Задание 2. Кейс. Будущее рекламы




Обоснуйте, какие тенденции в развитии рекламы могут развиваться в бли­жайшем будущем в российской экономике?

 

В последнее десятилетие XX в. расходы корпораций на рекламу и PR, резко увеличившись, достигли рекордной величины — трети бюджета. Одна за другой возникают новые технологии, которые, внимательно наблюдая за людьми, учатся управлять нашими жела­ниями и поступками. Многие из них скоро получат массовое распро­странение.

Рекламу положено ненавидеть. Она мешает смотреть сериалы, отвлекает на дороге, втюхивает продукты сомнительной необходи­мости. Тем не менее реклама не исчезнет, пока есть рынок или хотя бы его подобие. Но она будет принимать все новые формы в зависи­мости от изменения общества и технологий.

Курт Воннегут писал: что бы наука ни придумала, все это потом используют военные. Хочется чуть-чуть поправить классика. Львиная доля разработок ученых (особенно психологов и социологов) достается рекламистам. «Вы научились распознавать эмоции с по­мощью компьютера?! Отлично! Теперь мы будем подбирать рекламу под настроение потребителя... Вы выяснили, какие ценности являются для людей самыми важными?! Великолепно! Наши копирайтеры внимательно вас слушают... Вы поняли, как человек может определить обман?! Прелестно! Срочно расскажите нам, и мы научимся обманывать еще лучше...»

Реклама будущего сможет подстраиваться под настроение потре­бителя, учитывать особенности его характера и биографию, следить за его передвижениями. Она будет манипулировать подсознанием потенциального покупателя. Новые технологии заставят его распространять рекламу «по собственному желанию». В общем, если вы чувствуете, что уже стали опытным человеком и накрашенная блондинка с телеэкрана никогда не убедит вас купить синтетический сок, то глубоко ошибаетесь.

Тенденция 1. Реклама, от которой нам не убежать

Простейший способ сделать рекламу более эффективной — не дать возможности ее проигнорировать. Можно не глядеть на раз­вешанные в метро билборды, заткнуть уши и не слушать разносимые динамиками приглашения «посетить», «приобрести» или «заказать», но главное: когда по телевизору начинается «рекламная пауза», мож­но переключиться на другой канал.

Но вот, кажется, пришла пора исправить это досадное недоразу­мение. По сообщению журнала NewScientist, компания Philipsзапа­тентовала технологию, которая не позволит владельцам современных телевизоров переключать каналы во время рекламных блоков. Сек­рет кроется в использовании программного пакета MultimediaHomePlatform, на базе которого создаются все цифровые телевизоры. Реклама будет начинаться и заканчиваться специальными сигналами-метками, в промежутке между которыми телевизор не разрешит менять картинку.

И еще одна «приятная» новость: рекламные метки будут распознаваться цифровыми видеомагнитофонами, и пользователь не сможет прервать запись фильма на время рекламы, как не сможет и промотать уже записанный ролик. Конечно, запатентованная технология предусматривает возможность избежать просмотра рекламы. Но за определенную плату.

Пока что эта «гуманная» разработка еще не поступила на рынок. Но уже вовсю используется другой способ, делающий просмотр рек­ламы неизбежным, — встраивание ее в продукт потребления.

За последние несколько лет продакт-плейсмент из неизвестного рекламного метода превратился в модное направление.

Чаще всего рекламируемый продукт вставляют в телепередачи или художественные фильмы. Реклама пива и соков в «Дневном до­зоре» стала неотъемлемой частью сюжета и войдет в вечность вместе с самим киношедевром. Впрочем, продакт-плейсмент можно найти даже в художественной литературе. Хрестоматийным примером стал детектив Дарьи Донцовой «Филе из золотого петушка», где торговая марка компании, реализующей замороженную курятину, продвигается в самом названии произведения.

Пока что две трети продакт-плейсмента приходится на США. Од­нако, согласно прогнозам, в ближайшие годы этот изощренный ме­тод станет массовым и в России.

Тенденция 2. Реклама, которую вы распространяете сами

Усталый менеджер перекусывает провод пылесоса... Босс пытает­ся овладеть секретаршей, не прерывая беседы со своей женой... Де­вушка, раскрашенная в цвета известного бренда, демонстрирует себя... Это лишь некоторые сюжеты так называемой вирусной рек­ламы, которая становится все более популярной.

Известный британский биолог Ричард Докинз в свое время ввел такое понятие, как мем. Это нечто среднее между геном и вирусом, только речь идет не о биологической единице, а о культурной. В ос­тальном все то же самое: мем, подобно вирусу, заражает умы людей, после чего инфицированные передают его друзьям, родственникам и просто незнакомым людям. Характерные примеры мема — анек­доты, модные мелодии, слухи или листовки «прочитал сам — передай товарищу».

Идея Докинза сама оказалась удачныммемом. Появилась целая наука — меметика, среди адептов которой оказались люди самых разных специальностей. В том числе рекламщики. Для них реклама, которая «заражает» потребителя и дальше распространяется им са­мим, — это предел мечтаний.

«Вирусная реклама» — одна из самых новых и модных технологий продвижения товаров на постсоветском пространстве. Ни к надоед­ливому спаму, ни к компьютерным вирусам она отношения не имеет. Идея совсем другая (хотя она тоже балансирует на грани приличий и законности): рекламные ролики должны быть такими, чтобы по­требителю самому захотелось их распространять.

«Глянь, какой прикол!» — с этой припиской один скучающий офисный работник пересылает интернетовскую ссылку другому — такому же скучающему и такому же офисному. Скачивание файла объемом в несколько мегабайт уже никого не смущает: большинство приличных контор и квартир имеют доступ к скоростному Интер­нету.

Чтобы файл с клипом захотелось переслать приятелю, в сюже­те должно быть как можно больше черного юмора, секса, жесто­кости и прочей неполиткорректности. Портал AdMe рассказывает об исследовании, проведенном британским агентством MillwardBrown.

Ученые пытались выяснить, почему одни сетевые ролики пересылаются чаще, чем другие. Только 2 из 29 фильмов, участвовавших в опросе, вызвали желание у более чем 20% респондентов отправить их кому-либо. Руководитель исследования Дункан Нилон сказал, что основными факторами, влияющими на успешность ролика в вирусном маркетинге, являются его юмористичность, способность шокировать и «сексуальность».

Производители вирусной рекламы это, кажется, понимают. Одна из российских фирм дает перечень своих сюжетов: «Первое — юмор, второе — какое-нибудь безумие, третье — эротика». Ну а после пары минут смеха и ужаса, скрашивающих унылый труд менеджеров всех мастей, на экране ненавязчиво возникает логотип рекламируемой компании.

Вот, например, такой клип. Сотрудник некой фирмы просыпается в глубоком похмелье. Голова болит, под кроватью обнаруживают­ся наручники, на кровати — незнакомая девица. И в этот трагичес­кий момент герою на мобильный звонит его начальник и орет: «Где отчет?! Где отчет?! Где отчет!?» Бедняга изображает помехи на линии, а потом, изменив голос, сообщает, что «абонент находится вне зоны действия сети». И только после этого наступает момент рекламы — слышится закадровый голос: «Из-за таких, как он, люди думают, что у нас плохое качество связи...»

Есть и более откровенные сюжеты. По Сети расползается ролик, как две капли воды похожий на телевизионную рекламу «Билайна». Все совпадает в точности: оркестр играет, девушка танцует. Но... в интернет-версии на танцующей барышне нет трусиков. И ее, пардон, гениталии отчетливо видны зрителю.

Западные фирмы тратят на вирусную рекламу сотни тысяч дол­ларов. По просторам Интернета гуляют несолидные ролики таких солидных компаний, как Nike, Sony, Adidas, Ford. Там тоже встреча­ются весьма кровавые и откровенные сюжеты.

От неполиткорректных роликов нередко открещиваются. Офи­циальные представители корпораций во всеуслышание заявляют: клип, мол, сделал какой-то шутник, или рекламное агентство выпус­тило свой вариант без согласия заказчика.

В общем с точки зрения естественного отбора новый метод рас­пространения рекламы оказывается вполне жизнеспособным: она хорошо размножается, успешно паразитирует и обладает способно­стями к мимикрии.

Тенденция 3. Реклама, которая за вами следит

Похоже, сбывается еще один мрачный прогноз писателей-фан­тастов: в недалеком будущем герои рекламных роликов начнут обра­щаться непосредственно к зрителю. Они смогут почувствовать наше настроение, определить реакцию на их слова, научатся понимать наши тайные желания и потребности...

Специалисты из Австралийского национального центра инфор­мационных и коммуникационных технологий разработали устрой­ства, способные оценить реакцию человека на показываемый рек­ламный ролик. Система, получившая название TABANAR (эта аббре­виатура расшифровывается как «Адресная реклама, основанная на естественной реакции зрителей»), состоит из небольшой камеры и LCD-монитора, подключенных к удаленному компьютеру.

Экран, расположенный в супермаркете Сиднея между торговыми линиями, начинает прославлять шампунь, выставленный на полке, при приближении к ней покупателя, за которым следит камера, а компьютер оценивает его реакцию на ролик. Оценка поведения пока предельно примитивна: если человек стоит лицом к дисплею, ролик продолжается, если отворачивается или поворачивается в профиль, монитор начинает демонстрировать другой ролик, если же покупатель отходит, показ рекламы прекращается. Примитивность не помеха эффективности, ведь расчет создателей психологически верен: если человек уставился на экран, значит, ему интересно, от­вернулся — значит его занимает что-то другое. Важно как частое прерывание, так и возобновление показов: «Если рекламные клипы просто проигрываются по кругу, они быстро начинают восприни­маться как визуальный шум, никак не выделяющийся на общем фоне», — объясняет создатель TABANAR МайкBy, предлагая свою технологию магазинам.

Но это еще не все, на что способна система: она также отслежи­вает наклон головы ничего не подозревающего потребителя и вычисляет, в какую часть экрана он смотрит в каждый момент показа ролика. Это помогает рекламщикам понять, что именно привлекает людей в картинке, и разработать еще более «притягательные» клипы, которые заставят нас с жадностью кидаться на рекламируемые товары.

By не собирается останавливаться на достигнутом. По его заверениям, следующая версия программы будет распознавать движения глаз — для более точной обратной связи, определять пол, возраст и национальность покупателя.

Казалось бы, изобретение By — безделица, но австралийские профессора-правозащитники возмущены и заявляют о вторжении в частную жизнь. Например, доктор Роб Спарроу, занимающийся проблемами этики в университете Мельбурна, говорит: «Сегодня всю информацию о ваших интересах можно собрать без вашего согласия и так, что вы даже не будете об этом знать. Это серьезное ущемление свободы человека».

Сходные проблемы вызывает использование мобильной связи для распространения рекламы. «Этот год станет годом мобильной рек­ламы во всем мире», — пообещала Лаура Марриот, исполнительный директор Ассоциации мобильного маркетинга. По ее словам, до не­давнего времени технологии были недостаточно развиты для запуска рекламных кампаний. Однако сети с каждым годом становятся все более высокоскоростными, телефоны — навороченными, так что формируется принципиально новый рынок.

Главная «фишка» для маркетологов состоит в том, что мобильная связь позволяет использовать гораздо больший объем информации о потенциальном потребителе. Известно не только, где живет клиент, но и где конкретно он находится в момент передачи сообщения, сколько он тратит на телефонные сервисы, кому и когда звонит, сколько ему лет, в какие игры играет и какую музыку слушает на со­товом телефоне.

Тенденция 4. Реклама, которая знает, что вы чувствуете

В перспективе рекламные системы, подключенные к сетевым ба­зам данных, смогут идентифицировать человека и получать инфор­мацию о его интересах и предпочтениях. В общем-то необходимый уровень развития технологий уже достигнут, дело только за про­граммным обеспечением.

Чтобы составить психологический портрет потребителя, достаточ­но домашнего компьютера с веб-камерой и шпионской программой, которая будет определять эмоциональную реакцию на увиденное, анализируя выражение лица, размер зрачков, движения головы и глаз.

Программы, распознающие чувства, активно разрабатываются рядом научных центров, в том числе Кембриджем и Массачусетским технологическим институтом. Недавно их достижения были проде­монстрированы на научной выставке в Лондоне. Программы эти планируют использовать прежде всего в маркетинге: вы будете ли­цезреть сетевую рекламу, адаптированную именно к вашим вкусам, слабостям и желаниям, причем показывать ее будут в моменты, когда у вас хорошее настроение или когда вы наиболее восприимчивы к та­кого рода сообщениям. Например, когда вам захочется отдохнуть, рекламируемая бирюлька будет демонстрироваться на фоне пальм и пляжей, взалкаете секса — с ней уже играют любовники, когда же потянет на трудовые подвиги, вещица превратится в обязатель­ный атрибут успеха лощеного менеджера.

Слова профессора Питера Робинсона из Кембриджа, разрабаты­вающего подобное программное обеспечение, не вселяют оптимиз­ма: «Представьте себе компьютер, выбирающий правильный эмоци­ональный момент, чтобы продать вам что-нибудь, вообразите буду­щее, где мобильные телефоны, машины и сайты могут читать наши мысли и реагировать на наше настроение...»

А кто захочет скрыться от «всевидящего глаза», может просто прикрыть чем-нибудь свою веб-камеру, успокаивает нас Робинсон. Но что прикрывать, если скоро наступит эпоха «нейромаркетинга», когда каждая полка в магазине будет знать о нас почти все...

Тенденция 5. Реклама, которая залезает к вам в мозги

Чтобы понять, что именно угодно потенциальным покупателям, корпорации привлекают для маркетинговых исследований не только психологов, но даже нейрофизиологов и медиков — специалистов по сканированию мозга. Это сканирование, или — по-научному — функциональная магнитно-резонансная томография, позволяет уви­деть, какие зоны человеческого мозга активны в тот или иной мо­мент. Маркетологам это понадобилось, чтобы определить, как реа­гирует мозг на бренды корпораций.

Например, на недавно прошедшей конференции Североамери­канского радиологического сообщества ученые из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана проводили нейрологическое обследование нескольких десятков людей. Испытуемые смотрели на экран, последовательно отображавший логотипы знаменитых и малоизвестных компаний (преимущественно из автомобильного и страхового бизнеса), а в это время мозг каждого из них сканиро­вался компьютерной аппаратурой.

Картина реакций оказалась на удивление простой и предсказуемой. Графические образы, ассоциирующиеся с именитыми торговыми марками, порождали сильную активность в тех областях мозга, которые связаны с приятными эмоциями и положительной самоидентификацией, малоизвестные логотипы — наоборот. Значит, не зря компании тратят деньги, навязчиво внедряя свои бренды в со­знание потребителей.

Специалисты из американского Брайтхаусовского института наук о мышлении продвинулись еще на один шаг в развитии «нейромаркетинга» — как называют подобные технологии. Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых испытуемым показывали рек­ламные ролики, а затем их реакция — как на ролик в целом, так и на отдельные объекты и сцены — оценивалась по особой окраске специфических областей мозга.

Руководители проекта заявляют, что при изучении реакции чело­века их абсолютно не интересует, нравится тому реклама или нет. Главное — установить эффективность воздействия ролика на подсо­знание. Это позволит рекламистам и политгехнологам конструиро­вать рекламные клипы таким образом, чтобы они вызывали у людей максимально положительную реакцию и как можно прочнее впеча­тывались в их подсознание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: