Грамматика в рассказах и сказках
(по лексическим темам).
Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.
Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.
Тема: «Овощи»
Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
- Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!»
Вопросы к тексту:
- Кто спорил в огороде?
- Какая морковка?
- Какой огурчик?
- Какой лучок?
- Какие помидорчики?
- Какой укропчик?
- Что приготовили из овощей?
Тема: «Фрукты»
Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным;
- Образование единственного и множественного числа существительных.
Запасливый Ёжик.
Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...»
Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
- Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
- Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик.
Вопросы к тексту:
- Куда пришёл Ёжик?
- Что считал Ёжик?
- Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
- Зачем он их считал?
Тема: «Грибы»
Цель: - Различать и употреблять предлоги;
- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
Грибники.
Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.
Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.
Вопросы к тексту:
- Куда пошли Петя и Вася?
- Где стоял маслёнок?
- Где росли моховики?
- Откуда виднелись жёлтые лисички?
- Где нашли подберёзовик?
- Откуда выглядывал подосиновик?
- Рядом с чем нашли боровики?
Тема: «Осень»
Цель: - Образование относительных прилагательных;
- Согласование прилагательных с существительными
Букет для мамы.
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.
Вопросы к тексту:
- Где было очень красиво?
- Какие были листья на деревьях?
- Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
- Кому он подарил букет?
Тема: «Игрушки»
Цель: - Различение значений и употребление предлогов;
- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Мишин сон.
Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», - подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.
Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.
Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.
Вопросы к тексту:
- Во что Миша любил играть?
- Откуда он достал кубики?
- Где взял машину?
- Куда он загрузил кубики?
- Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?
- Куда он бросил самолёт?
- Что приснилось Мише?
- Чего больше не было у него?
- Почему ему стало грустно?
- Когда он проснулся, что он понял?
Тема: «Посуда»
Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Образование относительных прилагательных.
Чаепитие.
Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.
Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!
Вопросы к тексту:
-Как звали сестёр?
- Кто из них была старшая?
- Что Маша предложила Юле?
- В чём девочки заварили чай?
- Куда положили сахар?
- Куда выложили сухари?
- Во что положили конфеты?
- Во что Маша наливала чай себе и сестре?
- С чем девочки пили чай?
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями;
- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
Жадная Принцесса.
В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.
Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.
С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал.
Вопросы к тексту:
- Где жила Принцесса?
- Что кричала она, когда ей нравилась какая - ни будь вещь?
- Кому Король не мог отказать?
- Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?
- У кого слуги отобрали коня?
- Куда поскакал конь?
- Откуда вылез медведь?
- Куда вернулась Принцесса?
Тема: «Зима»
Цель: - Изменение существительных по падежам;
- Употребление предлогов.
Снеговик.
Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.
Вопросы к тексту:
- Кого слепили дети?
- Из чего слепили Снеговика?
- Чем замело дороги?
- По - чему шёл Снеговик?
- Кого встретил он в соседнем дворе?
- О чём беседовали Снеговики?
- Кого утром будут лепить дети?
Тема: «Дикие звери».
Цель: - Образование притяжательных прилагательных;
- Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.
Как звери в прятки играли.
Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!
Вопросы к тексту:
- Кто играл в прятки?
- Кто водил?
- Откуда виднелся лисий хвост?
- Что торчало из – под ёлки?
- Откуда волк увидел заячьи уши?
- Что увидел из – за куста?
- Что блестело в дупле?
- Откуда торчали ежиные иголки?
- Что торчало из – под корней?
- Откуда была видна медвежья лапа?
- Что было видно из – за кустиков?