ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ




ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

С.-Петербург 1993 г.



Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи

Г.А. Волкова

 

Подготовка текста

Е.А. Сытник, В.Л. Шубов

Оформление В.А. Севрук

 

В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизар­трией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с наруше­ниями речи. Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены матери­алы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет; о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессив­ной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического, воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей.

Печатается по решению РИСа РГПУ им. А.И. Герцена

©1993, Волкова Г.А.

© 1993, Книгоиздательство Сайма

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При анализе речевых нарушений следует рассма­тривать речевую деятельность как сложную мно­гоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловли­вают друг друга (фонетическая, лексическая, грам­матическая стороны речи, фонематические про­цессы, семантика). Вступая в реальное взаимодей­ствие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание ре­чевого процесса.

Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вто­ричные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ струк­туры речевых дефектов позволяет выявить особен­ности взаимодействия неречевых и речевых откло­нений в каждом конкретном случае.

Схема обследования заикающихся дошкольни­ков дана в соответствии с разработанной на­ми психолого-логопедической методикой преодо­ления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловле­на дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нару­шения в неречевых и речевых функциях возника­ют не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность струк­туры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием речевой функциональной системы. Указанные типы
дизонтогенеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У за­икающихся детей имеется парциальное недо­развитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических про­цессов), так и задержанное развитие речи в целом.

 

Представленные в пособии материалы обследо­вания детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут спо­собствовать качественному улучшению диагности­ки речевых расстройств и помогут логопедам осу­ществить дифференцированный подход в последу­ющем коррекционном обучении и воспитании.

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского

сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (да­та, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Особенности раннего развития: держит голову с... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов...

Перенесенные заболевания:

— до 1 года

— после 1 года

— инфекции

— соматические заболевания

Данные о развитии речи ребенка

Характер лепета

Время появления слов

Время появления фразовой речи

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слого­вой структуры слов

Какие звуки долго произносил неправильно

Была ли (и какая) реакция на речевые звуки

Особенности понимания речи окружающих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: