Потребление – расходы населения на приобретение тов. и услуг. – С.
Сбережение – часть дохода, к-ая потребляется – S.
Y = C + S, где Y – доход.
И потребление и сбережение зависят от величины располагаемого дохода, поэтому рассмативают ф-цию потребления и ф-цию сбережения (прямые завис-ти):
Для полного подробного описания ф-ции потребления и сбережения вводятся показ-ли:
1- APC = C/Y – средняя склонность к потреблению – уровень потребления в расчете на еденицу располагаемого дохода, доля располагаемого дохода ср.значения для потребления.
2- APS = S/Y – средняя склонность к сбережению – объем сбережений на еденицу располаг-ого дохода, доля располаг-ого дохода, к-ая исп-ется для сбережения.
3- MPC = ÙS / ÙY – предельная склонность к потреблению – прирост потребления на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода, показ-ет на ск-ко изм-ит потребление при изм-ии располаг-ого дохода на ед-цу.
4- MPS = ÙS / ÙY – предельная склонность к сбережению – прирост сбережения в расчете на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода показ-ет изм-ие сбережения при изм-ии дохода на ед-цу.
MPC + MPS = 1.
На величину и соотношение м/д потреблением и сбережением оказ-ют влияние след. факторы:
1) доход домохозяйств (величина).
2) Общий уровень цен.
3) Экон-ое ожидание (изм-ие доходов и цен).
4) Уровень налогообложения и т.д.
15. Сущность инвестиций и их виды, инвестиции и динамика ВВП. Инвестиции – все виды имуществ и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательства и др.видов деят-ти, в результате к-ых обр-ется доход или достигается соц.эффект. Инвестиции бывают:
1- Валовые – получаются за счет амортизации и прибыли – А.
2- Чистые – получаются только за счет прибыли.
In = Ig – A.
Главным источником инвестиций явл. сбережения, они обеспечивают предложение инвестиц-ых р-сов и прямо зависят от величины %-ставки.
Сбережения м/быть превращены в инвестиции тремя способами:
1сп. – за счет самофинансирования, т.е. исп-ются сбережения предприятия (прибыли) на развитие пр-ва. Они б/иметь место, если доходность от инвестиций больше текущей %-ставки.
2сп. – за счет взаимов. в банке. Склонность к исп-ию этого источник будет тем выше, чем ниже %-ставка.
3сп. – за счет эмиссии (выпуска) ценных бумаг. При этом, чем ниже курс акции, выше 5-ставка, тем меньше объем привлекаемого капитала.
Т.о. м/д величиной инвестиции и величиной %-ставки сущ-ет обратная завис-ть, к-ая выражается инвестиц-ой ф-цией. Она опр-ет спрос на инвестиц-ые р-сы в завис-ти от уменьшения %-ставки.
На величину инвестиций и динамику инвестиций влияют: ожидаемая норма прибыли; реальная ставка %; экономичность ожидания; динамика совок.доходов и т.д.
20. Антиинфляц-ая пол-ка гос-ва, особ-ти ее осущ-ия в России. Задачи антиинфляц-ой пол-ки à сделать инфляцию управляемой. При этом выделяют:
1- антиинфляц-ую стратегию – предполагает исп-ие мер долгосрочного хар-ра. Они включают:
- механизм гашения адаптивных инфляц-ых ожиданий, т.е. нужно изменить психологию покупателей посредством: а) укрепления механизма рынка (стимулирование малого бизнеса); б) завоевание доверия населения ч/з проведение твердой антиинф-ой пол-ки правит-вом, пользующимся доверием населения в сочетании с эффектом объявления.
В случае успеха, потребление сократится, а сбережения увеличатся, что поведет за собой сокращение совок-ого спроса и роста сбережения.
- долгосрочная денежная пол-ка д/основываться на введении жестких лимитов ежегодного прироста денежной массы: ÙMS = ÙY + ÙP.
Т.е. денежная пол-ка д/быть долгосрочной и жесткой независимой от состояния гос.бюджета (~для этого банк д/быть независимым от правит-ва).
- сокращение бюджетного дефицита, т.к. при любом способе его финансирования неизбежно усиление инфляции.
Задача состоит не в увеличении налогов, а в сокращении доходов в том числе приватизации тех видов деят-ти, к-ые м/быть переданы рынку.
- сведение к минимуму воздействия на нац-ую эк-ку со стороны внешних антиинфляц-ых источников. Поэтому следует укреплять курс нац-ой валюты.
2- антиинфляц-ую тактику – предполагает исп-ие мер единовременного или чрезвычайного хар-ра. Задачей явл. либо сокращение спроса, либо увеличение предложения за счет:
- повышения степени товарности эк-ки ч/з стимулирование малого бизнеса, приватизацию, расширения импорта;
- повышения норм и сбережений и снижения степени их ликвидности путем повышения ставки %-та по вкладам, установление повышенных % по срочным вкладам, помещение сбережений в недвижимость.
Россия:
- н/предпринять шаги по разрешению денежного кризиса –это снижение ставки рефинансирования и доходности гос-ых казначейский обязательств.
- Разработать эффективную и регулируемую гос-вом инвестиц-ой пол-ки, особое место в к-ой д/принадлежать привлечению иностранных и репатриации российских капиталов.
- Н/провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую ф-цию налогов. Гос-во в доходной части бюджета д/ориентироваться на такую налоговую пол-ку, к-ая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, н на дополнит-ые виды налогов, а на рост пр-ва товаров, прибылей и доходов населения. Н/обратить внимание на НДС (24,7% поступлений в бюджет). При падении пр-ва он только усугубляет инфляцию, т.к. прямым образом влияет на увеличение цен.
- Совершенствовать платежно-расчетного механизма, включая исп-ие кредитных карточек и выплату з/п ч/з банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.
- Ограничить инфляцию издержек ч/з заключение межотраслевых соглашений по ценам, к-ые позволят обуздать аппетиты естественных монополистов и тем самым предотвратить рост издержек по технологич-им цепочкам. пРиэтом следует исключить пол-ку ценовой дискриминации по отношению к потребителям, не участвующим в данных соглашениях.
- Борьба с теневой эк-кой, коррупцией в органах власти и организованной преступностья. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции – н/инвестицировать работу по разработке эффективного законодат-ва, регулирующего все сферы рыночной эк-ки в нашей стране (пр.всего финансового, фондового и валютного рынков).
- Н/принять меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Увеличение вкладов россиян в мностранную валюту ведет к дополнит-ому росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отеч-ой эк-ки.
Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Два пути:
1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
МЕРЫРЕГУЛИРОВАНИЯ:
- стабилизация и стимулирование производства,
- совершенствование налоговой системы,
- создание рыночной инфраструктуры,
- повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулированию курса национальной валюты, проведение определенных мер по регулированию цен и расходов, достижение политической стабильности, структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
21. Сущность и основные причины безработицы. Виды безраб-цы. Под безраб-цей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него.
Если спрос и предложение труда представить как завис-ть кол-ва работников от ставки з/п, то соотношение числа занятых и безработных можно представить: при ставке з/п W1 число занятых соответствует отрезку OL2, а число безработных – отрезку L2L1. В совок-ти занятые и безработные составляют рабочую силу в размере OL1.
Согласно системе учета рабочей силы занятым считается тот, кто вып-ет оплачиваемую работу, а также тот, кто имеет работу, но в данное время не работает по причине болезни, отпуска или забастовки. Безработным считается тот, кто в наст.момент не имеет работы. Ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме з/ в сфере оплачиваемой занятости. В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.
Основным показ-лем, хар-щим состояние рынка труда, является уровень безработицы в стране, к-ый исчисляется как процент безработных в составе рабочей силы.
3 основных направления в исследовании причин безраб-цы:
1- неоклассическое – рассматривает безраб-цу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Так, если з/п вследствие требований работников поднимается выше равновесной ставки W0, то возникает превышение предложения раочей силы над спросом в размере L2L1. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказ-ется больше, чем имеется рабочих мест, т.е. появл. безраб-ца.
Стабильная, неэластичная в направлении понижения з/п явл. основной причиной. Не соглашаясь с понижением номинальной з/п, работники делают добровольный выбор м/д занятостью и безработицей в пользу последней.
2- кейнсианское – Кейнс показал, что в реальности сущ-ет и вынужденная безраб-ца, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату. Основная причина – не чрезмерно высокие требования работников к з/п, а недостаток совок-ых расходов в эк-ке. Вывод Кейнса: в соврем-ом мире с его обычаями и институтами целесообразнее проводить политику жесткой денежной з/п, чем пол-ку гибкой з/п, чутко реагирующей на каждое изм-ие в объеме безраб-цы. В результате действий предпринимателей, устанавливающих внутрифирменные системы оплаты труда на длит-ую перспективу, и борьбы профсоюзов ставки на рынке труда устанавливаются обычно на уровне, превышающем равновесный по условиям совершенной конкуренции. à Поэтому в качестве неотъемлемого элемента соврем-ой рыночной эк-ки признается опр-ый уровень вынужденной безраб-цы.
3- Монетаристское – безраб-ца явл. следствием деформации и негибкости рынка труда. Данный рынок неоднороден и состоит из многих специализированных рынков, сложившихся в рамках отдельных территорий, отраслей или групп профессий. Разнообразие рынков труда приводит к невозможности установления равновесия сразу на всех рынках одновременно. То же касается профессиональной мобильности рабочей силы: когда на работников отдельных профессий сущ-ет неудовлетворенный спрос при падении потребности в работниках других специальностей, то для устранения подобного дисбаланса требуются время и финансы.
Консервация з/п в силу профсоюзы требований на специализированных рынках труда, где спрос на рабочую силу упал ниже ее предложения, поддерживает предложение рабочей силы на прежнем уровне, вызывая рост безраб-цы, тогда как на других специализированных рынках наблюдается неудовлетворенный спрос на рабочую силу. => Т.о., искажение системы з/п, обусловленное действием на рынке труда многочисленных социальных структур усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безраб-цу.
По хар-ру проявления и причинам, ее вызывающим, она делится на:
1) фрикционную – связана с изм-ями в предложении раб.силы, является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы à одна категория работников ищет подходящую работу, т.к. прежняя ее не устраивает по опр-ым параметрам, др. категория работников, особенно молодых, впервые выходит на рынок труда.
2) Структурная – связана с относительным сокращением спроса на раб.силу (на отдельные виды труда, специальности, профессии), явл. вынуденной и вызвана структурными преобразованиями в эк-ке: развитием новых, высокотехнологичных направлений, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и сокращением устаревших отраслей пр-в. в связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях.
3) Циклическая – приводит к абсолютному падению спроса н раб.силу, это наиболее тяжелый вид вынужденной безраб-цы. Она возникает в периоды общего эк.спада и проявляется в сокращении совок-ых расходов в эк-ке и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитой рыночной эк-кой явл. последовательное прохождение эк-кой одной из фаз экон-ого цикла.
25. Гос-ое регулирование эк-ки: цели, методы и направления. Гос-во вовлекается в рын. экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэк-ого равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в эк-ке. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы. Так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр) методы гос.регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кредитной пол-ки: норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика госрасходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.
Гос-ное регулирование эк-ки – это система мер законодат-ого, исполнит-ого и контролирующего хар-ра стабилизации и приспособления эк-ки к изменяющимся условиям
Для основных макроэк-их целей исп-ют 2 вида макроэк-ой пол-ки:
1) Фискальная (налогово-бюджетная) à пол-ка исп-ия гос.расходов (G) и налогов (Т), к-ые явл. осн. инсрументами фискальной пол-ки. Приоритетом фиск.пол-ки явл., прежде всего, регулирование эк.роста и безрабртицы.
Для стимулирования эк.роста и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить гос.расходы. эти же инструменты м/быть исп-ны для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить гос.расходы.
2) денежно-кредитная à пол-ка изм-ия денежной массы (М) и %-ставки (r). Приоритетом явл. регулирование инфляции.
Для снижения уровня ифляции проводят пол-ку «дорогих денег», увеличивая ставку % или снижая денежную массу.
Инструменты д/к пол-ки М и r м/использоваться и для стимулирования эк.роста. для этого применяют пол-ку «дешевых денег», т.е. снижают ставку % или увеличивают ден.массу.
à Т.о., выбор тех или иных инструментов макроэк-ой пол-ки определен выбором тех или иных макроэк-их целей в соответствии с классическим и кейнсианским подходами.
26. Экон-ая пол-ка гос-ва, особ-ти современной пол-ки России. Инструменты экон-ой пол-ки делятся на:
1) административные меры – связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их ф-ция – обеспечение стабильной юридич-ой обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономич-их решений. Административные меры подразделяются на меры: запрета, разрешения, принуждения. Наиболее устойчиво проявляется в сфере охраны окруж.среды и в области соц-ой защиты слабо обеспеченных слоев нас.
2) экономич-ие меры – те действия гос-ва, к-ые имеют воздействующий хар-ер на опр-ые аспекты рыночного аспекта рыночного процесса. К числу эк-их мер относят: финансовую (бюджетную, фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) пол-ку, цель к-ых – достижение равновесия м/д совок-ым спросом и совок-ым предложением; программирование, прогнозирование.
3) Институциональные меры:
- формир-ие исполнит-ых структур гос-ой вл-ти, непосредственная задача к-ых – практическая реализация целей правит-ва.;
- создание и поддержание гос-ого сектора;
- подготовка экономических программ и экон-их прогнозов и др.
27. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов. Финансовые отношения – отношения, к-ые складываются по поводу движения финансовых р-сов. Фин. р-сы – деньги, ценные бумаги, иностранная валюта, банковские кредиты и т.д.
Способом орг-ции движения финансов явл. финансовый рынок.
Субъекты фин.рынка: гос-во, предприятие, домохоз-ва, различные фин.посредники (банки, страх.компании, пенс.фонды)
Гос.финансы – важнейшая часть фин.отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов. Финансы м/быть:
1- децентрализованными (частные) à выр-ют фин.отношения, к-ые возникают в ходе эк. деят-ти частных предприятий и обеспечивают процесс произ-ва и получения прибыли, они включают отношения:
–м/д предприятиями контрагентами – взаимные платежи, неустойки, взаимные инвестирования и т.д.
–м/д предприятиями и домохоз-вами – получение з/п и начисление премий работникам, инвестирование населением предприятий посредством паевых взносов и покупкой ценных бумаг
2- централизованные (гос-ные) à выр-ют отношения м/д гос-вом и остальными субъектами по поводу формир-ия и распределения денежных ср-в, необходимых гос-ву; они включают отношения:
–м/д гос-вом и предприятиями: налоги, поступление арендной платы – предприятия гос-ву, а также предоставление льгот и осущ-ие прямого финансирования со стороны гос-ва.
–м/д гос-вом и домохоз-вами: уплата домохоз-вами налогов (подоходный налог) и получение трансфертных выплат от гос-ва.
Понятие фин.системы связано с централизованными финансами, т.е. Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев:
1)госбюджет; 2) местные финансы; 3) финансы гос.предприятий; 4) специальные внебюджетные правит-ые фонды (фонды соц.страх-ия, целевые фонды).
В рын-ой эк-ке в основе фин.системы лежит принцип фискального федерализма, к-ый предполагает:
1- четкое разграничение ф-ций различных уровней фин.системы (касается, прежде вс., госбюджета и местных финансов);
2- местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в госбюджет.
Осн. звеном люб. фин.системы явл. госбюджет à централизованный ден.фонд, находящийся в распоряжении правит-ва.
Расходная часть госбюджета предполагает затраты на соц.нужды, оборону и т.д. (обслуживание гос.долга). А доходная часть формируется за счет налоговых поступлений и доходов, полученных гос-вом от различных деятелей.
Сущность и роль гос финансов в жизни об-ва проявляются в их ф-циях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная - связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хоз-ва.
Сбалансированный гос.бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов. В федеративных гос-вах (в т.ч. и в России), есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-ых сил, а также региональных особ-тей часть хоз-ых связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Особое фин.звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от гос.бюджета и управляются центральными властями. К ним относят фонды гос соц страхования, различают: целевые фонды, гос и смешанные фин-ые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий, но затем стали исп-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях.
31. Фискальная по-ка гос-ва: механизм и инструменты ее реализации. Фискальная (бюджетно-налоговая) пол-ка – система регулирования эк-ки, посредством изм-ия гос.расходов и налогов. Она проводится с целью стимулирования эк.роста.
Влияние инструментов фиск.пол-ки на изм-ие ВВП:
1- рост гос.расходов G также как и рост I ведет к росту ВВП, при этом возникает эффект мультипликатора, т.к. прирост ВВП > прироста гос.расходов, т.е. ÙY > ÙG
При этом рост правит-ых расходов не должен финансироваться за счет увеличения налогов. Т.е. рост G д/сопровождаться бюджетным дефицитом.
2- Рост налогов имеет обратный эффект и ведет к сокращению ВВП. à Возникает эффект налогового мультипликатора, смысл к-ого состоит в том, что:
а) налогобложение вызывает сокращение располагаемого дохода на величину налога.
б) это сокращение ведет к снижению объемов потребления и сбережения при каждом уровне Y. Размер сокращения С и S опр-ется показ-лями предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению: MPC и MPS. ÙC = ÙT*MPC
Т.о. величина налогового мультипликатора опр-ется: МТ = ÙY / ÙC = ÙY / ÙT*MPC.
Т.о. изм-ие налогов приводит не к абсолютно равноценному изм-ию спроса ÙY, а к его изменению на меньшую величину.
Т.о. изм-ие правит-ых расходов G показ-ет наиболее сильное воздействие а совок-ые расходы Y, чем изм-ие величины налогов такого же масштаба.
Фискальная пол-ка бывает:
1- дискреционная – целенаправленная гос.пол-ка, проводимая гл.образом с целью стимулирования эк.роста. Стимулированная фиск.пол-ка предполагает увеличение G, ¯ налогов или сочетание того и другого. Т.о., если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет (доходы=расходам), стимулирующая ф.п. провоцирует возникновение бюджетного дефицита.
В период эк.подъема проводится сдерживающая ф.п., к-ая имеет антиинфляц-ый хар-ер и включает: ¯ G, налогов или сочетание того и др. В данном случае ф.п. ориентирована на профицит гос.бюджета.
Осущ-ие Д.ф.п. требует решения нек-ых временных проблем. Они сводятся к существованию след-щих эффектов:
- временной лаг распознания – промежуток времени м/д началом эк.спада и моментом осознания этого факта.
- Административная задержка – время м/д признанием необходимости принятия фискальных мер и моментом их непосредственного принятия.
- Функциональное запаздывание – время м/д принятием решения о фискальных мерах и началом действия этих мер.
2- недискреционная – автоматич-ая ф.п., связанная с действием встроенных стабилизаторов. Относят:
- прогрессивные налоги, к-ые по мере роста ВВП (нац.налога) дают более чем пропорц-ый прирост налоговых поступлений.
- трансфертные платежи, величина к-ых сокращается во время эк.подъема и возрастает во время эк.спада (гл.оьразом – пособие по безработице)
Т.о. встоенный стабилизатор – любая мера, к-ая имеет тенденции увеличивать дефицит госбюджета (или ¯ профицита) в период эк.спада; или ¯ дефицит гос.бюджета ( профицит) в период эк.подъема без необходимости принятия каких-л. Спец-ых мер со стороны правит-ва:
32. Гос.долг. Виды госдолга и управление им. Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:
1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:
а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие;
б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования;
в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик.
2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».
Недостатки госдолга:
1- выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;
2- наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;
3- госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;
4- ведет к сокращению чистого импорта.
Управление госдолгом:
1- эффективное исп-ие ср-в заимствования;
2- поиск ср-в для выплаты долга;
3- нейтрализация негативных последствий госдолга.
Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.
Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита гос-во выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), к-ые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции:
1,Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами.
2,Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины.
3,Третья концепция — концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.
Госдолг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост госдолга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
37. Банковская система, ее структура и функции. Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.
Функции Центрального Банка:
1. Денежная эмиссия.
2. Регулирование денежного обращения.
3. Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
- сберегательные кассы и кредитные общества;
- страховые и пенсионные фонды.
В России 6 специализированных государственных банков:
1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).
2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).
4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
38. ЦБ и его ф-ции. Деят-ть ЦБ в обеспечении равновесия денежного рынка. Для ЦБ характерен ряд основных ф-ций: Эмиссионная ф-ция – очень важ ф-ция банка. Хотя в соврем усл-ях наличные деньги менее важны, чем безнал-ые, банкнотная эмиссия ЦБ-ов сохраняет свое значение, т.к. нал.деньги необходимы для значит-ой части платежей. Ф-я аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерч.банков заключ. в том, что каждый банк, являющийся членом нац-кредитной сис-мы, обязан хранить на резервном счете в ЦБ сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно ЦБ явл хранителем золотовалютных резервов страны. Кредитование коммерческих банков, Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, осущ-ся это след образом: в госбюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Эти ср-ва накапливаются на счетах в ЦБ и расходуются на них, поэтому ЦБ-ки ведут счета госучреждений, местных органов власти, аккумулируют на этих счетах ср-ва и проводят выплаты с них. Кроме того, они осуществляют операции с гос-ыми ценными бумагами, предоставляют гос-ву кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки гос.облигаций. ЦБ также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой. Функции коммерч банков - аккумулирование депозитов и ведение текущих счетов, предоставление кредитов предпринимателям.
39. Коммерческие банки. Расширение денежного предложения и денежный мультипликатор. Ком-ие банки относятся к числу финансовых посредников (это институты, выпускающие собственные обязательства, т.е. одалживающие деньги у субъектов с избытком средств и от собственного имени выдающие деньги субъектам с недостатком средств). Наряду с банками к фин.посредникам относятся небанковские финансовые институты (страх-ые пенсионные фонды), к-ые в отличие от банков:
1- имеют не универсальный, а специализированный хар-ер;
2- деят-ть к-ых регламентируется ЦБ ограниченно.
Коммерческие банки – универсальный тип банков, занимающихся широким кругом операций. 3 группы операций:
1) активные, связанная с размещением ср-в à включают ссуды промыш-ым, торговым орг-циям, домохоз-вам, покупка ценных бумаг, межбанковские кредиты. Выдавая кредиты своим клиентам ком.банки увеличивают денежное предложение и наоборот – возвраты этих кредитов уменьшают денежную массу в обращении. Объясняется это тем, что выданные в качестве кредита ср-ва, помещ. в др. банках составляя часть их денежных р-сов и соответственно источников последующего кредитования. Т.о., имеет место эффект мультипликативного роста денежного предложения, к-ый будет тем более сильным, чем меньше будет норма резервирования. Резервы – сумма ср-в, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов. Большая часть резервов соответствует норме обязательного резервирования и храниться в ЦБ. Если банк помещает 100% своих пассивов, то банковская сис-ма на предложение денег влияние не оказывает. В случае частичного резер-ия банки по сути создают деньги. M = 1 / r*r, где m-,банковский мультипликатор; r-обяз-ая резервная норма.
2) пассивные, связ-ые с привлечением ср-в. à связаны с формир-ем р-а банка, к-ые складываются из собственных ср-в и привлеченных