Модуль 2. Педагогическая психология
1. Бихевиористские теории учения исходят из того, что:
a) в основе учения лежит познавательный процесс, который ведет к той или иной реакции
b) процесс учения заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями (поведением)
c) анализу подвергается реальный процесс взаимодействия человека с миром, протекающий как процесс решения задачи
2. Закрепление связи между стимулом и реакцией происходит при:
a) положительном подкреплении
b) отрицательном подкреплении
c) повторении стимула
3. Когнитивные теории учения исходят из того, что:
a) процесс учения заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями (поведением)
b) анализу подвергается реальный процесс взаимодействия человека с миром, протекающий как процесс решения задачи
c) в основе учения лежит познавательный процесс, который ведет к той или иной реакции
4. Деятельностные теории учения исходят из того, что:
a) анализу подвергается реальный процесс взаимодействия человека с миром, протекающий как процесс решения задачи
b) в основе учения лежит познавательный процесс, который ведет к той или иной реакции
c) процесс учения заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями (поведением)
5. Ученые, занимавшиеся разработкой бихевиористского подхода к учению:
A) Дж. Уотсон
B) Л.С. Выготский
C) П.Я. Гальперин
D) Э. Торндайк
E) Б.Ф. Скиннер
6. Ученые, занимавшиеся разработкой когнитивного подхода к учению:
A) Л.С. Выготский
B) Дж. Уотсон
C) Дж. Брунер
D) Э. Торндайк
E) Б.Ф. Скиннер
7. Ученые, занимавшиеся разработкой деятельностного подхода к учению:
A) П.Я Гальперин
B) Дж. Брунер
C) Л.С. Выготский
D) Э. Торндайк
E) Б.Ф. Скиннер
Соответствие терминов и определений
Термин | Определение |
1. Зона ближайшего развития | a) расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития |
2. Зона актуального развития | b) реальное соотношение умственного развития и возможностей обучения |
с) то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью |
9. Назовите предмет исследования следующих отраслей психологии:
1) педагогическая психология; 2) возрастная психология;
3) психология труда; 4) общая психология
а) социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой
б) механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе
в) психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические образования личности
г) психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков
д) возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека
10. Определите основное содержание теоретических направлений (теорий учения) в области педагогической психологии:
1) бихевиоризм; 2) деятельностный подход; 3) когнитивная теория
а) с одной стороны, учение рассматривается как вид информационного процесса; с другой – описывается процесс учения с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.
б) процесс учения характеризуется почти одновременным протеканием трех процессов:
- получение новой информации
- трансформация имеющихся знаний
- проверка адекватности применяемых способов
в) процесс учения заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей
г) процессы учения и воспитания рассматриваются как деятельность, прежде всего познавательная
Дайте определения следующим понятиям
Учебная деятельность | а | процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный | |
Учение | б | совместная деятельность учителя и учащегося – учебный процесс | |
Воспитание | в | деятельность учителя в учебном процессе | |
Усвоение | г | процесс усвоения нравственного, эстетического опыта | |
д | деятельность ученика, включенного в учебный процесс |
Дайте определения следующим понятиям
Развитие | а | деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником | |
Обучение | б | целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций | |
Формирование | в | приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта | |
Научение | г | наличный уровень сложившегося, усвоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте и т.д. | |
д | деятельность учителя в учебном процессе |