Социальный конфликт - условие для успешного функционирования общества.




 

Взаимодействуя друг с другом, люди не только ставят конструктивные цели, не только стремятся к сотрудничеству. Жизнь устроена таким образом, что человеку нередко приходится бороться за те блага, которые ему необходимы для поддержания существования или для удовлетворения амбиций. Именно по этой причине и возникают социальные конфликты.

Социальный конфликт – это столкновение, противодействие двух или большего числа социальных групп.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают оппонентов (т.е. тех людей, которые заинтересованы в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Что касается вовлеченных и заинтересованных групп, то их участие в конфликте вызывается либо тем, что они способны повлиять на исход конфликта, либо тем, что результат конфликта затрагивает их интересы.

Социальный конфликт признается решающим фактором социального развития. Еще в прошлом веке Г. Спенсер рассматривая соц. конфликт с позиций социального дарвинизма, охарактеризовал его как неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития.

Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Л. Фон Визе, отвергая дарвинистский подход к конфликтам, как проявлению естественного отбора, выдвинул идею регуляции конфликтов через дружеское соглашение или с помощью социальных институтов.

Один из основателей чикагской школы «соц. экологии» - Р.Э. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. С его точки зрения, соревнование, являющееся соц. формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт. В свою очередь, конфликт способствует приспособлению и может привести через ассимиляцию к прочим взаимным контактам и сотрудничеству.

Американский социолог Льюис Э. Козер считает, что каждое общество содержит некоторые элементы напряжения и потенциального конфликта. Рассматривая конфликт, как «важнейший элемент социального взаимодействия», который способствует разрушению или укреплению социальных связей, он определяет его как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства соц. групп или индивидов, борьбу за блага, изменение статуса, власть, прибыль, перераспределение доходов и т.п. он считает объективной стороной конфликта. Разрушение соц.

Связей угрожает лишь закрытым обществам, где конфликты разделяют на два «враждебных класса», потрясают «основы коллективного согласия» и могут разрушить саму общественную систему через насилие. В открытых же обществах конфликтам дается выход, а соц. институты оберегают основное общественное согласие.

Р. Дарендорф считает конфликт результатом сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, а причины конфликта – неустранимыми. В целом же у него конфликт оказывается не разрушительным, а способствующим поддержанию равновесия, тем более, что в любой системе, по его мнению, существуют и стабильность, и изменение, интеграция и конфликт, функция и дисфункция.

Хотя конфликт и признается одним из главных двигателей соц. прогресса, в паре с ним обычно упоминаются «согласие», «стабильность», «порядок» и т.п. Причем, согласие считается нормальным состоянием общества, а конфликт – временным.

Из всего этого можно сделать вывод, что конфликт является необходимым условием успешного функционирования общества, т.к. он дает стимул к поиску новых путей выхода из кризисной ситуации, принятию новых решений, а следовательно, и развитию общества в целом.


Заключение

 

Ярким примером соц. конфликтов можно отметить последствия советской перестройки. Те люди, которые большую часть своей жизни прожили при коммунизме, где была совсем другая политическая система, др. нормы поведения и др. взгляды на жизнь, в современном обществе оказались «потерянным поколением». Они не смогли пройти ресоциализацию, т.к. их процесс становления «как личности» уже практически завершился.

В противоположность «потерянному поколению» выступает новое, это – «дети перестройки», у которых процесс социализации только начался. Они усваивают все новые образцы поведения, нормы, их влечет все «современное». Между этими двумя поколениями, естественно, неизбежны конфликты, которые приводят либо к взаимному согласию, либо к разрыву отношений. Однако, чаще всего, даже при взаимном примирении, каждое поколение все равно остается при своем мнении.


Список использованной литературы

 

1. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 511 с.

2. Социология для студентов вузов/ И.А. Дьячук, М.А. Коргова, Ф.А. Шебзухова; отв.ред. М.А. Коргова, - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.

3. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 438 с.

4. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1999. – 672 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: