МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ




Теоретический уровень представляет собой различ­ные формы, приемы и этапы опосредованного познания действи­тельности.

Абстракция, или абстрагирование, – прием, широко представ­ленный в человеческом познании вообще, приобретает статус ме­тода только в научно-познавательной деятельности. Оно включает такие мысленные операции, как отвлечение от свойств и отноше­ний, незначащих для данного исследования. Соответственно, «ос­тавшиеся», т. е. мысленно выделенные свойства и отношения, ока­зываются на переднем плане, предстают как необходимые для ре­шения задач исследования, выступают в качестве предмета изучения. Отвлекаясь от эмпирических данных, получают абстрак­ции первого порядка, каждый последующий шаг порождает абстракции более высокого порядка, при этом складывается свое­го рода шкала абстракций – понятий, принципов, научных обоб­щений, законов, выполняемых на абстрактных объектах (моделях). Она не носит абсолютного характера и всегда при смене задач ис­следования может быть заменена другой. Так, в небесной механи­ке абстрагируются от химического состава, строения и происхож­дения солнца и планет, которые выступают в этом случае как носи­тели главного свойства – гравитационных масс. Очень часто отвлекаются от развития, изменения, движения объекта, прини­мая его покоящимся, неизменным; могут отвлекаться от взаимо­действия на молекулярном уровне, учитывая только механические соударения и т. д.

В гуманитарном и социальном знании абстракции также слу­жат основой научного познания. Здесь также создаются понятия, формулируются идеи и принципы, однако это абстракции невысо­кой степени отвлечения от эмпирического материала, близкие к реальности и индивидуальным явлениям. Анализ историко-лите­ратурных исследований позволяет увидеть различные способы абстрагирования, уровень которых не стремится к предельной сте­пени общности, что обусловлено самим характером гуманитарно­го познания, отражает его специфику.

Однако нельзя забывать, что реальный объект обладает все­ми – общими и индивидуальными свойствами и деление на клас­сы относительно. Очевидно, что в зависимости от цели, предме­та, а также исходной концепции (парадигмы, гипотезы) создают­ся различные абстракции одного и того же объекта. В этих случаях мы имеем дело с различными способами идеализации ре­альных объектов. Но существует и собственно метод идеализации, основанный на абстрагировании, но предполагающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном, наиболее выраженном виде. Речь идет об идеализированных объектах типа абсолютно черного тела, несжимаемой жидкости, абсолютно твердого тела, идеального зеркала и других. Этот познавательный прием, предполагающий как фантазию, воображение, так и рас­чет, строгую логическую последовательность, позволяет еще бо­лее, чем в обычной абстракции, обнажить значимые для исследо­вания признаки, увидеть проявление объективной закономер­ности.

Почему необходим переход к объекту как теоретической моде­ли? Реальный объект всегда сложен, имеет иерархическую структу­ру, переплетение значимых для данного исследования и второстепенных свойств, затемненность необходимых, закономерных от­ношений случайными явлениями, тогда как научные законы и те­ории в целом формулируются по отношению именно к идеализи­рованным объектам, их свойствам и состояниям, которые высту­пают в функции особого рода идеальной модели. Модель – это идеализированный объект, наделенный небольшим количеством специфических и существенных свойств, имеющий относительно простую структуру. Все понятия и утверждения теории относятся именно к такому объекту, его свойства и отношения описываются системой основных уравнений. Дальнейшее развитие теории пред­полагает прежде всего изменение, уточнение лежащего в ее основе идеализированного объекта. Правомерность такой идеализации, ее познавательная значимость доказываются не прямолинейным сопоставлением идеального объекта с действительностью, но при­менимостью на практике той теории, которая создана на основе этой модели.

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент – специфический теоретический метод, конструирующий идеализи­рованные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы в «чистом виде». Особенность этого метода в том, что он, не будучи материальным, но только мысленным представлением операций с представляемыми объектами, позволяет идеализиро­ванный объект и процесс сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным содержанием. В мысленном экспери­менте участвуют специфические воображаемые объекты, напри­мер тележка, движущаяся без сопротивления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты, падающие в безвоз­душное пространство, и т. п.

Важнейшим средством построения и исследования идеализи­рованного теоретического объекта является формализация. Под формализацией в широком смысле слова понимается метод изу­чения самых разнообразных объектов путем отображения их со­держания и структуры в знаковой форме, при помощи самых раз­нообразных искусственных языков. В разделе о языке науки уже были даны правила построения формализованных языков и пока­зана эвристическая ценность их применения, которая состоит в том, что введение символики обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем, краткость и четкость фиксации знания, позволяет избежать многозначности терминов. Познава­тельная ценность формализации состоит также в том, что она яв­ляется средством систематизации содержания и уточнения логической структуры теории.

Под аксиомами и постулатами понима­ются утверждения, принимаемые в рамках какой-либо теории как истинные, хотя и недоказуемые ее средствами. Реконструкция на­учной теории в формализованном языке позволяет проследить логическую зависимость между различными положениями тео­рии, выявить всю совокупность предпосылок и оснований, исхо­дя из которых она развертывается, что позволяет уточнить неяс­ности, неопределенности, предотвратить парадоксальные ситуа­ции. Формализация теории выполняет также своеобразные унифицирующие и обобщающие функции, позволяя ряд положе­ний теории экстраполировать на целые классы научных теорий и применять формальный аппарат для синтеза ранее не связанных теорий. Одно из наиболее ценных достоинств формализации – ее эвристические возможности, в частности возможность обнаруже­ния и доказательства ранее неизвестных свойств изучаемых объ­ектов.

Создание формализованных описаний не только имеет собственно познавательную ценность, но является условием для использования на теоретическом уровне математического моде­лирования. Широкое применение математическое моделирование получило в конце 40-х годов XX века, как теоретический метод исследования количественных закономерностей процессов, изу­чаемых не только отдельными науками, но и такими междисцип­линарными направлениями, как кибернетика, исследование опе­раций, теория систем, когнитивные науки. Математическая мо­дель, представляющая собой знаковую структуру, имеет дело с абстрактными объектами – математическими величинами, поня­тиями, отношениями, которые допускают различные интерпрета­ции. Соответственно, одна и та же модель может применяться в различных науках. Значение математической модели при разра­ботке теории определяется тем, что она, отображая определенные свойства и отношения оригинала, замещает его в определенном плане и дает новую, более глубокую и полную информацию об оригинале.

Один из ведущих способов построения теории в современной науке – гипотетико-дедуктивный метод, главная составляющая ко­торого – гипотеза – форма вероятностного знания, истинность или ложность которого еще не установлена. Объяснение причин и закономерностей эмпирически исследуемых явлений, являющееся функцией теории, высказывается первоначально в вероятностной, предположительной форме, т. е. в виде одной или нескольких кон­курирующих гипотез. При проверке гипотезы из ее положений-по­сылок по правилам дедуктивного вывода получают следствия, принципиально проверяемые в эксперименте. Необходимость та­ких процедур, в частности, объясняется тем, что в гипотезе выска­зываются суждения о свойствах, отношениях и процессах, непо­средственно не доступных наблюдению, требующих догадки, во­ображения, вообще – творчества.

Специально научное и методологическое требование – выдви­гаемая гипотеза должна быть согласована с научными фактами, а также с научными законами и другими системами знаний, досто­верность которых уже доказана. Если новая гипотеза охватывает более широкий круг событий и явлений, то старая теория рассмат­ривается как частный случай на основе так называемого принципа соответствия. Примерами этого служат вхожде­ние классической теории химического строения как частного слу­чая в современную химическую теорию, классической механики – в виде частного случая в теорию относительности.

Следующее условие связано с характером и природой получае­мых из гипотезы следствий. Наиболее продуктивной считается ги­потеза, из которой дедуктивным путем получено максимальное число разнообразных следствий, причем исходные посылки гипоте­зы чаще всего бывают неопределенными. Однако для них обяза­тельно должна существовать возможность экспериментальной, во­обще опытной проверки, т. е. гипотеза должна быть принципиаль­но проверяемой, даже если технически на данном этапе это осуществить еще невозможно. В экспериментах проверяются не сами гипотезы, но получаемые из них следствия, относящиеся к конкретным реальным явлениям и событиям. Гипотеза, многие следствия из которой подтверждены опытным путем, становится достоверным знанием и приобретает статус теории. Это означает, что различие между этими формами знания состоит не в содержа­нии и не в логической структуре, но в степени достоверности ис­тинности и знания.

В некоторых случаях воз­никает необходимость при создании теории сочетать исторический и логический методы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исторический метод требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Его специфика обусловливается особенностями самого исторического процесса: последовательностью событий во времени, проявлением истори­ческой необходимости через множество случайных событий, учетом случайностей.Исторический способ построения знания опи­рается на генетический способ объяснения, который применяется в том случае, если объектами исследования являются возникнове­ние и развитие явлений, процессы и события, происходящие во времени. В свою очередь, логический способ построения знания о развивающемся объекте, его истории есть отображение истори­ческого процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме. Этот процесс воспроизводится логическим методом как некоторый итог и условия формирования, например этапа, пе­риода, формации как системного образования. Сама по себе временная последовательность исторических явлений не может рассматриваться как порядок построения теории, поскольку ис­торическое, включая случайные, второстепенные факторы, откло­няющиеся от главного направления генетического изменения, не совпадает с логическим, воспроизводящим необходимое, значи­мое, закономерное.

Следует отметить, что здесь не идет речь о формально-логи­ческом индуктивном или дедуктивном следовании, скорее о логи­ческом вообще, о последовательно развертывающемся, непроти­воречивом мышлении, и в этом смысле логический метод, как абстрактный и вероятностно-гипотетический, должен быть, в свою очередь, дополнен и уточнен генетическим и историческим анализом явлений и событий. Подчеркнем, что науки, строящие теорию на основе сочетания и диалектики исторического и логи­ческого, сохраняющие тесную связь с эмпирией, не имеющие часто возможности вводить математические модели, пользовать­ся гипотетико-дедуктивным методом, не должны оцениваться как несовершенные, «не дотягивающие» до строгой научности. Мож­но лишь говорить о специфике познавательных средств и методов этих наук.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: