Лекционные занятия (теоретический курс)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)   Учебно-методический комплекс по дисциплине  

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Для набора 2019 г.

 

 

Москва, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы

3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины

4. Перечень нормативных правовых актов


1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

Общие положения

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета) дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой части профессионального цикла.

Студенты изучают теорию государства и права на 1 курсе, в течение двух семестров. На лекционные занятия студентам очной формы обучения отводится 66 аудиторных часов, студентам заочной (ГВД) формы обучения – 20 часов, на семинарские занятия студентам очной формы обучения – 62 аудиторных часа, студентам заочной (ГВД) формы обучения – 12 часов. В процессе обучения предусмотрено выполнение контрольного задания и написание курсовой работы (по выбору студента). По окончании изучения курса студенты сдают экзамен.

Теория государства и права является одной из важнейших юридических учебных дисциплин. Она создает необходимую базу для освоения отраслевых юридических дисциплин и позволяет сформировать юридическое мировоззрение и профессиональные навыки.

Теория государства и права является основополагающей юридической наукой. Цель теоретико-правового знания – раскрытие наиболее общих закономерностей, определяющих бытие государства и права как социальных феноменов, поиск и объяснение того общего, что объединяет различные государственно-правовые системы, обусловливая как их внутреннее единство, так и их отличие от других общественных явлений. Именно поэтому теоретико-правовые знания выступают необходимым фундаментом успешного освоения всех других юридических дисциплин.

Изучение теории государства и права дает возможность получить целостное представление о значении и месте теории государства и права в системе юридических наук; усвоить фундаментальные понятия и категории, необходимые для изучения отраслевых юридических дисциплин; сформировать юридическое мировоззрение и выработать у студентов способность мыслить юридически, свободно использовать юридическую терминологию; приобрести навыки практического использования правовой информации.

В результате изучения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен получить знания: о природе и сущности государства и права; об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, об исторических типах и формах государства и права, их сущности и функциях; механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенностях государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.

Развитие и закрепление общетеоретических знаний студенты продолжат на последующих курсах, а также в ходе изучения учебной дисциплины «Проблемы теории государства и права».

Приступая к изучению теории государства и права, нужно отдавать себе отчет в том, что эта задача сопряжена с известными трудностями и требует значительных временных затрат. Решение ее окажется под силу лишь тем студентам, которые имеют хороший запас базовых гуманитарных знаний и готовы к серьезному мыслительному труду.

Важная предпосылка успеха в овладении теорией государства и права – использование широкого круга специальной литературы и других источников информации.

Литература, которую предстоит изучить студенту, постигающему основы теоретических знаний о государстве и праве, делится на два вида: во-первых, это учебная и учебно-методическая литература (учебники и учебные пособия, рабочие программы и учебно-методические комплексы), во-вторых – собственно научные источники (научные монографии и статьи). Без изучения учебников предмет в принципе нельзя осилить – это обязательное условие успешной сдачи зачета или экзамена. Однако знания, почерпнутые только из учебников, будут неглубокими, поверхностными: если студент ставит перед собой цель понять, что представляет собой правовая реальность во всей ее полноте, сложности и противоречивости, то в этом случае одними учебными пособиями ограничиваться нельзя – необходимо дополнительно изучать рекомендуемые по курсу научные источники. В число таких источников традиционно входят «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса, «Государство и революция» В. И. Ленина, «Чистое учение о праве» Г. Кельзена, «Общая теория права» Г.Ф. Шершеневича, «Основные правовые системы современности» Р. Давида.

Учебников и учебных пособий по теории государства и права насчитывается как минимум несколько десятков, но выбор целесообразнее делать в пользу тех из них, которые имеют гриф Министерства образования и науки РФ и/или рекомендованы кафедрой.

В качестве учебно-методической литературы можно использовать рабочую программу и методические рекомендации по теории государства и права, подготовленные преподавателями кафедры теории права, государства и судебной власти РГУП. Перечень рекомендованной кафедрой дополнительной литературы можно найти в этих учебно-методических изданиях. Следует иметь в виду, что хороших и отличных оценок по дисциплине заслуживают лишь те ответы, которые свидетельствуют о знании дополнительной научной литературы.

В последние два десятилетия на русский язык переведены тексты многих классиков западной юридической науки XX века, знакомство с которыми будет способствовать расширению правовой культуры студента, формированию недогматизированного юридического мышления. В числе прочих работ в первую очередь следует назвать монографии Ж.-Л. Бержеля (учебник «Общая теория права»), Л. Фуллера («Мораль права»), Г. Харта («Понятие права»), Р. Дворкина («О правах всерьез»).

Следующим важным условием успешного овладения дисциплиной является систематическая аудиторная и внеаудиторная работа, выстроенная в соответствии с рекомендациями учебной программы. Необходимо посещать все лекции и семинары и максимально эффективно использовать те возможности, которые дают эти формы учебной работы, а также регулярно заниматься самостоятельно, углубляя и закрепляя знания и навыки, полученные в учебной аудитории.

В процессе подготовки к семинарским занятия, промежуточному и итоговому рубежному контролю (зачетам и экзаменам) нужно настраиваться не на зазубривание тех или иных понятий, содержания учебника и лекций, а на аналитическое усвоение материала, развитие способности теоретико-правового мышления, умения применять теоретико-правовые понятия, концепции и методы в качестве интеллектуальных инструментов решения потенциально неограниченного круга теоретико-правовых и специально-юридических, в том числе практических, проблем. Имея в виду эту цель, помимо прочего, нужно выявлять и учиться оценивать различные точки зрения, существующие в теоретико-правовой науке по тем или иным вопросам, ту общенаучную и специально-юридическую методологию, которая используется разными авторами.

Хорошим подспорьем в текущей работе и при подготовке к экзамену будут грамотно составленные конспекты, отражающие содержание прочитанных лекций, проблематику семинарских занятий и результаты работы с дополнительной литературой.

Курс освоения дисциплины заканчивается рубежным контролем в форме экзамена, при сдаче которого студенты должны продемонстрировать понимание проблем теоретической науки о праве, связь этих проблем с современной политико-правовой жизнью, умение мыслить критически и творчески.

Хороший ответ на зачете и экзамене предполагает раскрытие и анализ различных точек зрения по рассматриваемому вопросу, умение показать место конкретной проблемы (понятия, идеи, концепции) в системе теоретико-правового знания, ее связь с актуальной политико-правовой практикой, а также умение применять знания к решению новых теоретических и практических проблем. При ответе на экзамене нужно показать глубокие знания в системной и доступной для восприятия форме.

Непосредственно перед сдачей экзамена студенты имеют возможность устранить пробелы в своих знаниях на специально проводимых групповых консультациях. В течение семестра рекомендуется пользоваться возможностью индивидуального консультирования у преподавателей, ведущих лекционные и семинарские занятия.

Лекционные занятия (теоретический курс)

Изучение теории государства и права начинается с лекционных занятий, главная цель которых – дать студенту новейшие знания в области государственно-правовых явлений.

Лекция – одна из основных традиционных форм организации аудиторного учебного процесса. В современных условиях в связи с сокращением объема лекционных часов как общей тенденцией государственной образовательной политики познавательная и воспитательная ценность лекционного курса объективно растет, поэтому лекции нужно посещать систематически.

Для обеспечения максимальной эффективности процесса обучения перед очередной лекцией рекомендуется просмотреть конспект предыдущих лекций, вспомнить пройденный материал и внимательно прочитать тот раздел учебника, в котором излагается соответствующая тема (проблематику лекции можно узнать из рабочей программы курса или непосредственно у преподавателя). Такое предварительное знакомство с темой облегчает усвоение лекционного материала, избавляет от необходимости дословно конспектировать лекцию и способствует более осмысленному и критическому отношению к тому, что говорит преподаватель.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

· информационная лекция – традиционный для высшей школы тип лекции, на которой студенту дается научная информация по дисциплине, подлежащая уяснению и запоминанию; преподаватель знакомит аудиторию с темой лекционного занятия и последовательно раскрывает поставленные вопросы;

· лекция – дискуссия – основывается на рассмотрении различных (дискуссионных) точек зрения на поставленную проблему; в рамках этой лекции преподаватель определяет круг дискуссионных вопросов и раскрывает их, на основе критического анализа различных позиций ученых по выбранной проблеме и аргументированной собственной точки зрения; очень часто данная лекция приводит к появлению у аудитории новых вопросов, ответы на которые могут быть сформулированы как в рамках лекционного, так и в рамках последующего семинарского занятия;

· проблемная лекция - данная лекция начинается с постановки вопроса -проблемы, которую необходимо решить, и которая не имеет однозначного решения; на этой лекции студент играет роль исследователя, стремящегося найти ответ на поставленный вопрос; данный вид лекции предусматривает диалог преподавателя и студента, студент включается в процесс поиска решения, имеет возможность задавать вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Лекция – дискуссия и проблемная лекция стимулируют мыслительную деятельность студента, дают возможность аудитории оценить многообразие подходов к рассматриваемой проблеме, выработать собственную позицию и научиться отстаивать ее аргументированно. На этих лекциях формируется навык формулирования вопросов и анализа имеющихся научных позиций.

На информационных лекциях студентам нужно внимательно следить за изложением преподавателем изучаемого материала, конспектировать основные положения. Нужно иметь в виду, что автоматическое «протоколирование» лекции – далеко не самый эффективный способ использования потенциала лекционного занятия. Следует приучать себя одновременно и слушать лектора, и осмысливать излагаемый им материал, и кратко записывать наиболее важные идеи, понятия и термины. Рекомендуется также помечать для себя неясные моменты, чтобы в конце лекционного занятия задать преподавателю вопросы или, если такой возможности на лекции не будет, прояснить эти вопросы на семинарских занятиях и в процессе самоподготовки.

Конспекты следует вести аккуратно, умело использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия. В свободное от занятий время целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника по теории государства и права, а также другую научную и учебную литературу. Конспекты лекций рекомендуется сохранить, поскольку они могут понадобиться на последующих курсах, а также при подготовке к государственному экзамену.

Семинарские занятия

Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальными терминами. На семинарских занятиях у студентов закладываются и развиваются такие необходимые юристу качества, как умение публично выступать и устанавливать контакт с аудиторией. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы заданной темы, изучив для этого соответствующие темы лекций, учебников, дополнительную литературу и нормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники. При изучении дисциплины студентам следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные кафедрой.

Теория государства и права, как отмечалось выше, относится к числу сложнейших учебных дисциплин. Объясняется это абстрактностью материала, философскими основаниями содержания, необходимостью знания истории, философии, экономики и других общеобразовательных дисциплин. Кроме того, для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа составляет значительную часть отводимого на изучение дисциплины учебного времени. Данные обстоятельства предполагают внимательное и терпеливое изучение каждой темы программы курса, кропотливой и тщательной подготовки к семинарским занятиям. В рамках теории государства студентам заочного отделения следует обратить значительное внимание на изучение тех тем, которые не вынесены на лекционные и семинарские занятия.

Семинарские занятия по теории государства и права проводятся в таких формах, как занятие-дискуссия, занятие-беседа, мини-конференция (заслушивание и обсуждение научных сообщений и докладов). Вовлеченность во все эти формы аудиторной занятости, активное заинтересованное участие в обсуждении поставленных проблем будет способствовать прочному усвоению знаний по дисциплине, формированию аналитического теоретического и практического мышления, а также развитию чрезвычайно важных для будущего юриста навыков публичного выступления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: