Глава 1 Теоретические основы использования информационных технологий




Содержание

Введение  
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий  
1.1. Информационные технологии: сущность, уровни применения в управлении  
1.2. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением  
1.3. Информационная культура и деятельность руководителя образовательного учреждения  
Глава 2. Информационные технологии в управлении МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 125 «Яблонька»  
2.1. Краткая характеристика учреждения  
2.2. Использование информационных технологий в работе ДОУ  
2.3. Перспективы использования информационных технологий в ДОУ  
Заключение  
Список литературы  

 

Введение

В настоящее время информационные технологии (ИТ) очень необходимы и значимы, поскольку участвуют в процессе повышения интеллектуализации общества, эволюции его системы образования и культуры. Компетенции, которые связаны с владением компьютером, использованием разных программ, работой в сети Интернет — это то, чем должен обладать современный человек и культивировать в себе.

В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника, А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А. Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения. Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением [6].

Объектом наших исследований является система дошкольного управления в МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 125 «Яблонька».

Предмет исследования – процесс использования информационных технологий в управлении МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 125 «Яблонька».

Целью данной работы является изучение методов и приемов сбора, обработки и передачи информации в управлении МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 125 «Яблонька».

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи: описание методов и приемов получения, обработки, передачи информации; анализ работы с педагогами по совершенствованию их информационной компетентности; разработка методических рекомендаций по использованию информационных технологий в управлении.

Глава 1 Теоретические основы использования информационных технологий

A.1 Информационные технологии: сущность, уровни применения в управлении

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40—60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя — глобальной компьютерной сети Internet [2].

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

Возможности информационных технологий – хранить, оперативно искать, многозадачно обрабатывать, продуцировать (моделировать, анализировать и выводить новые знания), передавать на любые расстояния и предъявлять в гипертекстовом виде мультимедиа – информацию больших объемов и интегрировать процесс познания.

Информационные технологии, как и любой инструмент, сами по себе ценности не имеют. Их ценность определяется тем, какую пользу они приносят для деятельности организации[11].

Понятие «информационные технологии» неразрывно связано с понятием «информационное обеспечение».

Полонский В.М. информационное обеспечение системы образования понимает как информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами.

Васильев В.В. рассматривает всякий процесс управления как информационный процесс, включающий в себя выполнение функций по сбору, передаче, обработке, анализу информации и принятию соответствующих решений.

Информационное обеспечение управления представляет собой совокупность средств и методов построения информационной базы.

Организационно-управленческая информация, циркулирующая в учреждениях образования, в значительной степени влияет на деятельность не только руководителей, поэтому наряду с научно-педагогической и методической эту разновидность по праву следует включить в объем педагогической информации.

Васильев В.В. рассматривает термин «педагогическая информация» в двух смыслах: в узком – как научно-педагогическая (т.е. сведения о достижениях педагогической науки и научно-осмысленном педагогическом опыте); в широком – как сведения о педагогических процессах, совершающихся в соответствующих учебных заведениях.

Под информационной потребностью понимается состояние педагогов, осознающих необходимость получения профессионально значимой информации, которая восполняет дефицит сведений, обеспечивает принятие ими оптимального педагогического (организационно-управленческого, методического и пр.) решения в процессе профессиональной деятельности.

Информационное обеспечение имеет оптимальным своим результатом удовлетворение информационных потребностей педагогов образовательного учреждения. К педагогам отнесены все категории руководящих и педагогических работников образовательного учреждения.

Удовлетворение информационных потребностей педагогов – процесс обеспечения педагогов сведениями до осознания ими готовности принять оптимальное педагогическое решение.

Исходя из вышеизложенного, под информационным обеспечением системы образования будем понимать снабжение образовательных учреждений и органов управления информационной, методической продукцией, средствами и технологией, базирующихся на микропроцессорной технике.

Анализ применения информационных технологий (ИТ) в управлении образовательными системами позволил выделить 4 уровня (A- D):

A. информационные системы по отдельным аспектам применения (контингент, успеваемость, кадры, материальные, технические и информационно-методические ресурсы, расписание, канцелярия, бухгалтерия и др.)

B. Корпоративная информационная система на основе единой информационной среды (учреждение образования – методическое объединение – региональный орган управления)

C. Автоматизация управления на основе СППР – систем поддержки принятия решения (мониторинг, анализ, эвристическое управление, сценарное прогнозирование)

D. Совершенствование управления на основе математических моделей оптимизации (ограниченной бюджетной или свободной рыночной).

Уровни A и B решают задачу наблюдения (частичного или полного мониторинга), C облегчает принятие решений специалистом, а D дает основу для оптимизации структуры и функционирования административных подразделений.

Информационные технологии при использовании в сфере управления могут выступать в следующих качествах: как инструмент составления документации; как средство мониторинга; как средство контроля; как средство поддержки пользователей при принятии управленческих решений[8].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: