Задание для самостоятельной работы




Модуль 3. Основы педагогических знаний

Включает 5 семинаров (10 часов) и рубежный контроль (2 часа). Всего 12 часов.

 

Тема 1: «Педагогика как наука. Медицинская педагогика»

Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача-педиатра.

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

· историю развития педагогики в России и за рубежом;

· структуру педагогической науки;

· взаимосвязь педагогики с другими науками;

· понятие о медицинской педагогике;

· основные методы педагогического исследования;

· основные понятия педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Студент должен уметь:

· объяснять место педагогики в системе наук о человеке и профессиональной деятельности врача-педиатра;

· использовать понятийный аппарат педагогической науки;

· использовать полученные знания в процессе дальнейшего обучения.

Основные понятия темы:

1. педагогика; 2. медицинская педагогика; 3. воспитание; 4. развитие; 5. формирование; 6. образование; основные методы педагогического исследования: 7. наблюдение; 8. беседа; 9. анкетирование; 10. тестирование; 11. педагогический эксперимент.

Вопросы к семинару

1. Основные исторические этапы развития педагогики как науки.

2. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.

3. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.

4. Структура педагогической науки и ее связь с другими науками.

5. Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.

6. Педагогические составляющие деятельности врача-педиатра.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Методы педагогического исследования.

2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Темы рефератов

1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель и др.).

2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.

3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.

4. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.

5. Медицинская педагогика как наука.

6. Тенденции развития общего и профессионального образования в России

7. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.

Задание для самостоятельной работы

1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.

2. Составьте схему «Связь педагогики с другими науками» проанализируйте ее.

 

Тема 2: Педагогический процесс как целостная система.

Процесс обучения.

Цель занятия: понимание студентами основных составляющих педагогического процесса, как единой системы обучения.

 

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

· понятие о дидактике;

· понятие педагогического процесса;

· характеристику процесса обучения;

· структурные компоненты процесса обучения;

· психолого-педагогические основы организации процесса обучения;

· основные этапы педагогического процесса;

· понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения;

Студент должен уметь:

· планировать процесс обучения (детей, родителей и медицинского персонала) на основе знаний об этапах и закономерностях развития педагогического процесса;

· использовать полученные знания для организации процесса обучения детей и их родителей.

· использовать современные дидактические принципы в процессе обучения.

 

Основные понятия темы:

1. дидактика;

2. педагогический процесс;

3. обучение;

4. преподавание;

5. учение;

6. компоненты педагогического процесса.

7. дидактические принципы.

 

Вопросы к семинару

1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.

2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.

3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.

4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.

5. Характеристика процесса усвоения знаний.

 

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.

2. Понятие о принципах обучения. Соотношение дидактических правил и принципов обучения. Система дидактических принципов.

3. Основные закономерности процесса обучения.

 

Темы рефератов

1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.

2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.

3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.

2. Заполните таблицу «Компоненты процесса обучения»

Компоненты Компоненты деятельности преподавателя Компоненты деятельности студента
Целевой    
Мотивационный    
Содержательный    
Операционально-деятельностный    
Эмоционально-волевой    
Контрольно-регулировочный    
Оценочно-результативный    

 

 

Тема 3: «Цели и содержание обучения».

 

Цель занятия: понимание студентами принципов формирования целей и содержания обучения детей, их родителей и медицинского персонала.

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

· понятие цели обучения и образования;

· основные виды целей;

· понятие содержания образования и обучения;

· нормативные документы (ФГОС, учебный план, учебная программа);

· способы структурирования содержания образования;

· требования к отбору и структурированию содержания обучения.

 

Студент должен уметь:

· планировать цели обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;

· планировать содержание обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;

· проводить отбор и структурирование учебного материала.

Основные понятия темы:

1. цель;

2. содержание;

3. государственный образовательный стандарт;

4. учебный план;

5. учебная программа.

6. знания;

7. умения;

8. навык.

Вопросы к семинару

1. Понятие целей образования и обучения.

2. Виды целей и их взаимосвязь в процессе обучения.

3. Содержание обучения и образования. Понятие знания, умения, навык

4. Понятие о Государственном образовательном стандарте. Федеральный и региональный компоненты образовательных стандартов.

5. Структура учебного плана и образовательной программы.

 

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Педагогические требования к отбору и структурированию содержания обучения для различных форм и видов учебных занятий.

2. Способы структурирования содержания образования.

 

Темы рефератов

1. Исторический характер проблемы определения содержания образования.

2. Современные концепции содержания высшего профессионального образования.

3. Педагогические требования к отбору и структурированию содержания обучения для различных форм и видов учебных занятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: