Разновидности организационных структур




Выделяют следующие разновидности организационных структур:

(Р-руководящие органы; Ф-функциональные органы; И-исполнительные органы). Критериемнаиболее популярной типологииорганизационных структур является распределение ответственности.

Патриархальная:

Патриархальная структура натранспорте применялась на ранних стадиях развития транспортного производства, когда транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль экономики, перевозки носили нерегулярный, случайный характер и выполнялись в срав-нительно небольших масштабах.

 

Руководство такими перевозками осуществлял сам хозяин, владелец транспортных средств.

 

Часто в качестве таковых выступали представители купечества, владевшие не только товаром, но и транспортом — гужевым с соответствующими атрибутами (телеги, сани), морскими парусными и весельными судами, а позже пароходами.

Надо сказать, что на транспорте патриархальные структуры оказались на редкость живучими. Даже сейчас в ряде зарубежных стран с развитой экономикой речной и автомобильный транспорт находится в ведении и под управлением многочисленных мелких частных владельцев, собственников небольших судов и автомобилей. Эксплуатация этих транспортных средств осуществляется силами одной семьи или группы родственников. Используется и наемный труд, однако функции управления выполняет хозяин, владелец транспорта.

Разумеется, масштабы деятельности каждого такого частного транспортного производства весьма малы. В России эта структура хоть и находит своё распространение, но не на транспорте и не в таких масштабах.

 

Линейная:

 

При этой структуре работники разделяются на группы (звенья, бригады в зависимости от масштаба предприятия) и во главе каждой группы ставится начальник, осуществляющий руководство подчиненными по всем видам выполняемой ими работы. Продукция одинакова.

 

Начальники групп входят низовым элементом в линейную «иерархию начальников». Начальник каждой такой группы должен быть универсалом, хорошо знающим существо и особенности каждого вида деятельности, равно как и члены группы, что затрудняет подбор кадров.

Право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция (Р). Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.

 

Такая организационная структура выглядит в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию.

Такую структуру часто называют однолинейной.

Эффективность таких структур во многом зависит от квалификации начальника и характера производства.

Функциональная:

В связи с недостатками линейной структуры управления на транспорте широкое применение нашла иная, называемая функциональной, при которой упор делается на разделение труда по определенным функциям. Все специфические функции, общие для одного или нескольких производственных подразделений, при функциональном управлении передаются в ведение служб или отделов, специализирующихся на выполнении той или иной функции (или нескольких функций).

Слабым местом таких организационных структур является отсутствие единоначалия, так как производственный персонал получает распоряжения от нескольких лиц, причем распоряжения этих лиц подчас бывают противоречивы.

Достоинства функциональных структур состоят в возможности выдачи непосредственным исполнителям работ компетентных распоряжений функционерами – узкими специалистами по тем или иным вопросам.

Несмотря на то, что для всех видов транспорта функциональные структуры управления весьма характерны (особенно на уровне транспортных отраслей и объединений линейных предприятий — министерств, управлений железных дорог, морских и речных пароходств и пр.), они не могут в полной мере обеспечить эффективную работу транспорта.

Линейно-функциональная структура

(иногда называют линейно-штабными).

По существу, такого рода структуры представляют собой синтез линейной и функциональной структур, позволяющий получить вполне определенный полезный эффект.

Сущность линейно-функциональ- ных структур заключается в том, что управление транспортным производством в этом случае осуществляется одновременно (и согласованно) линейным аппаратом и штабными (функциональными) службами. Линейный и функциональный персоналы, как правило, не подчинены друг другу.

 

Линейный аппарат несет ответственность за конечные результаты деятельности каждого производственного подразделения, а функциональные службы — за правильность планирования, методической помощи (рекомендации, консультации) и других услуг.

Линейный аппарат (начальники железных дорог, морских и речных пароходств, управлений гражданской авиации и др.) — это наиболее опытные администраторы и специалисты-универсалы, в то же время хорошо знающие прежде всего организацию перевозочного процесса.

Функциональный аппарат (начальники служб движения, пассажирской, планово-экономической и др.) — инженеры — крупные специалисты в соответствующем виде деятельности (организация перевозочного процесса, планово-экономическая работа и др.), обладающие большим практическим опытом.

Руководители служб готовят для начальников дорог (пароходств, управлений гражданской авиации и пр.) глубоко продуманные и хорошо обоснованные предложения по вопросам деятельности этих служб с тем, чтобы линейный аппарат мог вполне ответственно и квалифицированно давать распоряжения руководителям производственных подразделений.

Специалисты функционального аппарата, как правило, не могут распоряжаться непосредственно линейными руководителями от своего имени, но обладают особой формой прав. Они готовят служебные инструкции, распоряжения, приказы, которые выпускаются от имени вышестоящих руководителей.

Функциональные службы и отделы на транспорте должны укомплектовываться инициативными, компетентными, творчески мыслящими работниками, постоянно занимающимися определенной узкой сферой деятельности транспорта и специализирующимися в этой, сравнительно ограниченной области знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: