Уровни (ступени) развития слуха, выражаемого в пении.




Абсолютный слух.

Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т.д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Абсолютный слух – дар природы, но обнаруживается только в результате занятий музыкой – изучения нот и игры на музыкальном инструменте. Целые народы могут обладать абсолютным слухом, если с рождения говорят на так называемых тональных языках (например, китайцы, вьетнамцы).

Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

 

Относительный слух.

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка – звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Развивается.

 

Мелодический слух.

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития – записывать нотами. Развивается.

 

Гармонический слух.

Способность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

 

Внутренний слух.

Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

 

Предслышание.

Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

 

«Цветной слух»

Стремление многих музыкантов к ассоциативному, метафорическому, воображаемому "окрашиванию" тональностей в различные цвета Примеры цвето-тональных ассоциаций известны у некоторых русских композиторов (А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков и др.).

 

Уровни (ступени) развития слуха, выражаемого в пении.

1. Клинический - отсутствие такового (5%)

2. Внутренний. Не выражается в пении.

3. Способность "подтягивать" мелодию за другими поющими или под игру мелодии на инструменте.

4. Способность чисто петь только под аккомпанемент, имея под мелодией аккордовую базу и начальный звук мелодии.

5. Способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи.

6. Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.

 

«У него нет вокального слуха!». Эти слова для певца звучат весьма печально, так как обозначают примерно то же, что для музыканта отсутствие музыкального слуха. Однако вокальный слух – это не просто хорошо развитый музыкальный слух в том виде, как мы его понимаем. Вокальный слух – это весьма специфическое чувство певца, помогающее ему стать певцом. Всем известно, что люди, обладающие великолепным музыкальным слухом, далеко не всегда становятся певцами. В то же время человек, обладающий хорошим вокальным слухом, может надеяться развить голос и стать неплохим певцом даже при очень скромных музыкальных способностях, что часто и бывает. Что же такое вокальный слух? Это не только слух. В механизмах вокального слуха участвуют многие другие органы чувств.

Слух, конечно, является главным регулятором вокальной функции. Однако поскольку певец не совсем верно себя слышит, вопрос чистоты интонации у певца не может быть сведен только к развитию слуха. Дело в умении выполнить то, что он диктует. Главным помощником слуху в контроле за голосообразованием является мышечное чувство. Благодаря мышечному чувству контроль за голосообразованием может быть доведен до большого совершенства. Слух, мышечное чувство и другие ощущения при контроле за голосообразованием рефлекторно связываются друг с другом. Эти связи являются основой вокального слуха певца. Они позволяют не только слышать голос, но и ощущать работу голосового аппарата при пении. Благодаря вокальному слуху становится возможным понимать технологию поющего человека. Слушая певца, педагог автоматически воспроизводит его технологию, что помогает направлять развитие нужных приспособлений. Вибрационные ощущения помогают ориентироваться в качестве тембра. Зрение позволяет контролировать работу видимых отделов голосового аппарата. Некоторые певцы ощущают аэродинамические явления, происходящие в голосовом аппарате при пении. У разных певцов эти виды чувствительности развиты в разной степени, и поэтому внутренняя картина ощущений при пении у них не одинакова. Тонкое развитие контролирующих систем обратных связей позволяет управлять фонацией с большой точностью.

 

1. Певец – музыкант. Влияние общемузыкальных навыков на качество звучания голоса.

2. Певец – актер. Значение художественного образа и драматургии произведения в исполнительском процессе.

3. Певец – личность. Развитие личности певца в связи с совершенствованием профессиональных навыков.

 

Регистры голоса

У всех голосов несколько участков голоса, которые звучат с разной окраской, они называются регистрами.

РЕГИСТР (лат. registrum – список, перечень) – часть диапазона голоса (инструмента), объединенная сходством тембра на основе однородности звукоизвлечения. По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма.

 

На постсоветском пространстве есть несколько взглядов на разделение регистров.

Первый:

Существует два регистра (однородных способа звукообразования): грудной и фальцетный (фистула):

грудной – полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила;

фальцет – замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.

Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.

Микст («единый регистр») – это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В работе над микстом очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях.

Второй:

В голосе различается три регистра: нижний, или грудной регистр (с преимущественным использованием грудного резонатора), верхний, или головной регистр (фальцет), смешанный, или микст. У мужских голосов имеются два природных регистра: грудной и головной; у женщин – три: грудной, смешанный, головной.

В западной методологии выделяют пять регистров:

1. Chest Voice – Грудной голос

2. Falsetto – Фальцет

3. Mixed Voice – Микст, или смешанный голос

4. Whistle Register – Свистковый регистр

5. Stroh bass – Штро бас

Последний в отечественной методологии определяются как вокально-технические приёмы.

По классическому определению у мужчин выделяют три регистра: грудной, микст, фальцет; у женщин: грудной, микст, головной.

В голосе необученного певца регистры резко различимы; границы их определяются так называемыми переходными (переломными) звуками, поставленный голос отличается сглаженностью регистров, постепенностью перехода от нижних звуков диапазона к верхним. Использование "чистых" регистров обученными певцами, в отличие от народных певцов, применяется эпизодически, как вокальная краска. Исполнение переходных (к верхнему резонатору) звуков требует некоторого их "прикрытия".

Звуки, разделяющие регистры, называются переходными. Для разных голосов они различны, и их положение зависит от типа голоса.

Переходные звуки мужских голосов:

Бас: до – ре-бемоль – ре первой октавы,

баритон: ми – ми-бемоль первой октавы,

тенор: ми – фа – фа-диез первой октавы.

Переходные звуки женских голосов:

Сопрано: ми – фа – фа-диез первой и второй октав,

Меццо-сопрано: до – до-диез – ре первой и второй октав.

Чем ниже голос, тем ниже расположены переходные ноты.

В голосе необученного певца регистры резко различимы; границы их определяются так называемыми переходными (переломными) звуками, поставленный голос отличается сглаженностью регистров, постепенностью перехода от нижних звуков диапазона к верхним. Исполнение переходных (к верхнему резонатору) звуков требует некоторого их затемнения – "прикрытия".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: