Наукоемкость, технологичность, ситуационность педагогического процесса




 

Основными характеристиками педагогического процесса выступают: культуросообразность, диагностичность, ситуационность, технологичность, наукоемкость, рефлексивность.

Технологичность педагогического процесса означает качество, наукоемкость («законосообразность») педагогического процесса, его предварительное проектирование и прогнозирование, оптимальное информационно-компьютерное сопровождение.

Реализация технологического подхода в образовании обусловлена необходимостью обеспечения:

· качества и эффективности образования в условиях информационного общества, характеризующегося наличием жесткой конкурентной среды, единым информационным (образовательным) пространством, глобализацией процессов и явлений, поликультурностью, наукоемкостью всех сфер человеческой деятельности («качество» – адекватность результата заявленной цели; «эффективность» – оптимальность результата при минимальных ресурсозатратах). Приоритетным критерием образованности является мотивированность человека на перманентное (непрерывное) самообразование, что является необходимым условием развития компетентности, профессиональной конкурентноспособности, мобильности в современном информационном (постиндустриальном) обществе.

· наукоемкости образования. Качество и эффективность образования обусловлены степенью наукоемкости образовательной сферы. Источниками педагогического проектирования являются результаты исследований в области возрастной, педагогической, дифференциальной психологии (сущность, специфика и механизмы развития в условиях педагогического процесса), дидактики, теории воспитания, педагогической компаративистики, частных методик, философии образования, антропологии (смыслы и ценностно-целевые приоритеты современного образования) и др.

· предварительного прогнозирования и системного проектирования. Прогноз – суждение о вероятностном («гипотетическом») состоянии педагогического объекта. Проект – это представление о будущем результате образовательной деятельности и процессе его достижения; комплексная норма деятельности, предполагающая определение цели (критериев), содержания и технологии (алгоритма) и ресурсообеспечения педагогического взаимодействия с учетом социокультурного и педагогического контекста, установление корреляции между ценностно-целевым, содержательным и процессуальным компонентами, разновекторную экспертизу проекта с позиции современного психолого-педагогического знания с целью коррекции. Проектирование – это не только разработка проекта, но и его практическая реализация. Проектирование есть идеальное либо практическое преобразование объекта, ситуации, деятельности в соответствии с поставленной проектировщиком целью посредством разработанной системы технологических средств. В процессе проектирования состояние определенного объекта не только прогнозируется, но и преобразовывается, что предполагает его развитие, тотальную трансформацию структуры, качественно новый уровень функционирования.

Основными принципами современного педагогического проектирования являются системность, культуросообразность, наукоемкость, междисциплинарность, рефлексивность.

· Использования современных информационных средств (мультимедиа; компьютерная коммуникация; гипертекст). В частности, мультимедиа обеспечивает переход от жестко фиксированного текста к «мягкому», трансформирующемуся на экране компьютера, что обеспечивает многоканальность восприятия информации, диалог, взаимодействие с динамичным, структурированным мультимедиа-текстом.

Важной характеристикой педагогического процесса является ситуационность. Педагогический процесс может быть охарактеризован как целенаправленно создаваемые динамично протекающие ситуации обучения и воспитания. Ситуационно-образующим основанием может выступить про­блема, задача, коллизия, деятельность, эмоциональное состояние и др. Например, в качестве основания создания личностно ориентированной ситуации может выступать: позиционирование в системе ценностей; ранжирование собственных ценностей; целеполагание; проявление волевого усилия; рефлексия поступков, мыследеятельности, переживаний, взаимодействий; «зеркальная» рефлексия; самодиагностика и самооценка; аргументация собственной мировоззренческой позиции (дискуссия, дебаты); мыследеятельность: генерирование идей, гипотез, альтернатив решения проблем; эмоциональная саморегуляция; презентация собственного «Я»; проектирование взаимодеятельности, нормотворчество; исследование культурного феномена; создание творческого продукта; выработка стиля взаимодействия с другими в определенном социальном контексте; нравственный выбор; ответственность за собственный выбор и др.

Взгляды, привычки, поведенческие стереотипы человека являются след­ствием пережитых им ситуаций. Педагогически эффективная ситуация – всегда событие. Последнее может вести как к развитию, так и к депривации личности. «Нет иного способа помочь ребенку освоить сложные виды опыта, как только, «погрузив» его в образовательном процессе в со­ответствующую ситуацию» (Л.А. Микешина).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: