УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Деревяннаялошадка никуда не убежит,

Не умчится, не ускачет и поэтому грустит.

 

1.Какое лексическое явление представлено в тексте? Выпишите и охарактеризуйте его.

Не убежит, не умчится, не ускачет.

Убежать. Уйти, удалиться откуда-нибудь бегом.

Умчаться. Помчавшись, уехать, убежать, т.е. очень быстро убежать.

Ускакать. Удалиться вскачь, очень быстро.

 

Это слова-синонимы, т. к. в ЛЗ данных слов имеются общие семантические компоненты: удалиться, быстро.

б) Тип синонимов: семантические, т.к. слова в семантике слов умчаться и ускакать есть сема “очень”? по стилю употребления все слова нейтральны.

в) Синонимический ряд: убежать, удрать, умчаться, ускакать, сбежать, сорваться…

Доминанта: убежать, т.к. это слово самое простое по своему ЛЗ, через него можно объяснить другие слова-синонимы, стилистически нейтрально, имеет свободную сочетаемость с другими словами.

г) В данном тексте автор использует приём «нанизывания», т. е. перечисляет синонимы одного ряда для усиления эмоциональной оценки.

 

2.Сформулируйте лексическое значение подчёркнутых слов. Какой способ толкования ЛЗ Вы использовали?

 

Деревянный. Сделанный из дерева. – Описательный способ толкования.

Лошадка. Детская игрушка на колесиках или на качалке, изображающая лошадь. – Родовидовой способ.

Грустить. Испытывать чувство грусти, печалиться. – Описательно-синонимический способ.

 

3. Укажите признаки исконно русских слов и заимствованных, степень освоения заимствованных слов в русском языке:

балаган, фанера, золотой, благодать, стажёр, окно, кино.

Заимствованные слова:

Балаган – сингармонизм (повторяющийся звук а-а-а) - признак тюркизма.

Фанера – наличие буквы Ф.

Благодать – корень благо- старославянского происхождения.

Стажёр – суффикс –ЁР.

Кино – неизменяемость слова.

 

Русские слова:

Золотой – полногласие –оло-.

Окно – начальная буква О в отличие от старославянского Е.

4.Подберите к фразеологизму ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ фразеологизмы-антонимы, определите тип каждого из них по степени семантической спаянности компонентов.

Антонимы – противоположные по значению.

 

Под носом – тип: фразеологическое единство.

Рукой подать - тип: фразеологическое единство.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ

1. Предмет изучения языкознания. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками.

2. Система языка. Основные единицы языка.

3. Язык и речь. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности.

4. Лексикология как раздел языкознания. Слово - основная единица языка. Признаки русского слова.

5. Форма и содержание слова. Понятие о мотивированных и немотивированных словах.

6. Система значений слова. Понятие о ЛЗ слова. Структура ЛЗ.

7. Основные способы толкования ЛЗ слова.

8. Основные типы ЛЗ слова.

9. Полисемия. Семантическая структура многозначного слова. Отражение явления полисемии в толковых словарях.

10. Типы переноса наименования (метафора, метонимия).

11. Омонимия. Типы омонимов. Пути возникновения омонимов. Функции омонимов в речи.

12. Разграничение омонимии и полисемии. Отражение явления омонимии в словарях (толковых, словарях омонимов).

13. Синонимы. Синонимический ряд. Типы синонимов.

14. Синонимия и многозначность. Пути возникновения синонимов. Функции синонимов в тексте. Словари синонимов.

15. Антонимы. Типы антонимов. Антонимия и полисемия. Словари антонимов.

16. Паронимы. Отличие паронимов от омонимов, синонимов.

17. Понятие об активном / пассивном словарном запасе языка и отдельной личности.

18. Устаревшие слова, их типы.

19. Неологизмы (языковые, индивидуально-авторские). Словотворчество детей.

20. Словарь личности и его развитие.

21. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Пути и причины лексического заимствования. Понятие об исконно русской лексике.

22. Старославянизмы, их признаки. Судьба старославянизмов в русском языке.

23. Заимствования из неславянских языков. Основные признаки заимствованных слов. Степень освоения заимствований русским языком.

24. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Общенародная лексика, территориально и социально ограниченная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).

25. Фразеология. Фразеологические единицы, их признаки. Основные типы фразеологизмов.

26. Функции фразеологизмов в речи. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Словари фразеологизмов.

27. Лексикография. Энциклопедические и лингвистические словари. Типы лингвистических словарей русского языка.

28. Толковые словари. Принципы построения толковых словарей и словарных статей. Словари для начальной школы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Современный русский литературный язык: учебник для вузов по гуманитар. специальностям: доп. М-вом образования РФ / [В. И. Максимов и др.]; под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. - Москва: ЮРАЙТ, 2010. - 916 с. - (Университеты России). - Библиогр.: с. 908-916. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-9916-0775-9.

2. Современный русский литературный язык: практикум: учебное пособие для вузов по гуманитар. специальностям: доп. М-вом образования РФ / [В. И. Максимов и др.]; под ред. В. И. Максимова. - Москва: ЮРАЙТ, 2010. - 513 c. - (Университеты России). - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-9916-0776-6.

3. Лекант, П.А. Современный русский язык: Синтаксис: учебное пособие для вузов по специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ / П. А. Лекант. - Москва: Академия, 2010. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология). - Библиогр.: с. 242. - ISBN 978-5-7695-6229-7.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учебное пособие для вузов по направлению "Филологическое образование" / сост. Л. Н. Чурилина. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 416 с. - Библиогр.: с. 401-406. - Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/103797/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-89349-892-9 (Флинта). - ISBN 978-5-02-033353-6 (Наука).

2. Брагина, А.А. Русское слово в языках мира. М., 1978.

3. Введенская, Л.А. и др. Русское слово. М., 1991.

4. Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.

5. Сборник упражнений по современному русскому языку: учебное пособие для вузов по специальности "Филология": рек. М-вом образования РФ / П. А. Лекант [и др.]; под ред. П. А. Леканта. - Москва: Дрофа, 2000. - 304 с. - (Высшее образование). - Авт. указ. на обороте тит. л.. - Список сокращений: с. 297-298. - ISBN 5-7107-2282-0.

6. Теория метафоры / Под ред. Н.А. Арутюновой, М.А. Журинской. М., 1990

7. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001 (и последующие издания).

8. Шанский, Н.М. В мире слов. М., 1978.

9. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1996 (и последующие издания).

10. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык: лексика: учебное пособие для пед. ин-тов по специальности "Русский язык и литература": доп. М-вом просвещения СССР. - Москва: Едиториал УРСС, 2009. - ISBN 5-484-00294-X.

Словари

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (Любое издание).

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка (Любое издание).

3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка (Любое издание).

4. Словарь иностранных слов (Любое издание).

5. Словарь синонимов русского языка (Любое издание).

6. Словарь антонимов русского языка (Любое издание).

7. Словарь омонимов русского языка (Любое издание).

8. Фразеологический словарь русского языка (Любое издание).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: