Историко-культурный контекст эпохи




Романцова Александра Романовна

 

Художественный образ женского платья эпохи джаза.

 

Курсовая работа по основной образовательной программе бакалавриата

по направлению подготовки 50.03.03 «История искусств».

 

Выполнила студентка 2 курса

очной формы обучения

А. Р. Романцова

Научный руководитель:

старший преподаватель

кандидат искусствоведения А. С. Ярмош

 

«к защите» работа представлена на кафедру

«____»____ июня ____2016

Секретарь кафедры:

 

Санкт-Петербург

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………..…..…….…3

 

Глава 1. Историография …………………………………………………….…….……..…..5 - 9

 

Глава 2. Историко-культурный контекст эпохи………………….……………..….……10 - 21

2.1. Трансформация социальной роли женщины во второй половине XIX – в первой четверти XX века……………………………………………………….……………….…10 - 13

2.2. Кинематограф, как способ трансляции иконографического типа эпохи…...….….15 - 21

 

Глава 3. Художественный образ дамского платья эпохи джаза…………….……….…22 - 41

3.1. Высокая мода в первой четверти XX века……………………………………….….22 - 28

3.2. Характерные черты художественного образа платья эпохи джаза……………..…29 - 41

 

Заключение…………………………………………………….………………………...…42 - 43

 

Список использованной литературы…………………………………………………..…44 - 46

 

Список иллюстраций……………………………………………………………….………….47

 

Иллюстрации……………………………………………………………………………………48

Введение

Эпоха джаза, пришедшаяся на двадцатые годы двадцатого века является одной из точек бифуркации в истории. Социально-культурные преобразования, технические новшества, кардинальные изменения в положении женщины, последовавшие за Первой мировой войной, многочисленные течения в искусстве принесли новые черты и в область формообразования и семантики женского платья.

В этот период роскошная, пышно декорированная одежда впервые перестала быть символом богатства и статуса. Был запущен процесс демократизации моды. Упрощение форм одежды, упразднение декора было следствием становления нового эстетического идеала, сформировавшегося под влиянием комплекса факторов. Художественный образ женского платья двадцатых годов вплоть до настоящего времени не был отдельным предметом исследования. Ввиду этого, настоящая работа является первой попыткой социального осмысления образа женского костюма эпохи джаза.

Художественный образ костюма представляется нам эстетическим культурным явлением, отражающим основные тенденции эпохи. В основе художественного образа дамского платья лежит ярко выраженный социальный подтекст. Эта особенность вынуждает исследователя соотносить какие-либо эстетические свойства костюма с историко-культурным контекстом, чтобы сформировать грамотное представление о предмете научного интереса.

В настоящее время в творчестве русских дизайнеров наблюдается склонность к заимствованиям характерного силуэта и декоративных элементов из дамского костюма двадцатых годов, а в исследовательской литературе, к сожалению, пока что нет трудов, детально рассматривающих феномен художественного образа платья эпохи джаза. По этим причинам настоящее исследование представляется актуальным.

Объектом исследования стало дамское платье двадцатых годов.

Предметом исследования – художественный образ платья эпохи джаза

Цель курсовой работы: изучение трансформации художественного образа женского платья в эпоху джаза в социокультурном контексте.

Задачи:

- рассмотреть процесс трансформации социальной роли женщины в первой четверти двадцатого столетия в Европе и США

- проследить процесс влияния немого кино на становление иконографического типа эпохи

- выявить характерные черты женского платья эпохи джаза

- проследить процесс становление высокой моды и её влияния на создание архетипа новой эпохи

Глава 1. Историография

Проблеме изучения периода между мировыми войнами, известного коренными изменениями главных социальных парадигм общества, посвящено немало монографий, статей, очерков и художественных книг.

Большое количество исследований на пути изучения изменений в положении женщины на протяжении XIX – XX века были предприняты в XX веке. Гендерная история продолжает занимать учёных и в настоящее время. Среди множества сочинений на эту тему следует выделить работу Линн Амбрамс «Формирование женщины новой эпохи. 1718 – 1918»[1]. Автор рассматривает процесс утверждения новых социальных ролей, которые женщина взяла на себя во второй половине XIX - начале XX века, связывает их с наиболее существенными историческими событиями, ставит проблему изучения гендерной истории через призму таких категорий как облик женщины, её частная жизнь и противостояние власти. Подводя итоги исследований своих предшественников и своей работы, Абрамс приходит к выводу, что глубокие общественные и экономические изменения, повлекшие за собой потрясения начала XX века способствовали изменению представления о роли полов и внешнем облике женщины. Феминизм первой волны является источником многочисленных преобразований в костюме эпохи джаза, в этой связи настоящая работа представляется особенно важной для данного исследования. Трансформации представлений о предназначении женщины посвящен ряд статей, также задействованных при работе с проблемой влияния общественного статуса женщины на костюм двадцатых годов в данном исследовании. Речь идёт о статьях Люка Дюминила[2] « Новая женщина в политике 1920-ых[3] », Ли Пэйн «Не брюки делают из человека пастора»: мода и гендерные стереотипы в контексте доктрин американского ривайвелизма конца XIX – начала XX века»[4] и Луиз Робертс[5] «Политика женского платья во Франции в двадцатые годы».

Среди множества исследований по истории моды наиболее интересными кажутся следующие работы. Сборник статей и эссе под редакцией Адама Герчи «Мода и искусство»[6]можно рассматривать как полноценное исследование по истории моды, в котором широко освещается вопрос сосуществования моды и искусства в разные эпохи, а также рассматриваются теоретические и исторические аспекты моды. Рассматривая платья, созданные коллоборацией художников и модельеров, таких, как, например, Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, и прослеживая влияния произведений изобразительного искусства и архитектуры на формы и паттерны дамских платьев, авторы ставят вопрос о точках соприкосновения и взаимном влиянии модной индустрии и искусства. В эссе Адама Герчи «Новое время: три решающих момента в пересечении искусства и моды» поднимается вопрос о понимании системы моды как одного из инструментов воздействия на общественное мнение, в связи с этим Герчи рассматривает дамское платья как явление, способствующее утверждению нового женского образа эпохи.

В вопросе изучения философии моды полезной была работа Жиля Липовецкого «Империя эфемерного. Мода и её судьба в современном обществе»[7]. В книге приведены причинно-следственные связи между изменениями стиля и основными культурными, социальными событиями того или иного периода. Излагая историю моды вплоть до нашего времени, автор подчёркивает теснейшую взаимосвязь творческих концепций ведущих модельеров с основными проблемами эпохи, размышляет над причинами обольстительности модной индустрии. Автор поднимает проблему истолкования моды, как социального феномена, теоретизируя её. Сочинение является источником, содержащим в себе ряд новаторских концепций по истории моды, однако интересующий нас этап освещается эпизодично.

Мощным фактором влияния на иконографический образ дамского платья двадцатых годов стал кинематограф. Кинокостюму немого кино посвящена книга Лэндис Надолман «Век голливудского дизайна костюма»[8]. Автор анализирует кинокостюмы, подробно рассматривает процесс создания платьев, размышляет о влиянии образов героев немого кино на формирования иконографического типа эпохи, рассуждает о том, почему распространение кинематографа стало одной из причин радикального изменения нравственных норм эпохи. Работа представляется очень полезным источником для изучения влияния образов кинозвёзд на архетип эпохи джаза.

Полезной в исследовании влияния кинематографа на трансформацию художественного образа платья эпохи джаза представляется статья Рикардо Сулуэта «Плавающий гендер: трансатлантическое влияние на образ травести в американском немом кино». [9] Рассматривая культовые образы немого кино, автор развивает идею влияния киногероев и их костюмов на вирилизацию и маскулинизацию женского костюма в начале двадцатого века. Сулуэт приходит к мысли, что кросс-гендерные переодевания положили начало лояльному отношению к появлению в женском гардеробе таких мужских предметов как пиджак, брюки и трикотажные вещи.

Вопрос влияния гендерного фактора на моду двадцатых годов затронут в книге французского автора Кристины Бар «Политическая история брюк» [10] Рассматривая брюки не просто как предмет одежды, а как полноценный символ власти и доминанта гендера, Бар пытается понять, чем были вызваны внезапные нарушения «гендерного кодекса» в начале двадцатого века. Прослеживая историю брюк со времени появления термина «панталоны» и до наших дней, автор затрагивает вопросы эмансипации женщин и влияния феминизма первой волны на трансформацию архетипа эпохи.

В работе, посвященной исследованиям в области истории моды особенно ценными представляются каталоги и издания, содержащие качественные фотоснимки, репродукции журнальных обложек и эскизов платьев. Костюм платья эпохи джаза освещается в одной из глав книги К. Блэкмэн « 100 лет модной иллюстрации»[11]. Автором отмечены наиболее яркие творения иллюстраторов, освещены основные стилевые тенденции эпохи. В небольшом, но информативном сопроводительном тексте Блэкмэн подробно рассматривает характерные изменения в дамском и мужском костюме на примере работ известных иллюстраторов. В книге приведены также обложки журналов Vogue и Harpers Bazaar, что является особенно полезным для данной работы.

Коллекция института моды Киото[12], собранная в издании «Мода XX века» является великолепным материалом для изучения. Крупные и чёткие цветные фотографии сопровождены выходными данными предмета одежды. Краткие пояснения и качественные изображения, передающие все особенности декора и эстетические качества материала, являются необходимым фундаментом, на базе которого можно сделать качественный и вдумчивый анализ платьев, не имея возможности взглянуть на них вживую. По этой причине настоящее исследование представляется очень важным. Прекрасные фотоснимки разных предметов дамского костюма двадцатых годов можно найти в каталоге. “Мода эпохи джаза. Убийственная красота”[13]. Лаконичные, информативные эссе освещают основные вехи изменений дамского облика в эру «ревущих двадцатых», содержат подробные сведения о характере аксессуаров, дополняющих ансамбль. Однако, самым весомым достоинством издания бесспорно являются качественные, яркие, чёткие иллюстрации, напечатанные на формате А3. Помимо привычных изображений дамских туалетов на манекенах, в книге встречаются крупные фотоснимки паттернов. Качественная печать позволяет выдвинуть предположения на предмет вопроса качества того или иного изделия.

Научный интерес к истории моды в России на данный момент находится в зачаточном состоянии. Однако сейчас ввиду пристального внимания европейцев и американцев к дамскому костюму, как к носителю культурных традиций эпохи, историческому источнику и произведению искусства, история моды в России уже не может восприниматься как второстепенное явление декоративно-прикладного искусства. В Европе и США эта сфера имеет более глубокие корни. За это время был накоплен фактический материал, найдены разные подходы к истории изучения костюма. Женское платье в некоторых исследованиях предстаёт как явление многогранное: и как полноценное произведение искусства, и как феномен, содержащий глубокий контекст и требующий вдумчивого анализа, тщательного изучения. Однако, несмотря на многочисленность и масштабность исследований в области истории моды, художественный образ женского платья остаётся практически не затронутым учёными явлением, это обстоятельство даёт автору данной работы возможность выдвигать собственные суждения по вопросу особенностей формообразования и истоков художественного образа платья эпохи джаза.

 

 

Историко-культурный контекст эпохи

2.1. Трансформация социальной роли женщины во второй половине XIX – в первой четверти XX века

Вопрос социальной роли женщин остаётся актуальным вот уже более двухсот лет. В настоящей главе рассматривается предпосылки к формированию женского образа межвоенной эпохи.

Женский вопрос составляет довольно большую часть социальной истории Европы в конце XVIII – начале XX века. Великая французская революция стала толчком к росту самосознания и самоопределения среди женщин: представительницы прекрасного пола больше не хотели мириться с второстепенной ролью в обществе. Несмотря на создание многочисленных революционных женских клубов на протяжении периода с конца XVIII – первой половины XIX века, бурную общественную деятельность таких личностей, как Мари Дю-Деффан[14], Рахель Левин Варнхаген[15] и научные достижения Лауры Баси[16], Марии Аньези[17] положение женщины оставалось второстепенным, а проблема неравенства полов решена не была. В течение революций 1848 года почти во всей Европе «большинство женщин, войдя в число сторонников перемен, доказали, что они готовы участвовать в общественной жизни», успешно выступали на дебатах, митингах, забастовках.[18] Положительный сдвиг в деле эмансипации женщин наметился в США. В 1848 году на конгрессе по правам женщин в штате Нью-Йорк была подписана Декларация чувств, которая предусматривала гендерное равноправие. Следует отметить, что во второй половине XIX века в Европе, несмотря на существенные изменения в системе правовых отношений, последовавших за революциями, дамы по-прежнему оставались в подчинённом положении. Быстро меняющийся мир промышленной эры принёс идеологию «обособленных или разделённых и закрепленных сфер (separate sphere)»[19], окончательно превратившую их жизнь в Домострой. Это спровоцировало новый виток борьбы женщин за свои права, рост гражданской активности и явление, в корне изменившее социальную роль женщины – феминизм. Термин «феминизм» был предложен в конце XIX века Убертиной Оклер[20] и стал наименованием течения, члены которого выступали за эмансипацию женщин. Организованный феминизм первой волны объединил неравнодушных женщин и сформулировал внятные требования, среди которых наиболее существенными были доступность высшего образования, реформы законодательства, избирательное право. Примером организаций, добивавшихся равноправия полов могут послужить такие объединения как группа феминисток-социалисток во Франции, женский социально-политический союз в Британии. Если улучшения в вопросе доступного образования были достигнуты к началу двадцатого века, то проблема женского избирательного права продолжала игнорироваться правительствами США и Европейских стран. Многочисленные выступления суфражисток, митинги, парады, демонстрации феминисток в Европе и США, а также разразившаяся Первая Мировая война привели к переменам. Нарушение гендерных границ, зависимость государства от трудящихся женщин привели к ускоренному рассмотрению вопросов, связанных с избирательным правом. В период с 1906 по 1928 год избирательные права были введены в Великобритании, России, Швеции, Германии, США и ряде крупных европейских стран, за исключением Италии и Франции, где женщины получили право голоса только в 1944 и 1945 годах[21]. Расширение политических прав сделало женщин полноправными членами общества, позволило им участвовать во всех сферах общественной, гражданской жизни государства и существенно трансформировало их социальную роль.

Для того, чтобы проследить и объяснить процесс изменения социального положения женщины в первую четверть двадцатого века, необходимо затронуть вопрос занятости. После революций 1848 года женщины выполняли работу по дому, занимались воспитанием детей. Случаи финансовой независимости женщины вплоть до последней четверти XIX века были чрезвычайно редки[22]. Однако на рубеже веков с растущим вниманием к вопросу эмансипации женщин ситуация значительно изменилась, например, к 1900 году 25% работников промышленности были особами женского пола, многие брали надомную работу. [23] Кроме того, благодаря борьбе феминисток, значительно вырос спрос на женщин, заинтересованных в интеллектуальном труде. Так, например, «в Британии среди государственных служащих количество женщин увеличилось в 1881 – 1911 году с 13 до 27%»[24]. Помимо этого, открылось множество новых путей для самореализации женщин, владеющих навыками машинописи: к примеру, в 1911 году в Европе количество женщин – клерков составляло 25% от всего числа работников офисов.[25] Женский труд был выгоден нанимателю, ведь гендерная иерархия по-прежнему не давала женщинам продвигаться по карьерной лестнице и сказывалась на мизерной заработной плате. В период Первой мировой войны социальный статус женщины претерпел заметные изменения. Рынок труда стал для женщин значительно шире, что привело к росту возможностей трудоустройства. Женщины получили места в сфере услуг, в военной промышленности. Дамы из высшего общества организовывали благотворительные концерты в госпиталях, девушки из благородных семей работали сестрами милосердия. Например, дочери русского императора Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна ухаживали за раненными в лазаретах Царского Села. Следовательно, женский труд стал значительно более востребованным, что позволило женщине на время войны расширить свою независимость как в морально-нравственном, так и в финансовом смысле. Несмотря на это, с подписанием мира власти попытались вернуться к ограничению женского труда. Вплоть до второй мировой войны женский труд вызывал скорее негативную реакцию общества.

Другой аспект жизни женщины, претерпевший существенные изменения на рубеже веков, касается интимной жизни и сексуальной свободы особ женского пола. Сексуальная воздержанность для дамы считалась обязательным компонентом понятия порядочность. Полигамические тенденции в поведении мужчин принималась социумом терпимо, в то время как любая попытка женщины вести свободную половую жизнь жестоко порицалась патриархальным обществом. Более того, отрицалась сама возможность женщины получать удовольствие, любые проявления сексуального влечения трактовались как опасные психические нарушения, так, например, в США в третьей четверти девятнадцатого века при выявлении «симптомов» самоудовлетворения полового влечения женщин «лечили»[26]. Однако приблизительно с восьмидесятых годов девятнадцатого столетия в следствие урбанизации, роста занятости и, как следствие, самостоятельности женского населения ситуация начала меняться[27]. В начале двадцатого века вокруг способности женщины получать сексуальное наслаждение велась активная полемика: исследования Зигмунда Фрейда, работы Маргарет Сангер, Софьи Заречной[28] и других учёных впервые стали рассматривать женскую чувственность как явление, имеющее право на существование. Феминистки также требовали пресечения политики двойных стандартов и развенчивания мифа «бесстрастности» женщин[29]. Их требования не подразумевали отказ от самоконтроля и достоинства, но были направлены на признание того факта, что в поведении женщин, как и в поведении мужчин, с физиологической точки зрения имеют место чувственность и полигамические тенденции, что у женщины и в вопросе половых отношений должен быть выбор. Это стало импульсом к освобождению морали во второй декаде двадцатого века. О средствах контрацепции и регулировании рождаемости начали говорить и писать открыто: например, в 1918 году вышла книга «Любовь в браке». Во время Первой Мировой войны произошло переосмысление нравственных законов. Резкое уменьшение численности мужского населения, большое количество мобилизованных солдат в городах привели к «лихорадке хаки» - вызывающему поведению и распущенности. Благочестие перестало играть ведущую роль в образе женщины. На смену воздержанности пришёл принцип свободного выбора партнёра.[30] В послевоенное время многие женщины не пожелали отказываться от обретенной свободы. Так возникла социальная группа, состоящая преимущественно из молодых представительниц среднего класса и буржуазии “flappers”[31] приобретшая особую популярность в Эпоху Джаза. «Флэпперы» отличались свободой морали и любовью к развлечениям и могли финансово себе это позволить. Исследователь Эрик Вайц так описывает «флэпперов»: «Новая женщина носила короткую стрижку, знаменитый бубикопф, была стройной, атлетичной, эротичной и совершенно лишенной ауры материнства. Она курила и иногда носила мужскую одежду. Она выходила в свет в одиночку, имела половые связи, когда ей вздумается».[32] Полемика и исследования в области женской сексуальности ускорили процесс освобождения женщин от навязанного стереотипа порочности интимной жизни, способствовали освобождению морали и стали одним из существенных факторов формирования женского образа новой эпохи.

Двадцатый век принёс создание единого «фронта» борьбы женщин за свои права. Благодаря этому женщина получила избирательное право, право на образование, стало значительно доступнее трудоустройство, общественное мнение встало на путь признания женской чувственности. Стремясь продемонстрировать свои способности, женщины проявили интерес к таким сферам жизни как политика, спорт, наука. Таким образом, социальная роль женщины в начале двадцатого века претерпела значительные изменения, такие перемены не могли не сказаться на таком чувствительном к социальным изменениям явлении как костюм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: