Потребление и сбережение. Факторы, влияющие на них.




Потребление – расходы населения на приобретение тов. и услуг. – С.

Сбережение – часть дохода, к-ая потребляется – S.

Y = C + S, где Y – доход.

И потребление и сбережение зависят от величины располагаемого дохода, поэтому рассмативают ф-цию потребления и ф-цию сбережения (прямые завис-ти):

       
 
 
   

 


Для полного подробного описания ф-ции потребления и сбережения вводятся показ-ли:

1- APC = C/Y – средняя склонность к потреблению – уровень потребления в расчете на еденицу располагаемого дохода, доля располагаемого дохода ср.значения для потребления.

2- APS = S/Y – средняя склонность к сбережению – объем сбережений на еденицу располаг-ого дохода, доля располаг-ого дохода, к-ая исп-ется для сбережения.

3- MPC = ÙS / ÙY – предельная склонность к потреблению – прирост потребления на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода, показ-ет на ск-ко изм-ит потребление при изм-ии располаг-ого дохода на ед-цу.

4- MPS = ÙS / ÙY – предельная склонность к сбережению – прирост сбережения в расчете на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода показ-ет изм-ие сбережения при изм-ии дохода на ед-цу.

MPC + MPS = 1.

На величину и соотношение м/д потреблением и сбережением оказ-ют влияние след. факторы:

1) доход домохозяйств (величина).

2) Общий уровень цен.

3) Экон-ое ожидание (изм-ие доходов и цен).

4) Уровень налогообложения и т.д.

 

15. Сущность инвестиций и их виды, инвестиции и динамика ВВП. Инвестиции – все виды имуществ и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательства и др.видов деят-ти, в результате к-ых обр-ется доход или достигается соц.эффект. Инвестиции бывают:

1- Валовые – получаются за счет амортизации и прибыли – А.

2- Чистые – получаются только за счет прибыли.

In = Ig – A.

Главным источником инвестиций явл. сбережения, они обеспечивают предложение инвестиц-ых р-сов и прямо зависят от величины %-ставки.

Сбережения м/быть превращены в инвестиции тремя способами:

1сп.за счет самофинансирования, т.е. исп-ются сбережения предприятия (прибыли) на развитие пр-ва. Они б/иметь место, если доходность от инвестиций больше текущей %-ставки.

2сп.за счет взаимов. в банке. Склонность к исп-ию этого источник будет тем выше, чем ниже %-ставка.

3сп.за счет эмиссии (выпуска) ценных бумаг. При этом, чем ниже курс акции, выше 5-ставка, тем меньше объем привлекаемого капитала.

Т.о. м/д величиной инвестиции и величиной %-ставки сущ-ет обратная завис-ть, к-ая выражается инвестиц-ой ф-цией. Она опр-ет спрос на инвестиц-ые р-сы в завис-ти от уменьшения %-ставки.

На величину инвестиций и динамику инвестиций влияют: ожидаемая норма прибыли; реальная ставка %; экономичность ожидания; динамика совок.доходов и т.д.

 

20. Антиинфляц-ая пол-ка гос-ва, особ-ти ее осущ-ия в России. Задачи антиинфляц-ой пол-ки à сделать инфляцию управляемой. При этом выделяют:

1- антиинфляц-ую стратегию – предполагает исп-ие мер долгосрочного хар-ра. Они включают:

- механизм гашения адаптивных инфляц-ых ожиданий, т.е. нужно изменить психологию покупателей посредством: а) укрепления механизма рынка (стимулирование малого бизнеса); б) завоевание доверия населения ч/з проведение твердой антиинф-ой пол-ки правит-вом, пользующимся доверием населения в сочетании с эффектом объявления.

В случае успеха, потребление сократится, а сбережения увеличатся, что поведет за собой сокращение совок-ого спроса и роста сбережения.

- долгосрочная денежная пол-ка д/основываться на введении жестких лимитов ежегодного прироста денежной массы: ÙMS = ÙY + ÙP.

Т.е. денежная пол-ка д/быть долгосрочной и жесткой независимой от состояния гос.бюджета (~для этого банк д/быть независимым от правит-ва).

- сокращение бюджетного дефицита, т.к. при любом способе его финансирования неизбежно усиление инфляции.

Задача состоит не в увеличении налогов, а в сокращении доходов в том числе приватизации тех видов деят-ти, к-ые м/быть переданы рынку.

- сведение к минимуму воздействия на нац-ую эк-ку со стороны внешних антиинфляц-ых источников. Поэтому следует укреплять курс нац-ой валюты.

2- антиинфляц-ую тактику – предполагает исп-ие мер единовременного или чрезвычайного хар-ра. Задачей явл. либо сокращение спроса, либо увеличение предложения за счет:

- повышения степени товарности эк-ки ч/з стимулирование малого бизнеса, приватизацию, расширения импорта;

- повышения норм и сбережений и снижения степени их ликвидности путем повышения ставки %-та по вкладам, установление повышенных % по срочным вкладам, помещение сбережений в недвижимость.

Россия:

- н/предпринять шаги по разрешению денежного кризиса –это снижение ставки рефинансирования и доходности гос-ых казначейский обязательств.

- Разработать эффективную и регулируемую гос-вом инвестиц-ой пол-ки, особое место в к-ой д/принадлежать привлечению иностранных и репатриации российских капиталов.

- Н/провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую ф-цию налогов. Гос-во в доходной части бюджета д/ориентироваться на такую налоговую пол-ку, к-ая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, н на дополнит-ые виды налогов, а на рост пр-ва товаров, прибылей и доходов населения. Н/обратить внимание на НДС (24,7% поступлений в бюджет). При падении пр-ва он только усугубляет инфляцию, т.к. прямым образом влияет на увеличение цен.

- Совершенствовать платежно-расчетного механизма, включая исп-ие кредитных карточек и выплату з/п ч/з банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.

- Ограничить инфляцию издержек ч/з заключение межотраслевых соглашений по ценам, к-ые позволят обуздать аппетиты естественных монополистов и тем самым предотвратить рост издержек по технологич-им цепочкам. пРиэтом следует исключить пол-ку ценовой дискриминации по отношению к потребителям, не участвующим в данных соглашениях.

- Борьба с теневой эк-кой, коррупцией в органах власти и организованной преступностья. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции – н/инвестицировать работу по разработке эффективного законодат-ва, регулирующего все сферы рыночной эк-ки в нашей стране (пр.всего финансового, фондового и валютного рынков).

- Н/принять меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Увеличение вкладов россиян в мностранную валюту ведет к дополнит-ому росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отеч-ой эк-ки.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Два пути:
1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

МЕРЫРЕГУЛИРОВАНИЯ:

- стабилизация и стимулирование производства,

- совершенствование налоговой системы,

- создание рыночной инфраструктуры,

- повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулированию курса национальной валюты, проведение определенных мер по регулированию цен и расходов, достижение политической стабильности, структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

 

21. Сущность и основные причины безработицы. Виды безраб-цы. Под безраб-цей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него.

Если спрос и предложение труда представить как завис-ть кол-ва работников от ставки з/п, то соотношение числа занятых и безработных можно представить: при ставке з/п W1 число занятых соответствует отрезку OL2, а число безработных – отрезку L2L1. В совок-ти занятые и безработные составляют рабочую силу в размере OL1.

 
 

 

 


Согласно системе учета рабочей силы занятым считается тот, кто вып-ет оплачиваемую работу, а также тот, кто имеет работу, но в данное время не работает по причине болезни, отпуска или забастовки. Безработным считается тот, кто в наст.момент не имеет работы. Ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме з/ в сфере оплачиваемой занятости. В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

Основным показ-лем, хар-щим состояние рынка труда, является уровень безработицы в стране, к-ый исчисляется как процент безработных в составе рабочей силы.

3 основных направления в исследовании причин безраб-цы:

1- неоклассическое – рассматривает безраб-цу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Так, если з/п вследствие требований работников поднимается выше равновесной ставки W0, то возникает превышение предложения раочей силы над спросом в размере L2L1. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказ-ется больше, чем имеется рабочих мест, т.е. появл. безраб-ца.

Стабильная, неэластичная в направлении понижения з/п явл. основной причиной. Не соглашаясь с понижением номинальной з/п, работники делают добровольный выбор м/д занятостью и безработицей в пользу последней.

2- кейнсианское – Кейнс показал, что в реальности сущ-ет и вынужденная безраб-ца, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату. Основная причина – не чрезмерно высокие требования работников к з/п, а недостаток совок-ых расходов в эк-ке. Вывод Кейнса: в соврем-ом мире с его обычаями и институтами целесообразнее проводить политику жесткой денежной з/п, чем пол-ку гибкой з/п, чутко реагирующей на каждое изм-ие в объеме безраб-цы. В результате действий предпринимателей, устанавливающих внутрифирменные системы оплаты труда на длит-ую перспективу, и борьбы профсоюзов ставки на рынке труда устанавливаются обычно на уровне, превышающем равновесный по условиям совершенной конкуренции. à Поэтому в качестве неотъемлемого элемента соврем-ой рыночной эк-ки признается опр-ый уровень вынужденной безраб-цы.

3- Монетаристское – безраб-ца явл. следствием деформации и негибкости рынка труда. Данный рынок неоднороден и состоит из многих специализированных рынков, сложившихся в рамках отдельных территорий, отраслей или групп профессий. Разнообразие рынков труда приводит к невозможности установления равновесия сразу на всех рынках одновременно. То же касается профессиональной мобильности рабочей силы: когда на работников отдельных профессий сущ-ет неудовлетворенный спрос при падении потребности в работниках других специальностей, то для устранения подобного дисбаланса требуются время и финансы.

Консервация з/п в силу профсоюзы требований на специализированных рынках труда, где спрос на рабочую силу упал ниже ее предложения, поддерживает предложение рабочей силы на прежнем уровне, вызывая рост безраб-цы, тогда как на других специализированных рынках наблюдается неудовлетворенный спрос на рабочую силу. => Т.о., искажение системы з/п, обусловленное действием на рынке труда многочисленных социальных структур усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безраб-цу.

По хар-ру проявления и причинам, ее вызывающим, она делится на:

1) фрикционную – связана с изм-ями в предложении раб.силы, является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы à одна категория работников ищет подходящую работу, т.к. прежняя ее не устраивает по опр-ым параметрам, др. категория работников, особенно молодых, впервые выходит на рынок труда.

2) Структурная – связана с относительным сокращением спроса на раб.силу (на отдельные виды труда, специальности, профессии), явл. вынуденной и вызвана структурными преобразованиями в эк-ке: развитием новых, высокотехнологичных направлений, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и сокращением устаревших отраслей пр-в. в связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях.

3) Циклическая – приводит к абсолютному падению спроса н раб.силу, это наиболее тяжелый вид вынужденной безраб-цы. Она возникает в периоды общего эк.спада и проявляется в сокращении совок-ых расходов в эк-ке и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитой рыночной эк-кой явл. последовательное прохождение эк-кой одной из фаз экон-ого цикла.

 

25. Гос-ое регулирование эк-ки: цели, методы и направления. Гос-во вовлекается в рын. экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэк-ого равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в эк-ке. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы. Так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр) методы гос.регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кредитной пол-ки: норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика госрасходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Гос-ное регулирование эк-ки – это система мер законодат-ого, исполнит-ого и контролирующего хар-ра стабилизации и приспособления эк-ки к изменяющимся условиям

Для основных макроэк-их целей исп-ют 2 вида макроэк-ой пол-ки:

1) Фискальная (налогово-бюджетная) à пол-ка исп-ия гос.расходов (G) и налогов (Т), к-ые явл. осн. инсрументами фискальной пол-ки. Приоритетом фиск.пол-ки явл., прежде всего, регулирование эк.роста и безрабртицы.

Для стимулирования эк.роста и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить гос.расходы. эти же инструменты м/быть исп-ны для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить гос.расходы.

2) денежно-кредитная à пол-ка изм-ия денежной массы (М) и %-ставки (r). Приоритетом явл. регулирование инфляции.

Для снижения уровня ифляции проводят пол-ку «дорогих денег», увеличивая ставку % или снижая денежную массу.

Инструменты д/к пол-ки М и r м/использоваться и для стимулирования эк.роста. для этого применяют пол-ку «дешевых денег», т.е. снижают ставку % или увеличивают ден.массу.

à Т.о., выбор тех или иных инструментов макроэк-ой пол-ки определен выбором тех или иных макроэк-их целей в соответствии с классическим и кейнсианским подходами.

 

26. Экон-ая пол-ка гос-ва, особ-ти современной пол-ки России. Инструменты экон-ой пол-ки делятся на:

1) административные меры – связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их ф-ция – обеспечение стабильной юридич-ой обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономич-их решений. Административные меры подразделяются на меры: запрета, разрешения, принуждения. Наиболее устойчиво проявляется в сфере охраны окруж.среды и в области соц-ой защиты слабо обеспеченных слоев нас.

2) экономич-ие меры – те действия гос-ва, к-ые имеют воздействующий хар-ер на опр-ые аспекты рыночного аспекта рыночного процесса. К числу эк-их мер относят: финансовую (бюджетную, фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) пол-ку, цель к-ых – достижение равновесия м/д совок-ым спросом и совок-ым предложением; программирование, прогнозирование.

3) Институциональные меры:

- формир-ие исполнит-ых структур гос-ой вл-ти, непосредственная задача к-ых – практическая реализация целей правит-ва.;

- создание и поддержание гос-ого сектора;

- подготовка экономических программ и экон-их прогнозов и др.

 

27. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов. Финансовые отношения – отношения, к-ые складываются по поводу движения финансовых р-сов. Фин. р-сы – деньги, ценные бумаги, иностранная валюта, банковские кредиты и т.д.

Способом орг-ции движения финансов явл. финансовый рынок.

Субъекты фин.рынка: гос-во, предприятие, домохоз-ва, различные фин.посредники (банки, страх.компании, пенс.фонды)

Гос.финансы – важнейшая часть фин.отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов. Финансы м/быть:

1- децентрализованными (частные) à выр-ют фин.отношения, к-ые возникают в ходе эк. деят-ти частных предприятий и обеспечивают процесс произ-ва и получения прибыли, они включают отношения:

–м/д предприятиями контрагентами – взаимные платежи, неустойки, взаимные инвестирования и т.д.

–м/д предприятиями и домохоз-вами – получение з/п и начисление премий работникам, инвестирование населением предприятий посредством паевых взносов и покупкой ценных бумаг

2- централизованные (гос-ные) à выр-ют отношения м/д гос-вом и остальными субъектами по поводу формир-ия и распределения денежных ср-в, необходимых гос-ву; они включают отношения:

–м/д гос-вом и предприятиями: налоги, поступление арендной платы – предприятия гос-ву, а также предоставление льгот и осущ-ие прямого финансирования со стороны гос-ва.

–м/д гос-вом и домохоз-вами: уплата домохоз-вами налогов (подоходный налог) и получение трансфертных выплат от гос-ва.

Понятие фин.системы связано с централизованными финансами, т.е. Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев:

1)госбюджет; 2) местные финансы; 3) финансы гос.предприятий; 4) специальные внебюджетные правит-ые фонды (фонды соц.страх-ия, целевые фонды).

В рын-ой эк-ке в основе фин.системы лежит принцип фискального федерализма, к-ый предполагает:

1- четкое разграничение ф-ций различных уровней фин.системы (касается, прежде вс., госбюджета и местных финансов);

2- местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в госбюджет.

Осн. звеном люб. фин.системы явл. госбюджет à централизованный ден.фонд, находящийся в распоряжении правит-ва.

Расходная часть госбюджета предполагает затраты на соц.нужды, оборону и т.д. (обслуживание гос.долга). А доходная часть формируется за счет налоговых поступлений и доходов, полученных гос-вом от различных деятелей.

Сущность и роль гос финансов в жизни об-ва проявляются в их ф-циях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная - связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хоз-ва.

Сбалансированный гос.бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов. В федеративных гос-вах (в т.ч. и в России), есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-ых сил, а также региональных особ-тей часть хоз-ых связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Особое фин.звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от гос.бюджета и управляются центральными властями. К ним относят фонды гос соц страхования, различают: целевые фонды, гос и смешанные фин-ые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий, но затем стали исп-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях.

31. Фискальная по-ка гос-ва: механизм и инструменты ее реализации. Фискальная (бюджетно-налоговая) пол-ка – система регулирования эк-ки, посредством изм-ия гос.расходов и налогов. Она проводится с целью стимулирования эк.роста.

Влияние инструментов фиск.пол-ки на изм-ие ВВП:

1- рост гос.расходов G также как и рост I ведет к росту ВВП, при этом возникает эффект мультипликатора, т.к. прирост ВВП > прироста гос.расходов, т.е. ÙY > ÙG

При этом рост правит-ых расходов не должен финансироваться за счет увеличения налогов. Т.е. рост G д/сопровождаться бюджетным дефицитом.

2- Рост налогов имеет обратный эффект и ведет к сокращению ВВП. à Возникает эффект налогового мультипликатора, смысл к-ого состоит в том, что:

а) налогобложение вызывает сокращение располагаемого дохода на величину налога.

б) это сокращение ведет к снижению объемов потребления и сбережения при каждом уровне Y. Размер сокращения С и S опр-ется показ-лями предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению: MPC и MPS. ÙC = ÙT*MPC

Т.о. величина налогового мультипликатора опр-ется: МТ = ÙY / ÙC = ÙY / ÙT*MPC.

Т.о. изм-ие налогов приводит не к абсолютно равноценному изм-ию спроса ÙY, а к его изменению на меньшую величину.

Т.о. изм-ие правит-ых расходов G показ-ет наиболее сильное воздействие а совок-ые расходы Y, чем изм-ие величины налогов такого же масштаба.

Фискальная пол-ка бывает:

1- дискреционнаяцеленаправленная гос.пол-ка, проводимая гл.образом с целью стимулирования эк.роста. Стимулированная фиск.пол-ка предполагает увеличение G, ¯ налогов или сочетание того и другого. Т.о., если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет (доходы=расходам), стимулирующая ф.п. провоцирует возникновение бюджетного дефицита.

В период эк.подъема проводится сдерживающая ф.п., к-ая имеет антиинфляц-ый хар-ер и включает: ¯ G, ­ налогов или сочетание того и др. В данном случае ф.п. ориентирована на профицит гос.бюджета.

Осущ-ие Д.ф.п. требует решения нек-ых временных проблем. Они сводятся к существованию след-щих эффектов:

- временной лаг распознания – промежуток времени м/д началом эк.спада и моментом осознания этого факта.

- Административная задержка – время м/д признанием необходимости принятия фискальных мер и моментом их непосредственного принятия.

- Функциональное запаздывание – время м/д принятием решения о фискальных мерах и началом действия этих мер.

2- недискреционная – автоматич-ая ф.п., связанная с действием встроенных стабилизаторов. Относят:

- прогрессивные налоги, к-ые по мере роста ВВП (нац.налога) дают более чем пропорц-ый прирост налоговых поступлений.

- трансфертные платежи, величина к-ых сокращается во время эк.подъема и возрастает во время эк.спада (гл.оьразом – пособие по безработице)

Т.о. встоенный стабилизатор – любая мера, к-ая имеет тенденции увеличивать дефицит госбюджета (или ¯ профицита) в период эк.спада; или ¯ дефицит гос.бюджета (­ профицит) в период эк.подъема без необходимости принятия каких-л. Спец-ых мер со стороны правит-ва:

 

       
 
 
   

 

 


32. Гос.долг. Виды госдолга и управление им. Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:

1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:

а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие;

б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования;

в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик.

2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».

Недостатки госдолга:

1- выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;

2- наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;

3- госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;

4- ведет к сокращению чистого импорта.

Управление госдолгом:

1- эффективное исп-ие ср-в заимствования;

2- поиск ср-в для выплаты долга;

3- нейтрализация негативных последствий госдолга.

 

Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимос­тью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государ­ства, превышая его доходы.

Дефи­цит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется цикличес­ким дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется цикличес­ким излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношени­ем абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджет­ный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджет­ного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количе­ства денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выби­рают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюд­жетного дефицита гос-во выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), к-ые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются прави­тельством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефи­цита могут быть денежные средства, вырученные от про­дажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции:

1,Представители первой считают, что бюджет дол­жен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и рас­ходами.

2,Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производ­ства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад про­изводства и его подъем могут быть разной длительности и глубины.

3,Третья концепция — концепция функциональных фи­нансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэко­номического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, сле­довательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный де­фицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Госдолг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В стра­нах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредито­рам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост госдолга наблюдается практически во всех стра­нах, что объясняется хронической дефицитностью государ­ственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

 

37. Банковская система, ее структура и функции. Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.
Функции Центрального Банка:
1. Денежная эмиссия.
2. Регулирование денежного обращения.
3. Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
- сберегательные кассы и кредитные общества;
- страховые и пенсионные фонды.
В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).


38. ЦБ и его ф-ции. Деят-ть ЦБ в обеспечении равновесия денежного рынка. Для ЦБ характерен ряд основных ф-ций: Эмиссионная ф-ция – очень важ ф-ция банка. Хотя в соврем усл-ях наличные деньги менее важны, чем безнал-ые, банкнотная эмиссия ЦБ-ов сохраняет свое значение, т.к. нал.деньги необходимы для значит-ой части платежей. Ф-я аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерч.банков заключ. в том, что каждый банк, являющийся членом нац-кредитной сис-мы, обязан хранить на резервном счете в ЦБ сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно ЦБ явл хранителем золотовалютных резервов страны. Кредитование коммерческих банков, Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, осущ-ся это след образом: в госбюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Эти ср-ва накапливаются на счетах в ЦБ и расходуются на них, поэтому ЦБ-ки ведут счета госучреждений, местных органов власти, аккумулируют на этих счетах ср-ва и проводят выплаты с них. Кроме того, они осуществляют операции с гос-ыми ценными бумагами, предоставляют гос-ву кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки гос.облигаций. ЦБ также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой. Функции коммерч банков - аккумулирование депозитов и ведение текущих счетов, предоставление кредитов предпринимателям.

39. Коммерческие банки. Расширение денежного предложения и денежный мультипликатор. Ком-ие банки относятся к числу финансовых посредников (это институты, выпускающие собственные обязательства, т.е. одалживающие деньги у субъектов с избытком средств и от собственного имени выдающие деньги субъектам с недостатком средств). Наряду с банками к фин.посредникам относятся небанковские финансовые институты (страх-ые пенсионные фонды), к-ые в отличие от банков:

1- имеют не универсальный, а специализированный хар-ер;

2- деят-ть к-ых регламентируется ЦБ ограниченно.

Коммерческие банки – универсальный тип банков, занимающихся широким кругом операций. 3 группы операций:

1) активные, связанная с размещением ср-в à включают ссуды промыш-ым, торговым орг-циям, домохоз-вам, покупка ценных бумаг, межбанковские кредиты. Выдавая кредиты своим клиентам ком.банки увеличивают денежное предложение и наоборот – возвраты этих кредитов уменьшают денежную массу в обращении. Объясняется это тем, что выданные в качестве кредита ср-ва, помещ. в др. банках составляя часть их денежных р-сов и соответственно источников последующего кредитования. Т.о., имеет место эффект мультипликативного роста денежного предложения, к-ый будет тем более сильным, чем меньше будет норма резервирования. Резервы – сумма ср-в, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов. Большая часть резервов соответствует норме обязательного резервирования и храниться в ЦБ. Если банк помещает 100% своих пассивов, то банковская сис-ма на предложение денег влияние не оказывает. В случае частичного резер-ия банки по сути создают деньги. M = 1 / r*r, где m-,банковский мультипликатор; r-обяз-ая резервная норма.

2) пассивные, связ-ые с привлечением ср-в. à связаны с формир-ем р-а банка, к-ые складываются из собственных ср-в и привлеченных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: