Могут читать дети, каждый по абзацу или по предложению




Тема 15. Скромные зёрнышки

 

Цели занятия: поговорить с детьми о том,

• когда семена дают хорошие плоды,

• как почву сделать плодороднее,

• какой ученик – самый лучший.

Простота, кротость, смирение, любовь – вот наше образование.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Ход занятия

v На экране – эпиграф. На столе лежат вкусные булочки, пирожки, кексы и прочее. Перед занятием детям не говорить, зачем они нужны. Секрет.

v Посмотреть Ералаш «Вовка – добрая душа». Обсудить с ребятами поступок мальчика: добрым ли был он? Почему он хотел, чтобы дорожка так и осталась скользкой? – Из-за гордости, которая всегда мешает поступку оставаться по-настоящему добрым… Ему нравилось, что его хвалят. А кто оказался скромным?

v Учитель читает рассказ на титуле. Потом задает вопросы:

- почему Господь не выбрал «широкие дороги»?

- за что Ему понравилась «маленькая тропинка»?

- какое качество приближает нас к Богу?

Давайте сегодня как раз и поговорим о скромности и смирении.

- каким греховным страстям противоположны они? (гордость, самолюбие, эгоизм)

Думаю, что никто из-за отсутствия терпения не взял пирожок (булочку, кекс и пр.) раньше времени, а с нетерпением ждёт окончания нашей встречи, чтобы попить с ними чай…

- или вы не хотите, чтобы наша встреча заканчивалась?

Мы сегодня действительно говорим про булочки и пирожки. И вообще о хлебе. Некоторые дети не любят кушать суп с хлебом, а другие – надкусив несколько раз, выбрасывают кусок в мусорное ведро. Хочется надеяться, что таких ребят немного, ведь вырастить хлеб – задача непростая. Нужно вспахать поле, посеять зерно, обработать его, а к осени – собрать. Полученные из колосков зёрнышки надо перемолоть в муку. Из неё пе́кари делают ароматный хлеб: чёрный – из ржаной муки, а белый – из пшеничной.

На Руси люди традиционно любят чёрный хлеб. Ни в одной стране мира не едят столько ржаного хлеба, как в России! А в мире наибольшей популярностью пользуется белый хлеб. Скорее всего, и Христос с учениками ел именно пшеничные лепёшки, изготовление которых распространено на Востоке. Правда, для этого Ему не нужно было его выпекать...

- как же у Него так получилось? Сегодня узнаем об этом!

v Записываем тему, ставим цели.

v Повторить пройденный материал по зашифровкам. Нужно назвать слово и сказать его значение. (Сретение, молитва, блаженство, Предтеча, кротость, престол, Мессия, Литургия, просфора)

- а что такое просфора? Это тоже хлеб? Вспомните, как его делают и зачем?

- как мы кушаем просфору? Можно ли выбрасывать освященный хлеб?

- а как нужно относиться к обычному хлебу?

v Посмотреть Ералаш «Однажды в булочной». Обсудить.

Рассказ учителя

Однажды Иисус, помолившись, умножил 5 хлебов и 2 рыбки, сделав 5000 хлебов для толпы народа, собравшейся слушать Его учение. Вот это чудо!

v Задание 1 в дневнике.

Однако это чудо удивляет нас ещё и тем, что каждому слушающему ученику Господь, как самый талантливый Учитель, может дать очень многое. Он может умножить и веру, и знания, и добродетели. Для этого достаточно сначала иметь хоть небольшое зёрнышко!

И дети, и многие взрослые начинают свой духовный путь с малого зёрнышка веры и небольших знаний о Боге. Но постепенно они учатся, стараются, молятся, ходят в храм, и зёрнышки вырастают в настоящее поле, дают хорошие плоды. Из этих плодов душа может «испечь» много «вкусного хлеба»: милосердия, трудолюбия и заботы о ближних. Но для того, чтобы зёрнышки проросли и дали хорошие плоды нужна добрая почва.

Поэтому Христос рассказал ученикам одну замечательную притчу о се́ятеле. Когда он сеял зёрна, одно упало при дороге, и птицы склевали его. Другое – на камни, и не проросло. Третье – в те́рние (со́рную траву), и те́рние заглушило его. И лишь четвёртое упало на добрую, плодородную почву, проросло и дало хороший плод.

v Задание 2 в дневнике.

 

Получается, что не каждый может легко воспринять зёрнышки веры. Кто-то имеет жестокое каменное сердце, у кого-то в душе одни сорняки или проезжая дорога… Но только тот, у кого доброе смиренное сердце, может принять учение Христа.

- как сделать почву нашей души доброй и плодородной?

 

Могут читать дети, каждый по абзацу или по предложению

Так бывает даже в школе: лучший ученик – это не тот, кто много знает и хвастается своими оценками, а тот, кто смиренно вслушивается в каждое слово учителя и старается понять пройденный материал, пропустить его через своё сердце. Ведь потом через много лет после окончания школы иногда выясняется, что скромный мальчик из класса стал крупным учёным, а тихая старательная девочка – лучшим доктором в больнице.

- как же определить лучшего ученика?

 

Недаром праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что в образовании главное – это простота, кротость, смирение и любовь. Эти качества бывают у приле́жных скромных учеников.

 

Действительно, только с помощью смирения можно взрастить добрые зёрнышки Христова учения. Как двенадцать апостолов смиренно следовали за Христом, так и православные люди стараются следовать за Ним, оставив гордость и хвастовство́ – тщесла́вие.

- что это за коварные качества? Как они мешают человеку?

v Рубрики «Словарик» и «Душевное чтение » читают дети вслух.

- почему Таня так долго не слышала звон колокольчика?

- она же делала столько добрых дел! Почему он все равно молчал?

- когда зазвенел колокольчик?

- чему учит нас эта добрая сказка?

- а кто это дал колокольчик? Что это за Господин, Который всех любит?

Как же радостно, что Он и нас любит всегда! Даже когда мы ведем себя не совсем скромно… Но мы будем стараться. Правда? И скажем «Господи, благослови нас быть смиреннее и скромнее, не гордиться собой и не хвастаться…» А ещё за благословением можно обратиться к батюшке…

v Рубрика «Уютная Церковь» - жизнь храма.

* * *

- Что же мы сегодня узнали?

- Достигли мы целей нашей встречи?

- Ответы на вопросы для повторения.

- Каков же основной вывод нашей сегодняшней встречи?

- А как в школе показывать свою веру? Только лишь своей скромностью?

v Рубрика «Недетский ответ»

Может быть, и нам получиться стать скромными зёрнышками, дающими много плода на доброй почве? Давайте будем стараться!

v Задание 3 сделать в качестве повторения или оставить на дом.

v Задание 4 делают в течение недели. Пояснить, как нужно делать. Дать идеи.

v Чаепитие с пирожками, которые были на столе. Все ведут себя скромно! В это время можно посмотреть и обсудить мультфильм «Гадкий утенок», разобравшись, к чему приводят смирение и скромность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: