Как звери в прятки играли.




Грамматика в рассказах и сказках

(по лексическим темам).

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

 

Тема: «Овощи»

Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

- Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

- Кто спорил в огороде?

- Какая морковка?

- Какой огурчик?

- Какой лучок?

- Какие помидорчики?

- Какой укропчик?

- Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным;

- Образование единственного и множественного числа существительных.

Запасливый Ёжик.

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...»

Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»

Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

- Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

- Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

- Куда пришёл Ёжик?

- Что считал Ёжик?

- Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

- Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: - Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Грибники.

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.

Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

- Куда пошли Петя и Вася?

- Где стоял маслёнок?

- Где росли моховики?

- Откуда виднелись жёлтые лисички?

- Где нашли подберёзовик?

- Откуда выглядывал подосиновик?

- Рядом с чем нашли боровики?

 

 

Тема: «Осень»

Цель: - Образование относительных прилагательных;

- Согласование прилагательных с существительными

 

Букет для мамы.

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

 

Вопросы к тексту:

- Где было очень красиво?

- Какие были листья на деревьях?

- Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

- Кому он подарил букет?

 

Тема: «Игрушки»

Цель: - Различение значений и употребление предлогов;

- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Мишин сон.

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», - подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.

Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.

Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

 

Вопросы к тексту:

- Во что Миша любил играть?

- Откуда он достал кубики?

- Где взял машину?

- Куда он загрузил кубики?

- Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?

- Куда он бросил самолёт?

- Что приснилось Мише?

- Чего больше не было у него?

- Почему ему стало грустно?

- Когда он проснулся, что он понял?

 

 

Тема: «Посуда»

Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Образование относительных прилагательных.

 

Чаепитие.

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

-Как звали сестёр?

- Кто из них была старшая?

- Что Маша предложила Юле?

- В чём девочки заварили чай?

- Куда положили сахар?

- Куда выложили сухари?

- Во что положили конфеты?

- Во что Маша наливала чай себе и сестре?

- С чем девочки пили чай?

 

 

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями;

- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

 

Жадная Принцесса.

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.

Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.

С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал.

 

Вопросы к тексту:

- Где жила Принцесса?

- Что кричала она, когда ей нравилась какая - ни будь вещь?

- Кому Король не мог отказать?

- Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

- У кого слуги отобрали коня?

- Куда поскакал конь?

- Откуда вылез медведь?

- Куда вернулась Принцесса?

 

Тема: «Зима»

Цель: - Изменение существительных по падежам;

- Употребление предлогов.

 

Снеговик.

Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

 

Вопросы к тексту:

- Кого слепили дети?

- Из чего слепили Снеговика?

- Чем замело дороги?

- По - чему шёл Снеговик?

- Кого встретил он в соседнем дворе?

- О чём беседовали Снеговики?

- Кого утром будут лепить дети?

 

 

Тема: «Дикие звери».

Цель: - Образование притяжательных прилагательных;

- Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.

 

Как звери в прятки играли.

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

 

Вопросы к тексту:

- Кто играл в прятки?

- Кто водил?

- Откуда виднелся лисий хвост?

- Что торчало из – под ёлки?

- Откуда волк увидел заячьи уши?

- Что увидел из – за куста?

- Что блестело в дупле?

- Откуда торчали ежиные иголки?

- Что торчало из – под корней?

- Откуда была видна медвежья лапа?

- Что было видно из – за кустиков?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: