Мотивация к деятельности – средства и методы. Как добиться успеха.
I. Мотивация – это уже 50% успеха.
Оратор: Алексеева Александра Алексеевна, психолог.
Знаем структуру и обязанности органа ученического самоуправления, узнаём мнения школьников, грамотно позиционируем себя в средствах массовой информации – всё это результат работы лично каждого человека, отдельно взятого члена органа ученического самоуправления. Вы задумывались о том, почему вы это делаете, какая цель ваших действий? Именно это и есть ваша мотивация. Зачем? Для чего? Чего хотите достигнуть в итоге?
Мотивация – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Тема «мотивации» - базовая, пронизывающая всю жизнь во всех сферах деятельности.
Мы задали вопрос участникам проекта #УправляемСами: «Что мотивирует вас состоять в органе ученического самоуправления?». Получив все ответы, можно выделить 5 видов проявления мотивации:
1. Познавательная мотивация (мне интересно заниматься каким-либо делом);
2. Нравственная мотивация (я хочу помогать делать добрые дела);
3. Мотивация в общении (общаться со своими одноклассниками, узнавать, развиваться, делиться);
4. Мотивация в саморазвитии (опыт и навыки, полученные сейчас, помогут добиться успехов в будущем).
Различают два понятия «мотивация» и «самомотивация». Цель мотивации - мотивировать к действию других людей. Цель самомотивации – мотивировать самого себя.
Мотивация как потребность
Существует пирамида Маслоу, которая объясняет поведение человека через его потребности. Совокупное понимание человеческих потребностей и их выстроенная последовательность очень важны.
Пирамида устроена по принципу «если нет первого, то не нужно и второе». Если человеку негде жить и нечего есть, то что ему до высоких материй?
Мотивация:
Внешняя мотивация (оценки, характеристика);
Внутренняя мотивация (саморазвитие, моральные качества).
Мотивация:
Достижения (стремление вырасти, достичь новых высот);
Избегания (страх последствий).
Наличие мотивации у членов органа ученического самоуправления, какой-либо другой организации – это не показатель успеха и достижений. Самое главное сохранять мотивацию, не теряя её в активной деятельности. Вернуть мотивацию будет тяжелее, чем периодически поддерживать её.
Мотивация стоит на «трёх китах»:
1. Работа
2. Обучение
3. Отдых
Как правило, обучение западает больше всего. Есть работа, есть отдых, но нет возможности обучаться чему-то новому, совершенствовать свою работу через полученные знания. «Без теории невозможна практика» - говорят учителя ещё с младших классов.
Персональный «пакет» мотивации
Стимул / мотив | Значение на практике | Что способствует мотивации | Что мешает мотивации |
Независимость | Люди наслаждаются свободой. Любят сами определять, каким образом лучше всего делать свою работу | Возможность быть независимым. Возможность работать в своём ритме и стиле. Мало ограничений и правил | Постоянные проверки. Ограничения личной свободы |
Материализм | Люди заботятся об увеличении своего благосостояния и улучшения качества жизни | Денежное вознаграждение, бонусы и т.п. Мысль о быстром служебном продвижении | Недостаток финансовых поощрений или вдохновляющих карьерных перспектив |
Влиятельность | Люди любят оказывать влияние на окружающих. Стремятся руководить другим и возлагать проекты и инициативы. | Ответственная работа с выраженными требованиями лидерства. Способность добиваться того, на что не способны другие | К ним не прислушиваются, отсутствие условий, при которых можно использовать природные способности влиять на других |
Признание | Люди поощряют одобрение их действий. Лучше всего отзываются на похвалу | Получение наград и знаков. Признание, высказанное им на собраниях | Работа в такой среде, где общественное признание, морально поощрения – не главное |
Организация | Люди нуждаются в структурированной деятельности и поддержании порядка | Определенный уровень стабильности в исполнении служебных обязанностей. Ясные цели и карьерные пути | Дезорганизация, постоянные изменения |
Стремление к победе | Люди любят вызовы и преодоление трудностей | Вызов – лучший мотиватор. Признание достижений – это очень важно. | Отсутствие или нехватка вызовов. Недостаточно высокая оценка достигнутых результатов |
Знания | Люди хотят быть экспертами в определенной области | Работа побуждает оттачивать мастерство. Признание со стороны таких специалистов и профессионалов | Продвижение по службе, отвлекающее от дорогой для них возможности работать экспертом в своей области |
Отношения с другими | Люди ценят возможность работать с другими. Хорошо играют «в команде» | Ориентация на клиента. Командные цели, задачи и поощрения | Недостаток контактов с другими. Долговременная работа в одиночестве |
Саморазвитие | Люди посещают по собственному желанию тренинги и курсы вне организации | Возможность учиться в процессе работы и повышать квалификацию | Служебные обязанности, ограничивающие рост и развитие личности |
Качество жизни | Люди могут иметь интересы и заботы, далеко от профессиональных устремлений и требований | Гибкая контрактная система. Возможность самому распоряжаться своим временем | Жесткая или слишком структурированная бизнес-среда, подавляющая их потребности |