Модуль 3. Основы педагогических знаний
Включает 5 семинаров (10 часов) и рубежный контроль (2 часа). Всего 12 часов.
Тема 1: «Педагогика как наука. Медицинская педагогика»
Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача-педиатра.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· историю развития педагогики в России и за рубежом;
· структуру педагогической науки;
· взаимосвязь педагогики с другими науками;
· понятие о медицинской педагогике;
· основные методы педагогического исследования;
· основные понятия педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.
Студент должен уметь:
· объяснять место педагогики в системе наук о человеке и профессиональной деятельности врача-педиатра;
· использовать понятийный аппарат педагогической науки;
· использовать полученные знания в процессе дальнейшего обучения.
Основные понятия темы:
1. педагогика; 2. медицинская педагогика; 3. воспитание; 4. развитие; 5. формирование; 6. образование; | основные методы педагогического исследования: 7. наблюдение; 8. беседа; 9. анкетирование; 10. тестирование; 11. педагогический эксперимент. |
Вопросы к семинару
1. Основные исторические этапы развития педагогики как науки.
2. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.
3. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.
4. Структура педагогической науки и ее связь с другими науками.
5. Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.
6. Педагогические составляющие деятельности врача-педиатра.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Методы педагогического исследования.
2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.
Темы рефератов
1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель и др.).
2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.
3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.
4. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.
5. Медицинская педагогика как наука.
6. Тенденции развития общего и профессионального образования в России
7. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.
Задание для самостоятельной работы
1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.
2. Составьте схему «Связь педагогики с другими науками» проанализируйте ее.
Тема 2: Педагогический процесс как целостная система.
Процесс обучения.
Цель занятия: понимание студентами основных составляющих педагогического процесса, как единой системы обучения.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· понятие о дидактике;
· понятие педагогического процесса;
· характеристику процесса обучения;
· структурные компоненты процесса обучения;
· психолого-педагогические основы организации процесса обучения;
· основные этапы педагогического процесса;
· понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения;
Студент должен уметь:
· планировать процесс обучения (детей, родителей и медицинского персонала) на основе знаний об этапах и закономерностях развития педагогического процесса;
· использовать полученные знания для организации процесса обучения детей и их родителей.
· использовать современные дидактические принципы в процессе обучения.
Основные понятия темы:
1. дидактика;
2. педагогический процесс;
3. обучение;
4. преподавание;
5. учение;
6. компоненты педагогического процесса.
7. дидактические принципы.
Вопросы к семинару
1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.
2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.
3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.
4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.
5. Характеристика процесса усвоения знаний.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.
2. Понятие о принципах обучения. Соотношение дидактических правил и принципов обучения. Система дидактических принципов.
3. Основные закономерности процесса обучения.
Темы рефератов
1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.
2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.
Задание для самостоятельной работы
1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.
2. Заполните таблицу «Компоненты процесса обучения»
Компоненты | Компоненты деятельности преподавателя | Компоненты деятельности студента |
Целевой | ||
Мотивационный | ||
Содержательный | ||
Операционально-деятельностный | ||
Эмоционально-волевой | ||
Контрольно-регулировочный | ||
Оценочно-результативный |
Тема 3: «Цели и содержание обучения».
Цель занятия: понимание студентами принципов формирования целей и содержания обучения детей, их родителей и медицинского персонала.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· понятие цели обучения и образования;
· основные виды целей;
· понятие содержания образования и обучения;
· нормативные документы (ФГОС, учебный план, учебная программа);
· способы структурирования содержания образования;
· требования к отбору и структурированию содержания обучения.
Студент должен уметь:
· планировать цели обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;
· планировать содержание обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;
· проводить отбор и структурирование учебного материала.
Основные понятия темы:
1. цель;
2. содержание;
3. государственный образовательный стандарт;
4. учебный план;
5. учебная программа.
6. знания;
7. умения;
8. навык.
Вопросы к семинару
1. Понятие целей образования и обучения.
2. Виды целей и их взаимосвязь в процессе обучения.
3. Содержание обучения и образования. Понятие знания, умения, навык
4. Понятие о Государственном образовательном стандарте. Федеральный и региональный компоненты образовательных стандартов.
5. Структура учебного плана и образовательной программы.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Педагогические требования к отбору и структурированию содержания обучения для различных форм и видов учебных занятий.
2. Способы структурирования содержания образования.
Темы рефератов
1. Исторический характер проблемы определения содержания образования.
2. Современные концепции содержания высшего профессионального образования.
3. Педагогические требования к отбору и структурированию содержания обучения для различных форм и видов учебных занятий.