Распределение курсов истории по концентрической системе
класс | всеобщая история | история России |
История древнего мира. | – | |
История средних веков. | История России с древнейших времен до XVI в. | |
Новая история. | История России в XVI – XVIII вв. | |
Новая история. | История России в XIX веке. | |
Новейшая история. | История России в ХХ веке. | |
Россия и мир (до ХХ в.) | ||
Россия и мир. ХХ в. |
Распределение курсов истории по ФГОС
класс | всеобщая история | история России |
История древнего мира. | – | |
История средних веков. VI – XV вв. | История России. VIII – XV вв. | |
История Нового времени. XVI – XVII вв. | История России в XVI – XVII вв. | |
История Нового времени. XVIII в. | История России в конце XVII – XVIII вв. | |
История Нового времени. XIX в. | История России в ХIХ веке. | |
Новейшая история. ХХ в. | История России в ХХ в. | |
Россия в мире. |
Результаты освоения учебного предмета «История»
Личностные:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Схема анализа места и роли темы в школьном курсе истории.
1. Наименование темы.
2. В каком классе изучается данная тема (по концентрической системе и по ФГОС).
3. Какие аспекты темы являются наиболее важными для школьного курса.
4. Какие знания отечественной и всемирной истории актуализируются в данной теме.
5. Какие дидактические и воспитательные задачи реализует данная тема.
6. Каковы особенности изучения данной темы:
6.1. возрастные особенности учащихся (класс, возраст);
6.2. какие периоды истории России будут рассматриваться при изучении данной темы;
6.3. каковы цель и задачи рассмотрения данной темы в школьном курсе;
6.4. к получению каких знаний в дальнейшем готовит учащихся данная тема;
6.5. какие учебные материалы особенно важны при изучении данной темы (например: работа с исторической картой; работа с документами – какими именно);
6.6. какие методические приемы можно использовать при изучении данной темы в зависимости от возрастных и когнитивных особенностей учащихся (изложение нового материала; работа в группах с альтернативными точками зрения; урок-экскурсия и т.д.).
Весь курс истории России с древнейших времен до наших дней изучается на основе Историко-культурного стандарта:
https://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart
В соответствии с этим в школе введены три учебно-методических комплекса, которые представляют собой линейки учебников:
1. УМК издательства «Русское слово». Под ред. директора ИРИ РАН Ю.А. Петрова.
2. УМК издательства «Дрофа». Под ред. И.Л. Андреева и О.В. Волобуева.
3. УМК издательства «Просвещение». Под ред. А.В. Торкунова.
Основные методические ресурсы:
https://infourok.ru/ - Инфоурок
https://урок.рф/ - Методический сайт для учителей
https://his.1september.ru/ - Журнал «История», приложение к газете «1 сентября»
https://pish.ru/ - журнал «Преподавание истории и школе»
https://his.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок истории»
https://www.uchportal.ru/ - Учительский портал
https://uchkopilka.ru/ - Учительская копилка
https://histrf.ru/ - История.РФ. Главный исторический портал Рунета
https://school.historians.ru/ - Ассоциация учителей истории и обществознания