Художественная культура на рубеже ХХ-XX1 вв.




Художественная культура XX века.

Самосознание культуры XX века и его связь с художественной практикой.

Философско-эстетические и социокультурные основания художественных практик XX века.

Модернизм и авангард в культуре XX века.

Модернизм в художественной культуре. Внутренняя неоднородность модернизма. Авангард как культурный феномен. Программы и манифесты дадаистов, сюрреалистов, футуристов и т.д. Специфика репрезентации в новых формах искусства.

Судьбы реализма в XX веке.

Метареализм в художественной культуре: «живописный реализм» начала ХХ века, социальный реализм, социалистический реализм в советском искусстве; неореализм в искусстве XX века; постнеореализм, фотореализм; гиперреализм; поэтический реализм; фантастический реализм. Развитие и широкая популярность жанров фантастики, фэнтэзи, утопии, антиутопии.

Художественная культура в эпоху массовых коммуникаций.

Средства массовой информации и современная культура. Развитие новых видов и жанров искусства, их связь с технологическими инновациями в современной культуре. Роль кинематографа в культуре XX века. Градостроительство и «социальная архитектура».

Телевидение как вид искусства и средство массовой коммуникации.

Массовая культура и массовое общество. Популярная, народная и массовая культура. Мифы массовой культуры. Понятие “культурного производства” и “культурного потребления”. Роль и значение «авторского» искусства в системе массовой культуры.

Поэтика культуры М. Бахтина и проблема диалогизма в мировой художественной культуре. Структурализм в гуманитарном знании.

Постмодернизм: теория и художественная практика.

Особенности постмодернистской ситуации в культуре. Экология мышления, экоэстетика и художественная практика. Основные направления и течения в постмодерне. Постструктурализм и “новый роман”. Понятие деконструкции. (Ж. Деррида).

Универсалистские тенденции в культуре. Процессы глобализации и локализации в художественной культуре. Идейно-художественный переворот в Латинской Америке. Постмодернистские тенденции в художественной культуре России.

 

Художественная культура на рубеже ХХ-XX1 вв.

Проблема сохранения и поиска новых форм трансляции культурного наследия. Рождение культуры из цивилизации. Художественный музей и галерея как мини университет и полифункциональный культурный центр. Интерпретатор как Художник. Актуальность интерактивных форм освоения культуры.

Поиск новых форм в рекламе как виде искусства. Расширение областей использования компьютерного искусства. Гендерные аспекты художественной культуры.

 

1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001

2. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989

3. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1994

4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.// Киноведческие записки. М., 1987 № 2

5. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2008

6. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., Республика, 1995

7. Якимович А. Эпоха сокрушительных творений. М., 2009

8. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.,1994

9. Козлова О.Т. Фотореализм. М., 1994

10. Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994

11. Взаимодействие и синтез искусств. М., 1978

12. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М, 1998

13. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985

  1. Зотов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала XХ века. М., 1979
  2. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины X1X - начала XX веков..М., 1984
  3. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988
  4. Называть вещи своими именами. М., 1987 (Это сборник худ. манифестов ХХ в.)
  5. Полевой В.М. Искусство ХХ века. Малая история искусств. М., 1991
  6. Серебряный век. М., 1995
  7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989
  8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
  9. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М, 1991
  10. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985
  11. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Избр. статьи в трех томах. Т.1. Таллинн, 1992
  12. Петровский И.М. Феномен Борхеса. // Борхес Х.И. Письмена Бога. М., 1992
  13. Тертерян И. Хорхе Луис Борхес. М., 1989
  14. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997
  15. Эко У. Заметки на полях “Имени розы”// Иностранная литература. М., 1988, № 10 (об авторском искусстве)
  16. Адаскина Н. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры.// Советское искусствознание’ 25. М.. 1989
  17. Батракова С. Искусство и утопия. М., 1990
  18. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974
  19. Козлова О.Т. Фотореализм. М., 1994
  20. Современное мифотворчество и искусство. Петрозаводск, 1995
  21. Шестаков В. Мифологии XX века. М., 1988
  22. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986
  23. Массовая культура. Учебное пособие. М., 2004. Есть в библиотеке МПГУ.
  24. З0ркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М., 1980
  25. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М., 1983
  26. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985
  27. Жак Деррида в Москве. М., 1993
  28. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997
  29. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур// Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992
  30. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное.М., 1993

 

Интернет-ресурсы библиотеки МПГУ, информационные порталы сети Интернет по направлению социогуманитарного знания.

www.lib.ru/CULTURE

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: