Введение
(здесь заявляется выбранный объект исследования и анализа с краткой его характеристикой: место постройки, дата постройки, автор постройки, современное состояние)
Основная часть
(здесь размещаются исторические сведения об объекте; анализ местоположения объекта в структуре города или местности (выявление градостроительной решетки); анализ архитектурно-планировочной структуры памятника (выявление планировочной решетки объекта и структуры композиционного построения фасадов памятника).
Заключение
(в этой части пояснительной записки подводится итог исследованию и основные выводы, к которым пришёл автор курсового проекта)
Обязательной составляющей пояснительной записки должны быть:
Выполненные по шаблону титулы (приведены в приложении 1)
Содержание работы
Список использованных источников (литература, нормативно-правовые документы, интернет-ресурсы) список использованных источников должен быть оформлен согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка.
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ курсового проекта
Данная часть подается на планшете
Графические средства: аппликация, макетирование, колористика, графика.
Требования к графической части:
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Согласно задачам курсового проекта работу можно разделить на несколько этапов: каждый этап – это решенная задача. Прежде чем приступить к рекомендациям по выполнению поставленных задач, необходимо определиться в основных терминах и положениях. Главным объектом исследования в курсовом проекте является исторически сложившийся градостроительный ансамбль. С этого термина и начнём.
|
АНСАМБЛЬ и его характеристики
Ансамбль – это такое соединение элементов, при котором они образуют единое целое, подчинены ему, так что формы, размеры, взаимное расположение образуют целостность. Из удачно созданного ансамбля невозможно убрать какие-либо составляющие его элементы или ввести новые, не нарушая единства. Ансамбль – это совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию. Понятие можно отнести как к отдельной части, так и к некоторому целому – кварталу застройки.
ансамбль – подразумевает такое расположение и соразмерность зданий, сооружений, природных объектов, малых архитектурных форм, произведений монументального искусства и т.д., которые удовлетворяют утилитарные потребности и реализуют определенный идейно-художественный и архитектурно-пространственный замысел, создают согласованность всех частей.
Следует различать понятия «архитектурный ансамбль» и «градостроительный ансамбль».
Градостроительный ансамбль – композиционно упорядоченная пространственная система, включающая здания, сооружения, ландшафт, транспортные и пешеходные пути, созданная по единому композиционному замыслу и имеющая облик, отвечающий высоким художественным требованиям.
Термин «градостроительный ансамбль» используются применительно к более крупным градостроительным образованиям (площадью несколько десятков, иногда сотен гектаров). В их состав могут входить несколько архитектурных ансамблей, например система ансамблей исторического центра Парижа, Санкт-Петербурга. Их объемно-пространственная композиция раскрывается последовательно, в процессе передвижения наблюдателя по территории градостроительного образования.
|
Когда важно подчеркнуть архитектурно-пространственные качества градостроительных образований, обычно используется термин «архитектурно-градостроительный ансамбль»,
при рассмотрении планировочных качеств – «градостроительный ансамбль».
Основными качествами, характеризующими ансамблевую застройку, являются системность, целостность, гармоничность архитектурно-пространственной композиции.
Системность – в архитектуре и градостроительстве система – логичное упорядочивание – сочетание материальных элементов пространства с их свойствами и отношениями (связями), Системность архитектурных и градостроительных ансамблей проявляется в их сложности, структурности, иерархичности (соподчинённости).
Целостность. Композиционная целостность архитектурных и градо-строительных ансамблей выражается в единстве, взаимосвязанности их элементов. Композиционной целостностью обладают группы архитектурных сооружений, расположенных достаточно близко друг к другу, что позволяет визуально воспринимать их как единую архитектурно-пространственную композицию. Если расстояния между архитектурными сооружениями меньше их высоты, то они зрительно объединяются и воспринимаются как целостная пространственная форма.
Целостность архитектурных и градостроительных ансамблей проявляется в уравновешенности, взаимодополняемости и нераздельности, сомасштабности (модульности), соподчиненности, их элементов.
|
Гармоничность. Гармоничность архитектурных и градостроительных ансамблей – это порядок, проявляющийся в соразмерности, пропорциональности, модульности, тождественности элементов архитектурно-пространственной композиции, ритмика и метрика в характеристике пространств.
Формирование направленных видовых перспектив способствует упорядочению композиции. При этом используются приемы линейного раскрытия пространственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора.
Композиционные доминанты. Особую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis — господствующий) — господствующие в пространстве архитектурные сооружения, контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом.
Размещение архитектурных доминант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Широко распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа — на вершинах холмов, на бровках крутых откосов. Набольший композиционный эффект достигается при размещении архитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств — на высоких берегах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий.
Итак, к задачам.
ЗАДАЧА 1. Проанализировать градостроительную ситуацию, в которой формировался ансамбль, выявить композиционные закономерности.
При решении этой задачи необходимо рассмотреть фрагмент городской среды или ландшафтного окружения, в котором находится исследуемый ансамбль как сложившуюся закономерность – решетку. У этой решётки есть обязательные составляющие: направляющие связевые транзитные оси, узлы, при сопряжении этих связей и пространство между связями и узлами. При анализе этой решетки необходимо понять какое место в ней занимает исследуемый ансамбль. Метафора – «как встроенная молекула в живом организме»
ЗАДАЧА 2. Проанализировать композиционные особенности формирования собственно ансамбля (взаимосвязь элементов ансамбля между собой с точки зрения композиционного строя)
При решении этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
ВОПРОС 2.1. Какие объекты ансамбля являются главными и второстепенными. Выявить иерархию их главенства и соподчинения объектов между собой по определённым признакам:
ВОПРОС 2.1.1.Какие композиционные признаки заложены в структурном выстраивании плана ансамбля и его панорамного восприятия: ориентация по сторонам света, фасадность восприятия, соотношение, соразмерность и пластичность форм, соотношение объемов, доминантность – преобладание главных объектов, и нюансность и растворение, соподчинение второстипенных.
ВОПРОС 2.1.2. Какие смысловые признаки проявляются в построении плана ансамбля: проявление «образа мира» и трактовка пространства разными культурами: оси, связи, значения границ, значение входов-выходов, значение «моё» и «чужое».
ВОПРОС 2.1.3. Какой сакральный смысл вложен во взаиморасположение объектов между собой: насыщение объектов духовно-мифологическим, божественным смыслом и выстраивание между объектами структурных взаимосвязных взаимоотношений. Метафора – «мифологический, духовный сценарий театрального действа»
ВОПРОС 2.1.4. Как функционально связаны между собой объекты внутри ансамбля, как взаимодействуют друг с другом, дополняют.
ЗАДАЧА 3. Проанализировать принцип выстраивания композиции главного здания ансамбля, выявить особенности и закономерности.
ВОПРОС 3.1. Как выстраивается композиция решетки плана
ВОПРОС 3.2. Какие особенности в объемно-пространственном решении композиции
ВОПРОС 3.3. Какие закономерности проявляются в композиции главного фасада.
Основная задача при анализе композиции главного здания ансамбля выявить при помощи каких средств достигнута гармония данного произведения.
К таким средствам относятся:
Симметрия или ассиметрия, что предполагает расположение предметов относительно композиционной оси или центра.
Контраст
Нюанс
Тождество
Сомасштабность (масштаб)
Пропорционирование (геометрические взаимосвязи)
Модульность
Членения
Ритм
Метр
Ритмо-метрические взаимоотношения
ПОРЯДОК ЗАЩИТЫКУРСОВОГО ПРОЕКТА
Оформить работу согласно требованиям, конвертировать в электронный формат (PDF файл), предоставить файл на кафедру.
Планшет и распечатанную пояснительную записку предоставить для оценивания на просмотр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра архитектуры и градостроительства
Допускаю к защите Руководитель | ||
Н.В. Шестопалова |
СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ |
наименование темы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту по дисциплине
Основы композиции и профессиональной графики |
ПЗ |
обозначение документа |
вариант |
Выполнил | ||||||
студент группы | / | |||||
шифр | подпись | И.О. Фамилия | ||||
Нормоконтроль | / | Н.В. Шестопалова | ||||
подпись | И.О. Фамилия | |||||
Курсовой проект защищен с оценкой | / | |||||
оценка | подпись | |||||
Иркутск 2017 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
По курсу Основы градостроительной композиции и профессиональной графики
Студенту _____________________________________________________________________
(фамилия, инициалы)
Тема проекта СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА
АРХИТЕКТУРЫ
Ватиант: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование памятника архитектуры / автор)
Исходные данные:
исторические карты местоположения объекта в городской среде;
планы, фасады, разрезы объекта.
Задачи курсового проекта:
Анализ структуры и выявление композиционных закономерностей построения памятника архитектуры, в том числе:
1. сбор исторических сведений об объекте
2. анализ местоположения объекта в структуре города (выявление градостроительной решетки);
3. анализ архитектурно-планировочной структуры памятника (выявление планировочной решетки объекта и структуры композиционного построения фасадов памятника).
Рекомендуемая литература:
1. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: учебное пособие по направлению «Архитектура» -Изд.стер. –М.: Архитектура – С, 2006. 390с.
2. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: учебное пособие по направлению «Архитектура» -Изд.стер. –М.: Архитектура – С, 2006. 375с.
_____________________________________________________________________________
3. электронный ресурс: https://www.6lib.ru/books/author _____________________________________________________________________________
Графическая часть представлена на планшете 60 см×80 см.
Дата выдачи задания «04 » октября 2016 г.
Дата представления проекта руководителю «__» декабря 2017 г.
Руководитель курсового проектирования __________________ / Н.В. Шестопалова
Подпись Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела | Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ | …………………………………………………… | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | …………………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ……………………………………………………. | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ | ……………………………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | ……………………………………………………. | |
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по специальности «градостроительство» и рабочей
программой, утвержденной председателем учебно-методического совета
факультета (научно-методического совета филиала)
«___» _____________ 20__г.
Составитель:
Шестопалова Наталия Владимировна, доцент кафедры Архитектура и градостроительство
Методические указания одобрены на заседании цикловой комиссии
__________________________________________________________________
Протокол № ___ от «___» ____________20__ г.
Председатель ЦК ______________ И. О. Фамилия