Заболевания органов зрения




Практика 8,9,10

Задание №1.

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы. Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс. Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

Задание №2.

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характера использования различают телевизионные устройства индивидуального или коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

+Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Задание №3.

Доклад

Заболевания органов зрения

Зрение – одно из самых главных чувств, которыми наделен человек. Именно оно придает нашему прекрасному разноцветному миру смысл, поэтому хорошее зрение – залог полноценного развития ребенка. Детские заболевания глаз часто сопровождаются повышенной раздражительностью, тревожностью, чрезмерной возбудимостью или, наоборот, апатией. Поэтому следить за зрением детей важно не только для физического, но и психического здоровья. Ниже представлены наиболее часто встречающиеся глазные заболевания у детей.

1. Близорукость. При близорукости ребенок плохо видит объекты, находящиеся на отдалении. Это глазное заболевание может быть врожденным и приобретенным. Врожденная миопия проявляется с первого года жизни ребенка, приобретенная – в возрасте 7–13 лет. Признаки: ребенок щурится при просмотре телепередач, пытается подсесть ближе к телевизору, при чтении книги близко подносит ее к лицу, может жаловаться на головную боль и повышенную утомляемость, часто вообще отказывается от чтения. Детям назначается корректирующее лечение (оптические очки или линзы), зрительная гимнастика, медикаментозное лечение – специальные глазные капли, а при высокой степени миопии показано хирургическое вмешательство.

2. Дальнозоркость (гиперметропия). При дальнозоркости дети плохо (размыто) видят объекты, находящиеся близко, но и предметы на расстоянии не могут рассмотреть в деталях. Такое глазное заболевание может развиваться по наследственному типу или быть приобретенным. Основной симптом – частые жалобы на головную боль, тошноту и быструю утомляемость, которые обусловлены постоянным напряжением органов зрения. Лечение проводится с помощью гимнастики, ношения корректирующих очков, специальных тренировок и хирургического исправления дефектов.

3. Астигматизм. Астигматизм – нарушение сферичности глаза, при котором лучи не способны правильно преломляться и фокусироваться на сетчатке. Чаще всего это врожденное состояние сочетается со слабовидением. Для детей астигматизм опасен тем, что препятствует нормальному формированию органов зрения. Это нарушение лечится с помощью очков, которые «приучают» глаза к нормальному зрению и обеспечивают физиологически правильный рост и развитие оптической системы глаз.

Астигматизм — одна из самых распространенных причин низкого зрения. Часто астигматизм сочетается с близорукостью (миопический астигматизм) или с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм). На сегодняшний день существует три способа коррекции астигматизма: очки, контактные линзы и эксимер -лазерная коррекция. Если астигматизм не лечить, он может привести к косоглазию и резкому ПАДЕНИЮ ЗРЕНИЯ. Без коррекции астигматизм может вызвать головные боли и резь в глазах. Поэтому очень важно регулярно посещать врача-офтальмолога.

4. Косоглазие. Эта детская глазная болезнь развивается по причине нарушения параллельности оптических осей глаз. Косоглазие бывает врожденным и приобретенным, возможно смещение оси только одного или обоих глаз. Назначается лечение с помощью аппаратных методов, специальных упражнений, а также хирургическое исправление дефектов. Отсутствие лечения способно приводить к серьезным нарушениям и значительной потере остроты зрения у детей.

5. Конъюнктивит. Воспаление конъюнктивы (слизистой оболочки глаза), вызванное аллергической реакцией, вирусной или бактериальной инфекцией. Может сочетаться с блефаритом и кератитом. Проявляется отеком век, расширением сосудов глаз, выделениями (прозрачными или гнойными), зудом. Лечение этой детской глазной болезни назначается в зависимости от этиологии конъюнктивита, прописываются местные противовирусные или антибактериальные препараты – капли, гели, мази. При аллергическом характере конъюнктивита лечение включает антигистамины – как местно, в виде капель, так и для приема внутрь.

6. Дакриоцистит. Дакриоцистит – воспаление слезного мешка, находящегося между внутренним углом век и носом – развивается вследствие непроходимости носослезного протока, по которому слезная жидкость транспортируется в носоглотку. Нарушение оттока жидкости из слезного мешка провоцирует инфицирование и воспаление. Глазное заболевание может быть вызвано бактериальной инфекцией или недоразвитостью носослезного протока (так называемым «дакриоциститом новорожденных»). Лечение проводится в зависимости от причин закупорки слезных путей, а также формы дакриоцистита – острой или хронической.

7. Повреждения роговицы глаза. Повреждения роговицы легкой степени – достаточно распространенное детское заболевание глаз, причиной которого являются инородные тела – песчинки, пыль, древесные опилки и пр. Ребенок трет глаз, жалуется на боль, размытость и нечеткость зрения, могут появиться прозрачные или гнойные (при присоединении инфекции) выделения. Лечение проводится в зависимости от степени повреждения и включает в себя промывания антисептическими растворами, закладывание антибактериальных мазей и гелей под веко, закапывание детских капель и соблюдение щадящего режима на период лечения.

8. Ирит. Ирит – воспаление радужной оболочки, которое развивается по причине травм глазного яблока, инфицирования органов зрения и наличия системных инфекционных болезней. Такое заболевание глаз у детей проявляется покраснением склер, размытостью рисунка радужки, могут возникать кровоизлияния в радужную оболочку.. Схема лечения ирита зависит от причин, вызвавших его, и проводится под контролем офтальмолога и, при наличии системных инфекционных болезней, врача-инфекциониста.

9. Спазм аккомодации. Это глазное заболевание у детей часто называют «ложной близорукостью». Спазм аккомодации – это спазм цилиарной мышцы, чаще вызванный каким-то психологическим стрессом (развод родителей, напряжение в отношениях с учителем и т.д.). Лечится расслаблением цилиарного тела с обязательной консультацией психотерапевта.

Задание №4.

1. Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка - коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

2. Упражнение «Шторм в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

3. Упражнение «Задуй свечу»

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

4. Упражнение «Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.

5. Упражнение «Рыбка»

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед -назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд.

6. Упражнение «Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд.

7. Упражнение «Считалочка»

Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные.

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

8. Упражнение «Хоботок»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.

9. Упражнение «Штанга»

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление -приятно!

10. Упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно - расслабление - приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна.

Задание №7.

Оценка: Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем.

 

Прогнозирование: Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым.

В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке.

Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7-8 может начаться настоящая травля.

Решение: Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: