниками, с по-разному расчерченным внутренним пространством. Среди этих знаков численно преобладают усеченные конусы. Установлено, что на втором ярусе перед нанесением четырех изображений «с поверхности стены скалывались и отчасти стачивались при помощи грубого абразива отдельные выступы известняка или кальцитового натека, явно мешавшие художнику провести ту или иную черту при выполнении рисунка». Линии, которыми в основном выполнены изображения, по мнению В.Е. Щелинского, скорее всего, наносились пальцем и на сухую стену. Большая часть фигур сделана людьми, стоявшими на полу, и только несколько с каких-то подставок, так как они находятся на недоступной с пола высоте.

Чтобы получить более точное представление о возрасте росписей Каповой пещеры и облике материальной культуры древних людей, ее посещавших, были проведены раскопки на первом этаже в зале Знаков, в 210 м от входа.

Раскопки увенчались успехом — на глубине около 50 см от современной поверхности был обнаружен так называемый культурный слой — мелкие остатки древесного угля, кусочки охры, каменные изделия, кости животных. Этот культурный слой, по мнению специалистов, сформировался «в один из тех периодов... когда пещера была относительно сухой и пригодной для жизни палеолитического человека».

Среди вещественных остатков преобладали каменные изделия, выполненные из кремня, яшмы, известняка и песчаника. Были обнаружены также два костяных изделия, четыре бусины из мягкого зеленоватого камня - серпентина. Они имеют

 
 

Рис. 4. Группа рисунков красного цвета на втором этаже Каповой пещеры. По О.Н. Бадеру

бочонкообразную форму со сверлиной посредине. Кроме них была сделана очень важная для датировки настенных росписей находка — глыба известняка, отпавшая в древности от стены с сохранившимся фрагментом какого-то изображения, возможно мамонта. Крупные кусочки охры в слое подтверждали изготовление красок теми людьми, которые оставили здесь или потеряли и некоторые свои вещи: по цвету, эта охра тождественна той, которой нанесены красочные фигуры. Радиоизотопный анализ дал две даты, судя по которым уголь из слоя был оставлен 14 680 и 13 930 лет назад. Климат в то время был суровым, сухим и континентальным, а в окрестностях пещеры были обширные остепненные пространства. Облик каменных изделий позволяет считать их принадлежащими населению, чья культура была связана своими корнями с восточноевропейскими пространствами Русской равнины. На Урале такая культурная традиция нашла отражение в материалах одного из самых известных археологических памятников верхнего палеолита — стоянки Талицкого.

Естественно, что открытие образов ледниковой эпохи в Каповой пещере стимулировало их поиск в других пещерах Урала. Но только спустя 20 лет состоялось новое открытие.

 

Игнатиевская пещера

Она также находится в горах Южного Урала, примерно в 250 км к северу от Каповой, на правом берегу горной реки Сим — притока реки Белой. Узкая, каньонообразная долина Сима обрамлена на водоразделах цепью горных вершин, покрытых хвойной растительностью. Рядом с соснами соседствует и реликтовая дубрава, северная граница распространения которой проходит в этом районе. Такое сочетание хвойных и широколиственных пород придает разнообразие окружающему ландшафту и осенней тональности красок, которым почти ежедневные дожди придают пастельную мягкость. С ней контрастируют отвесные, грандиозные прорывы известняков, теснящие пространство реки справа и слева. В одном из таких скальных обнажений и расположен вход в Игнатьевскую пещеру (другое ее название — Ямазы-Таш).

Вообще, участок реки Сим на протяжении примерно 30 км насыщен различными карстовыми объектами— пещерами и гротами, карстовыми арками причудливой формы, воронками и шахтами. Примерно в полукилометре выше Игнатьевской пещеры часть речных вод уходит по подземному руслу, в горе Эссюм, изливаясь на поверхность уже ниже пещеры. А в жаркое, сухое лето основное русло реки полностью пересыхает и вода течет только по подземному коридору. Вероятно, из-за насыщенности карстовыми формами этот район и привлекал внимание различных специалистов, в том числе и изучающих древности.

Первое описание пещеры составил во второй половине XVIII века академик Петр Симон Паллас. Через сто лет в среде русского горнозаводского населения эта пещера получила название Игнатиевской — по имени келейника Игнатия, жившего в пещере и, по преданию, захороненного в ней. Святой старец почитался и после смерти, а в пещеру, согласно описаниям начала века, «в девятую пятницу после Пасхи... стекается масса народа из соседних заводов, сел и деревень». В 1911 г. пещеру обследовал и провел раскопки С.И. Руденко, обнаруживший только находки бронзового и железного веков, а в конце 30-х гг. в ней побывал не менее знаменитый археолог С.Н. Бибиков.

В начале 60-х гг., уже после открытия росписей в Каповой пещере, археологическим изучением этого карстового района занимался О.Н. Бадер. При раскопках грота у Каменного Кольца близ деревни Серпиевка, примерно в 12 км выше по течению от Игнатьевской пещеры, им обнаружено погребение III тысячелетия до н. э., а также слой с изделиями верхнего палеолита и костями животных ледникового периода. В Игнатьевской пещере О.Н. Бадер провел раскопки во Входном гроте и также нашел кремневые изделия и кости животных, обитавших на этой территории более 10 тысяч лет назад.

Но открытие древних изображений произошло в зимний день 1980 г. и связано в первую очередь с именем археолога В.Т. Петрина. В 60-70-е гг. в Уральском университете, а впоследствии в Институте археологии и этнографии Сибирского Отделения Академии Наук этот специалист занимался изучением наскальных изображений Урала, и нацеленность поиска и энтузиазм более чем через 10 лет принесли свои результаты. Вместе с ним делили радость открытия археологи С.Е. Чаиркин и В.Н. Широков.

 
 

Рис. 5. Размещение основных групп изображений внутри Игнатиевской пещеры.

 

В последующие шесть лет исследование Игнатиевской пещеры вели экспедиции В.Т. Петрина и Н.Г. Смирнова — руководителя лаборатории исторической и популяционной биологии Института экологии растений и животных Уральского Отделения АН. После тщательного обследования поверхностей сводов и стен пещеры было обнаружено около 50 различных изображений, скопированных художниками и фотографами (рис. 5). В пяти местах карстовой полости проведены раскопки, позволившие получить представление о времени формирования культурного слоя и рисунков, о растительном и животном мире того времени и материальной культуре человека, приходившего в пещеру.

Подобно Каповой, Игнатиевская пещера одна из крупнейших в своем карстовом районе и на Южном Урале: общая длина ее ходов более полукилометра. Громадный вход, около 12 мв поперечнике, по выражению В.Т. Петрина, завораживает любого, кто видит его. Интерьер пещеры определяют четыре основных отдела— Входной грот, Основной коридор, Большой и Дальний залы. Самый грандиозный — Большой зал, высота потолка которого в некоторых местах достигает 8 м. Почти всюду в пещере можно передвигаться в полный рост, лишь при переходе из Входного грота в Основной коридор приходится опускаться на корточки, а чтобы попасть в Дальний зал, необходимо ползти по Низкому переходу, либо воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который также ведет в Дальний зал на высоте 4,5 м от пола пещеры.

Изображения в пещере выполнены краской двух цветов — красной и черной, причем последняя была замечена только через пять лет после находки древних росписей! Зато исследователи были вознаграждены открытием великолепных изображений, сконцентрированных в Дальнем зале; в Большом зале только в двух местах отмечено использование черной краски.

Рисунки выполнены тремя способами: линейным, контурным и силуэтным, а размещены они на стенах, полусводах, сводах и в нишах подземной полости. Сохранность рисунков плохая, только в Дальнем зале кальцитовая пленка продолжает придавать яркость краске, особенно красной. Фигуры нанесены невысоко над полом пещеры без применения каких-либо искусственных подставок; исключение может касаться, пожалуй, только одного случая. Одиночные изображения и группы рисунков размещены в пространстве на некотором

 
 

Рис. 6. Мамонт красного цвета, открывающий ансамбль росписей в Большом зале Игнатиевской пещеры.

 

расстоянии, сменяя друг друга в горизонтальной плоскости. Наложения почти отсутствуют, но есть примеры перекрывания красной краски черной.

Все изображения дислоцированы только в Большом и Дальнем залах, в полной темноте; первые фигуры найдены в месте перехода Основного коридора в Большой зал, в 120 м от входа (рис. 6). Один из рисунков воспроизводил мамонта во вздыбленной позе, другой сохранился хуже, но, вероятно, здесь тоже был мамонт. В этом же зале есть еще один рисунок мамонта с направленными в него снизу двумя остриями, воспроизводящими стрелы, дротики или копья (рис. 7). Кроме мамонтов на одной из стен Большого зала нарисован медведь или носорог — плохая сохранность фигуры не позволяет точно определить вид животного (рис. 8). Почти напротив него выполнена композиция из рисунка лошади, вертикальных и наклонных полос и меандра — вероятно, змеи (рис.9). В другом месте зала в полуметре от пола изображена голова лошади.

Помимо сюжетных, очень многочисленны знаковые изображения (рис. 10, 11). Преобладают композиции,

 
 

 

Рис. 7. Мамонт и два острия красного цвета.

 

составленные из одних вертикальных полос, нанесенных на стены и своды небольших ниш. Почти во всех случаях удается проследить очевидную количественную группировку линий, что подчеркивается разрывами между группами, а также их различной пространственной ориентацией. Отдельные композиции составлены из сочетания линий и других знаковых рисунков. Например, в двух композициях отмечены рисунки, напоминающие след носорога — круг с обрамляющими его тремя отрезками. В одной из таких композиций нарисована змея или ее следовая дорожка, рядом с которой цепочка из семи пятен — возможно, также отпечатки следов какого-нибудь млекопитающего типа песца или волка, оставляющего подобные дорожки, хорошо видимые на снегу. Еще в одной композиции от фигуры какого-то зверя, имеющего сейчас бесформенные очертания, вниз опускаются крупные пятна краски, образующие два полукруга, в каждом из которых этих пятен по семь. Подобные одиночные пятна замечены и в других местах. В небольшом углублении одной из стен нарисована человекообразная фигура.

 

 

 
 

Рис. 8. Изображение животного.

 

Дальний зал имеет значительно меньшие размеры по сравнению с предыдущим. Большая часть рисунков выполнена на двух громадных плитах потолка, с широким карнизом под ним. Ближняя к стене плита получила название Черного панно по расположенным на нем изображениям почти исключительно черного цвета (рис. 12). Крайние позиции на этом панно занимают фигуры мамонтов, направленные головой в сторону Большого зала. Если один из мамонтов выполнен в силуэтной манере, то другой составлен с помощью многочисленных разнонаправленных линий. Между этими фигурами нанесены три лошади, только одна из которых полностью завершена, бык и животное с туловищем верблюда, к которому приставлена морда-маска. Еще одна личина-маска имеет «сердцевидную» форму с тремя пятнами внутри контура — глазами и ртом. Поблизости от нее нанесены треугольник и параллелограмм.

На соседней плите, отделенной от первой уступом, в основном красные изображения (рис. 13). Лучше других сохранились две крупные фигуры — зверя и женщины. Рисунок женщины схематичен, выполнен широкой линией. Между ее ногами заключены три цепочки пятен; центральная цепочка проецируется на такую же линию пятен, отходящую от груди животного, судя по признаку пола самца. Громадный, до 2,3 м, зверь своими пропорциями и мощными рогами более всего напоминает быка или носорога. Остальные фигуры Красного панно, вероятно, сильно разрушены — видны лишь отдельные мазки и фрагменты линий. Кроме красных рисунков, здесь отмечены фрагменты черных изображений, только одно из которых сохранилось удовлетворительно — мамонт с длинным хоботом и массивным корпусом, выполненный очень живо тонкой черной линией.

 

 
 

Рис. 9. Лошадь и знаковые рисунки красного цвета.

 

У противоположной стены на своде нанесена композиция с мужской фигурой, двумя остриями и рядами изогнутых линий, выполненная черной краской (рис. 14). На этой же стене сохранились и другие знаковые рисунки черного цвета, в том числе острие и два круга.

Кроме рисунков в пещере отмечены следы скалывания древним человеком поверхности некоторых выступающих из стен блоков известняка. Такие участки сильно напоминают следы от расщепления обычных ядрищ для получения заготовок орудий и оружия.

Естественно, после открытия интереснейшего ансамбля Игнатиевской пещеры встал вопрос о его возрасте: некоторыми специалистами высказывалось мнение о возникновении его в послепалеолитическое время.

С одной стороны, расположение рисунков в более чем сотне метров от входа, в пещерном мраке, отражает воздействие палеолитической традиции. Именно для верхнего палеолита, особенно для его завершающей фазы, характерна дислокация изображений на значительном удалении от входа. Эта закономерность наблюдается в древнейшем настенном искусстве Западной Европы, а также и в Каповой пещере. Однако известны примеры размещения внутри пещер изображений и более позднего времени, например относящихся к железному веку.

О создании росписей в ледниковую эпоху говорят нам и сами рисунки, особенно мамонтов, исчезнувших на этой территории около 10 — 12 тысяч лет назад. Более точно установить возраст рисунков помогли раскопки в Большом зале.

Оказалось, что от посещения древними людьми пещеры образовалась тонкая, состоящая из мельчайших угольков прослойка, прослеживаемая почти по всей пещере! На этом уровне кроме угольков были найдены и каменные и костяные предметы и, что особенно важно, кусочки охры — минерального пигмента, из которого изготовляли краску. Облик некоторых каменных предметов совпал с присущими только верхнепалеолитическим каменным индустриям. А украшение-подвеска с просверленным отверстием, как установил археозоолог П.А. Косинцев, оказалось выполненной из клыка песца; это животное исчезло с Южного Урала после окончания ледникового века. При раскопках выяснилось, что слой посещения перекрыт сверху тоненькой прослойкой мондмильха, который перекрывает и

 

 
 

Рис. 10. Знаковые рисунки

 
 

некоторые рисунки в зале. Это означает относительную синхронность образования хотя бы некоторой части изображений и слоя посещения древними людьми пещеры Радиоуглеродный анализ показал, что слой образовался примерно около 14 — 13 тысяч лет назад, и это окончательно подтвердило верхнепалеолитический возраст росписей Игнатиевской пещеры.

Для изучения состава красок некоторые образцы были подвергнуты рентгенографическому и

 

 

Рис. 11. Группы линий красного цвета, оформляющие интерьер Большого зала.

 
 

спектроскопическому анализу. По заключению Н.А. Пальчика оказалось, что основу красных красок составляют оксиды железа, чаще всего гематит и гетит. Интересно, что, как и в Ляско, в пигмент делались добавки кальцита, гипса, кварца и полевого шпата, а также апатита органического происхождения, характерного для костных тканей. Такие же добавки характерны и для черных красок, которые подкрашивались, вероятно, углем. В некоторых образцах красной краски оказались и чешуйки слюды. Согласно выводам проведшего эти анализы специалиста, «эти чешуйки являются украшением краски, поскольку при распределении красок на поверхности они укладываются все параллельно плоскости и красиво блестят от источников света». Каких-либо иных органических наполнителей красок не обнаружено.

Реконструкция среды обитания человека времени создания росписей в Игнатиевской пещере сделана на основании анализов спор и пыльцы, а также костных остатков мелких млекопитающих. Согласно выводам Н.Г. Смирнова, Н.К. Пановой и Г.В. Быковой, период формирования культурного слоя отличался суровым холодным климатом: в окрестностях пещеры существовали открытые остепненные пространства, но вместе с тем существовали и небольшие островки леса, где произрастали в основном сосна и береза.

 

Коллекция каменных изделий из раскопок и сборов с поверхности в основном из Входного грота Игнатиевской пещеры превышает 1300 экземпляров. Они изготовлялись из различных разновидностей кремня и яшмы, а также песчаника, хрусталя и некоторых иных пород. Среди орудий преобладают скребки, обработанные ретушью пластинки, долотовидные изделия; резцы, проколки и другие. Согласно выводам исследователя, эти предметы близки и материалам

 

 

 
 

 

 

Рис. 12. Черное панно на потолке Дальнего зала Игнатиевской пещеры.

 

стоянки Талицкого, упоминавшейся выше, и орудиям, найденным при раскопках Каповой пещеры, что объединяет их население общностью происхождения, материальной и духовной культуры.

Во время работ в Игнатиевской пещере экспедиция, в составе которой был и автор этой книги, постаралась осмотреть и другие карстовые объекты в ее окрестностях. И снова удача: на этот раз сюрприз преподнесла одна из серпиевских пещер — 2-я Серпиевская, или Колокольная.

 

 
 

Рис. 13. Красное панно на потолке Дальнего зала Игнатиевской пещеры.


 
 

Рис. 14. Группа изображений черного цвета

 

Я Серпиевская пещера

 

Она находится в 10 — 12 км выше по течению реки от Игнатиевской пещеры, возле села Серпиевка и не более чем в полусотне метров от грота Каменное Кольцо, где О.Н. Бадером были сделаны интересные археологические находки (о них говорилось выше). Серпиевская пещера в отличие от Каповой и Игнатиевской не обладает входом внушительных размеров: его высота не превышает 2,5 м Поверхность пола плавно понижается в глубину этой карстовой галереи, в которой залы лишь обозначены небольшим расширением основного коридора. Несмотря на не столь значительные размеры входа, полость все же достаточно просторная: ее длина около 150 м, а высота потолка кое-где достигает 7-8 м.

Большая часть поверхности стен пещеры оказалась во время нашего посещения покрытой слоем сажи, как и почти во всех других горизонтальных и легкодоступных уральских пещерах. К великому сожалению, многочисленные посетители подземного мира не очень-то озабочены его сохранностью. Отмывая сажу со стен, мы нашли в восьми местах остатки древних изображений (рис.15).

Все рисунки были выполнены краской красного цвета — охрой. Первые следы ее встречаются в 40 м от входа, в той части пещеры, куда уже не попадает ни один солнечный луч. Несмотря на настойчивые поиски изображений животных удалось. отыскать остатки только одной такой фигуры. Но сохранность ее настолько плохая, что животное невозможно определить с точностью до вида. В остальных семи группах сохранились остатки каких-то геометрических фигур, овальные пятна, группы линий.

Внутри пещеры возле одной из групп изображений были проведены раскопки. К сожалению, никаких изделий древнего человека не найдено. Встречены лишь древесные угольки и кости мелких и крупных млекопитающих, которые были изучены специалистами Института экологии растений и животных. Согласно их данным, костные остатки относятся к видам верхнепалеолитического фаунистического комплекса. Примерно половина остатков грызунов принадлежит узкочерепной полевке, составлявшей основу приледниковых фаун позднеледниковья Северной Евразии. От крупных животных найдены остатки пещерного медведя, лисы, волка, пещерной гиены, шерстистого носорога, лося, северного и благородного оленя.

 
 

Рис. 15. Знаковые рисунки красного цвета на стенах Серпиевской 2-й пещеры.

Эти данные весьма близки по составу и соотношению видов материалам, полученным в ходе раскопок культурного слоя Игнатьевской пещеры. Значит, посещение древними людьми Серпиевской 2-й пещеры происходило тоже в конце палеолитической эпохи. Об этом свидетельствует и схожесть групп параллельных линий этих двух соседних пещер.

Заметна некоторая бедность репертуара Серпиевской 2-й пещеры, но этому, как мы помним, есть примеры и в Западной Европе. Возможно, Серпиевская 2-я пещера была подчиненным объектом в проведении определенных обрядов, кульминация которых приходилась на Игнатьевскую пещеру. Но не исключено, что абстрактные рисунки могли иметь и самостоятельное значение с непонятным для нас смыслом и вообще представлять затухание изобразительной традиции в самом начале послепалеолитического периода, когда еще не произошла полная перестройка позднеледниковых ландшафтов, на фоне которых продолжали жить приспособленные к ним виды животных.

Каповая, Игнатьевская и Серпиевская 2-я пещеры расположены в бассейне одной реки — Белой. А вот четвертая карстовая полость с росписями, обнаруженная на юге Башкирии, находится уже в бассейне реки Урал.

 

Мурадымовская пещера

 

Мурадымовская пещера находится на правобережье реки Большой Ик, притоке Сакмары, и получила свое название благодаря расположенному по соседству башкирскому селу. Надо сказать, что вообще-то здесь две пещеры, расположенные совсем рядом друг с другом. В одной из них еще в 1942 г. геолог Преображенский нашел, по выражению О.Н. Бадера, «скребок палеолитического облика». В 1960 г. Отто Николаевич произвел раскопки обширного входного грота пещеры, названной им Мурадымовской. Обнаружено 14 каменных изделий. К сожалению, остатки животных, найденные вместе с вещами, оказались немногочисленными и трудноопределимыми. Из-за этого сложно судить о возрасте сделанных находок: О.Н. Бадер отнес их предположительно к концу позднего палео



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: