в формировании социальных навыков у детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении




Взаимодействие педагогов с родителями

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс.

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных навыков коммуникации, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений у дошкольников с задержкой психического развития.

Практический опыт взаимодействия с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития, показывает, что родителям сложно принять ребенка не таким, какого они ожидали. Для многих родителей уважительные отношения с ребенком, тесный контакт с ним не играют какой-либо существенной роли. Их общение проходит в форме обязанности, отягощающей взрослых. Но, от степени участия семьи в коррекционной работе с ребенком с ОВЗ, и ее готовности к сотрудничеству со специалистами во многом зависит социализация детей с ОВЗ. Мы полагаем, что главными, основными людьми, которых необходимо подготовить, обучив способам коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития, должны быть взрослые, имеющие непосредственные контакты с ребенком. Мы полностью солидарны с положениями М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой о том, что главным и ключевым условием развития отношения ребенка к окружающему миру, являются его отношения с близкими взрослыми. Мы определили, что одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Трудности в общении с окружающими людьми у детей с ЗПР связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком. Несформированность социально-коммуникативных навыков влечет за собой и неразвитость духовной сферы.

С целью осуществления успешной коррекции и социализации ребенка с задержкой психического развития мы проводим «Открытые занятия для родителей».

На первом родительском собрании знакомим родителей со спецификой организации занятий, с темами предполагаемых мероприятий на учебный год, расписанием и условиями консультаций. В течение года организуем мастер-классы для родителей, в процессе которых педагог демонстрирует приемы обучения детей грамоте, первоначальным математическим представлениям, приемам формирования коммуникативных навыков. Родители присоединяются к разным видам детской деятельности, тем самым отрабатывают применение демонстрируемых педагогами приемов. Родители посещают индивидуальные и фронтальные занятия специалистов. По каждой лексической теме организуем стендовую информацию, из которой родители узнают, чему ребенок должен научиться и как может помочь ему взрослый.

Психолог ведет «Семейную мягкую школу». Это методика целостного развития ребенка в виде системы игровых упражнений выполняемых в паре ребенок – взрослый. Направлены, данные игровые занятия, на последовательное раскрытие в человеке врожденной способности быть гибким, смелым, чутким и умение адекватно реагировать на сложную ситуацию, что способствует гармоничному развитию личности ребенка и формирует эффективное детско-родительское взаимодействие.

Программа обучения и воспитания детей с задержкой психического развития предполагает деление учебных периодов по лексическим циклам. После изучения лексической темы, проводится итоговое детско-родительское мероприятие. Цель которого – систематизировать знания детей по изученным лексическим темам. Научить родителей практическим навыкам социальной деятельности с детьми. Эти мероприятия позволяют детям в интересной нетрадиционной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности. Итоговые занятия активизируют познавательные и коммуникативные навыки детей, формируют положительные взаимоотношения между воспитанниками и родителями. А педагогу помогают понять, насколько хорошо усвоен материал воспитанниками. Родители вместе с детьми выполняют задания педагогов, играют в дидактические и подвижные игры, становясь, таким образом, непосредственными участниками образовательного процесса.

С целью:формирования у родителей и детей необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни и использования их в повседневной жизни, в каникулярное время проводятся «Недели здоровья».

В этот период педагоги проводят с детьми и обучают родителей пальчиковым гимнастикам, дыхательным упражнениям, играм-релаксациям, глазодвигательным гимнастикам, кинезиологическим комплексам, приемам закаливания, упражнениям на развитие речевого дыхания и голоса с элементами фоноритмики, самомассажам, подвижным играм.

В «День игры» предлагаем родителям поиграть в игры, соответствующим возрастным особенностям и возможностям воспитанников, необходимых для приобретения детьми социального опыта взаимоотношений.

В адаптированную программу обучения и воспитания детей с задержкой психического развития мы включили элементы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин), что позволяет нам использовать подобранный в ней литературный материал для драматизаций и театрализаций.

Цель этих занятий: создать условия для формирования морально-этических норм у детей с задержкой психического развития, через театрализацию и драматизацию при взаимодействии с родителями. Мы проводим:

- Инсценировки русских народных сказок, рассказов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.Н. Хмельницкого, стихов А.Л. Барто,

- Игры – этюды, которые формируют способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё;

- Игры на развитие пластики, развивающие двигательную способность, координацию движений, умение выполнять движения по тексту;

- Решение проблемных ситуаций, формирующих эмоциональный отклик, чувство эмпатии, логических действий;

Рекомендуем родителям чтение художественных произведений детям дома, с последующим обсуждением.

Один-два раза в год в учреждении проводится «Туристический слёт» - это спортивно-туристическое мероприятие, проводимое на территории участков учреждения, с ориентировкой по карте, прохождением препятствий, с заданиями решения проблемной ситуации и посиделками у «костра».

С 2013 года мы участвуем в музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!». Походы в музей приурочиваем к изучаемым лексическим темам, таким образом – приобщаясь к миру искусства, закрепляем полученные знания на занятиях.

Проводим календарные праздники: Праздник «Осени», «День матери», «День народного единства», «День защитников Отечества», «Масленица», «День Победы». Любят дети и сезонные «Литературные чтения», цель которых: формировать эмоциональный отклик и знания о традициях праздников своей страны.

Особо любимы нашими воспитанниками «Детско-родительские мастер-классы», приуроченные к праздничным событиям. Они позволяют создавать условия для укрепления взаимодействия родителей с детьми. «Встречаем весну» - изготовление мартиничек, «Пасха» – украшение Пасхальных яиц, «Женский день» – изготовление салфеток.

Таким образом, результатом нашей деятельности является: повышение знаний родителей о возрастных особенностях и основных закономерностях развития детей с задержкой психического развития, повышение положительного влияния семьи на развитие ребенка. Все это помогает оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс, облегчить процесс социализации детей.

Литература:

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

2. Мастюкова Е. М., Москвина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

3. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: