Специальные экономические зоны




Специальный правовой и налоговый режим действует для участников специальной экономической зоны,

Специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) – часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой для осуществления приоритетных видов деятельности действует специальный правовой режим, установленный Законом РК «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.

На территории Казахстана созданы следующие СЭЗ:

  1. «Астана – новый город».
  2. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
  3. «Морпорт Актау».
  4. «Парк инновационных технологий».
  5. «Оңтүстік».
  6. «Бурабай».
  7. «Сарыарқа».
  8. «Хоргос - Восточные ворота».
  9. «Павлодар».
  10. «Химический парк Тараз».

Для целей Налогового кодекса, и соответственно, преференций организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, является юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям:

1) юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или осуществлена его постановка на регистрационный учет по месту нахождения объекта, облагаемого земельным налогом, налогом на имущество или платой за пользование земельными участками, в таком налоговом органе при наличии налогового органа на территории специальной экономической зоны либо юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в территориальном подразделении налогового органа, в компетенцию которого входит территория СЭЗ, при отсутствии налогового органа на территории СЭЗ;

2) юридическое лицо является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;

3) юридическое лицо не имеет структурных подразделений за пределами территории СЭЗ;

4) для юридического лица, являющегося участником СЭЗ «Парк инновационных технологий», – не менее 70 процентов совокупного годового дохода (далее – СГД) составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг, при соблюдении следующих условий:

– реализованные товары, работы, услуги являются результатами осуществления видов деятельности, предусмотренных статьей 151-4 Налогового кодекса

– производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются участником СЭЗ «Парк инновационных технологий»;

5) для юридического лица, являющегося участником специальной экономической зоны, кроме СЭЗ «Парк инновационных технологий», – не менее 90 процентов СГД юридического лица составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг при соблюдении следующих условий:

– реализованные товары, работы, услуги являются результатами осуществления участником СЭЗ видов деятельности, соответствующих целям создания СЭЗ;

– производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются участником СЭЗ.

Перечень вышеуказанных товаров, работ, услуг, определяется Правительством РК (ПостановлениеПравительства РК от 13 мая 2009 года № 703).

Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанных в статьях 151-1–151-10 Налогового кодекса, и перечень объектов, строительство которых предназначено для осуществления данных видов деятельности, а также порядок включения приоритетных видов деятельности и объектов строительства указаны в перечне устанавливаемым Правительством РК (Постановление Правительства РК от 20 января 2017 года № 10).

Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденными уполномоченным государственным органом в области технического регулирования

Для целей Налогового кодекса организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий», также признается юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям:

1) юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения;

2) юридическое лицо является участником СЭЗ «Парк инновационных технологий» в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;

3) юридическое лицо не имеет структурных подразделений;

4) не менее 70 процентов СГД юридического лица составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг, при соблюдении следующих условий:

– реализованные товары, работы, услуги являются результатами осуществления видов деятельности, предусмотренных статьей 151-4 Налогового кодекса;

– производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются участником СЭЗ «Парк инновационных технологий».

Перечень вышеуказанных товаров, работ, услуг определяется Правительством РК (Постановление Правительства РК от 29 апреля 2013 года № 404).

Перечень указанных юридических лиц утверждается центральным исполнительным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения СЭЗ. Порядок формирования такого перечня определяется Правительством РК (Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2012 года № 801).

К организациям, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ, не относятся:

1) недропользователи;

2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 статьи 279Налогового кодекса, а именно:

– моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов;

– автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 см3 (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

– моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, с объемом двигателя более 3 000 см3 (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

3) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

4) организации, применяющие (применившие) инвестиционные налоговые преференции, предусмотренные до введения в действие Налогового кодекса.от 10 декабря 2008 года № 99-IV;

4-1) организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект или инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях (с 1 января 2017 года);

5) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Организации, осуществляющие деятельность на территориях СЭЗ, не вправе применять положения настоящего Налогового кодекса, установленные для организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории РК.

Исчисление налогов и платы за пользование земельными участками, а также возврат превышения НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, производятся в порядке, установленном Налоговым кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных разделом 5 и статьями 244-2 и 244-3 Налогового кодекса (в части оборотов, облагаемых по нулевой ставке).

В случае внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство после даты внесения сведений об организации, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, в единый реестр участников СЭЗ такая организация применяет положения главы 17 Налогового кодекса, действовавшие на дату, указанную настоящим пунктом, если такие изменения и дополнения в налоговое законодательство Республики Казахстан предусматривают исключение и (или) изменение:

– коэффициентов и (или) ставок, применяемых при исчислении земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками;

– размера уменьшения при исчислении КПН.

Положения настоящего пункта применяются в течение срока действия договора об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ, но не более срока исковой давности.

Таким образом, характерной чертой СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные и налоговые льготы:

– освобождение от КПН;

– освобождение от земельного налога;

– освобождение от налога на имущество;

При реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, по перечню товаров, определенных Правительством РК, облагается НДС по нулевой ставке.

И как упоминалось выше, существуют дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» (ст. 151-4 Налогового кодекса) и СЭЗ «Астана новый город» (ст. 151-1 Налогового кодекса).

Также для участников СЭЗ существует ряд других льгот:

1. Упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы: выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

2. При исчислении налогов и платы за пользование земельными участками организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ, по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложен">

 

 

Налоговое бремя: значение термина Под налоговым бременем стоит понимать показатель, отражающий совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом. Его можно определить как соотношение доходов, которые были получены в течение определенного промежутка времени, и налогов, подлежащих уплате за этот же период.

Данный процесс является крайне важным экономическим показателем, поэтому стабильно находится под вниманием государства. При этом уровень налогового бремени зависит от таких факторов, как размер ставки и база налогообложения. Опыт многих стран доказал тот факт, что чем выше данный показатель, тем ниже количество средств, поступающих в бюджет. По этой причине западные государства в большинстве своем двигаются в сторону постепенного понижения налоговых ставок. Роль такого показателя, как налоговое бремя Есть несколько причин, по которым этот показатель очень важен: Он необходим государству для того, чтобы успешно разрабатывать налоговую политику. Посредством ввода новых налогов и отмены старых, изменяя таким образом льготы и ставки, государство принимает обязательство применить и более не переступать те уровни давления на экономику, за чертой которых есть риск формирования негативных процессов, способных повлиять на всю страну. Определение налогового бремени важно и по той причине, что с его помощью правительство проводит анализ налоговой нагрузки в разных странах и впоследствии реализует актуальные реформы. Фиксация уровня налоговой нагрузки на общегосударственном уровне важна и для успешного формирования социальной политики. Изучение тяжести налогообложения для разных групп населения позволяет сделать распределение нагрузки более равномерным. Налоговое бремя - это показатель, который часто выполняет функцию индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Поскольку именно данный показатель определяет тот факт, каким будет их решение относительно размещения инвестиций, производства и т. д.

Налоговое бремя никогда нельзя определить одной лишь суммой уплаченного налога. Всегда присутствуют еще и другие затраты, имеющие отношение к выполнению обязательств различными хозяйствующими субъектами. Речь идет о следующих категориях расходов:

затраты, которые связаны с уплатой штрафов, ставших следствием нарушения налогового законодательства: платежи, имеющие отношение к содержанию штата консультантов и бухгалтеров; судебные издержки, причиной которых является нарушение прав налогоплательщиков (согласно НК РК).

 

Реальный и номинальный формат нагрузки Номинальное налоговое бремя - это не что иное, как абсолютная сумма сборов, которая была исчислена согласно установленным ставкам, умноженным на потенциальную налоговую базу. В качестве примера можно привести следующую схему. Если ставка подоходного налога будет составлять 13 % и облагаемые доходы населения достигнут уровня 4 трлн рублей, то налоговое бремя будет колебаться на уровне 520 млрд рублей. Говоря о реальном налоговом бремени, стоит отметить, что этот показатель определяется в качестве суммы фактических обязательных платежей и налогов, которые были уплачены

 

В некоторых случаях данный показатель может быть использован для определения степени участия государства в экономике страны. Но стоит учитывать, что в таком формате налоговое бремя - это актуальный показатель только в случае, когда бюджет сводится с профицитом или сбалансирован. Влияние на экономические показатели В условиях современных рыночных отношений роль инвестиций переоценить трудно. Но для того чтобы потенциальные инвесторы сочли привлекательными конкретные проекты в рамках страны, необходима благоприятная обстановка, подразумевающая определенные перспективы. В этом формате налоговое бремя экономики играет одну из ключевых ролей. Данный показатель подразумевает отношение всех налогов, которые поступили от физических и юридических лиц к валовому внутреннему продукту. Таким образом, оценивается доля ВВП, перераспределяемая посредством налогов. Такой тип налогового бремени можно рассчитать при помощи следующей формулы: Бр = Нюф:ВВП. В этом случае «Бр» является уровнем налогового бремени, «ВВП» - стоимостным выражением количества выпущенных товаров в рамках страны, «Нюф» - это весь объем налогов, которые уплатили юридические и физические лица.

Но у данного показателя есть и недостаток. Подобное налоговое бремя расчет подразумевает такого типа, при котором определение уровня гнета обычного плательщика производится без учета особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Определение уровня бремени для населения Чтобы разобраться в том, каким является налоговое бремя налогоплательщика, необходимо учитывать сумму всех платежей, поступивших от населения в соответствии с действующими ставками. Но точно определить данный показатель не так уж и просто. Это объясняется тем фактом, что конечным потребителем почти всех товаров, которые производятся в экономике, является население страны, а значит, именно на простых обывателей и перекладывается часть налоговой нагрузки. Если брать во внимание эти условия, то определить долю как прямых, так и косвенных налогов с математической точностью не получится. Но приблизительный уровень налогового бремени, которое накладывается на простых плательщиков, вычисляется по следующей формуле: Бр=Н:Чн..

 

В этом случае «Бр» отображает непосредственно само бремя, «Н» - весь объем налогов, уплаченных населением, «Чн» является показателем численности населения страны. Справедливо будет заметить, что уровень налогового гнета обычных граждан зависит не только от величины платежей, но и от благосостояния населения, в частности от размеров заработной платы. Избыточный уровень налогообложения В том случае, когда государство инициирует избыточное налоговое бремя, часто происходит искажение планируемого эффекта. Прежде всего, хозяйствующие субъекты начинают ориентироваться на минимизацию своих обязательств посредством изменения интенсивности и структуры производства, покупок и продаж. К тому же плательщики предпринимают определенные меры для того, чтобы переложить налоговую нагрузку на контрагента. В итоге конечная цель, ради которой государство усиливало бремя налогообложения, не достигается.

 

Стоит отметить и тот факт, что перенос степени нагрузки в сторону контрагентов возможен только при сопутствующем отказе от той формы структуры, потребления и производства, использование которой было бы оптимальным. Поскольку избыточное налоговое бремя - это причина потери эффективности (благосостояния субъекта), его можно определить как меру, которая искажает действие налога. Эту мысль подтверждает и следующий факт: чем меньше степень снижения уровня покупок (уменьшение эластичности спроса), являющаяся следствием воздействия косвенного налога, тем больше средств собирает государство. Таким образом, на уровень потребления в стране может влиять не только изменение цен, но и искажение налогов, которые ощутимо затрагивают доходы обывателей, что, в свою очередь, ведет к понижению фактического уровня располагаемых денежных средств. Как происходит переложение налогового бремени Стоит повторить ту мысль, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты, не желая делать значительные отчисления, переходят на такую схему работы, которая подразумевает смещение налогового гнета на контрагентов. Это означает, что в государственный бюджет средства поступают часто не из тех источников, которые изначально были для этого определены. Таким образом, анализ налогового бремени позволяет прийти к очевидному выводу: оно может смещаться от одних субъектов, подлежащих налогообложению, к другим. –

 

 

Сам процесс переложения может происходить следующим образом: Налог на прибыль корпораций. Один из способов смещения нагрузки - это повышение цен, что перекладывает часть бремени на потребителей. Но определенные ограничения существуют: если предприятия-монополисты начнут увлекаться радикальной ценовой политикой, то государство может отреагировать соответствующе - посредством санкций со стороны антимонопольных комитетов. Поимущественный налог. Такая форма налогообложения ориентирована на тех, кто является объектом формального бремени (налоги на квартиру, частный дом, наследство или землю). Поэтому переложить нагрузку в данном случае крайне проблематично. Но часть налогового гнета все же может быть смещена посредством сдачи собственности в аренду. Качественные налоги, распространяемые на акциз и продажи. Фактически основная масса налоговой нагрузки в этой сфере перекладывается на потребителя посредством повышения цен. В данном случае можно сказать, что налоговое бремя - это показатель, равноценный налогу на доход, который охватывает достаточно большой спектр товарной группы. Такая схема возможна по той причине, что конечный потребитель не имеет возможности переориентироваться на более доступные цены. То же происходит и с такими акцизными группами, как алкоголь, бензин и табачные изделия, поскольку найти аналоги, которые были бы значительно дешевле, трудно. Личный подоходный налог. В большинстве случае такой тип налога уплачивается так, как и должен согласно законодательству, но некоторые лазейки все же есть. В качестве актуального примера можно привести врачей, частных преподавателей, адвокатов и других специалистов, которые имеют возможность поднимать цены на свои услуги. Такая схема позволяет переложить бремя налогов на клиентов. Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что неправильное распределение налогового бремени ведет к изменению стимулов и принципов осуществления деятельности. Принцип равенства Одной из основ гармоничного взаимодействия государства и общества является принцип социальной справедливости. При этом стоит отметить, что такая позиция правительства неизбежно подразумевает грамотно реализованное равное налоговое бремя, при котором не будет чрезмерного давления на конкретные социальные группы. Суть принципа равенства сводится к тому, что обстоятельства налогоплательщиков учитываются без формального равноправия и притом в максимальной степени. Следствием будет являться соблюдение и равенства неформального. При этом идея социальной справедливости будет реализована посредством применения различных видов налоговых стимулов, например льгот. В нынешнем обществе схема, ведущая к равенству, должна выглядеть следующим образом: одинаковые доходы при аналогичных условиях их получения облагаются равными по своей величине налогами, но при различных условиях генерации прибыли налогообложение также должно отличаться.

Исходя из такого понимания, социально ограниченным группам (студенты, безработные, инвалиды, пенсионеры) должны быть предоставлены льготы, определенные виды преимуществ и разные формы грамотной поддержки, компенсирующей отсутствие возможности иметь стабильный полноценный доход. Эффективные методики, позволяющие снизить бремя налогов Есть несколько взглядов на решение такой проблемы, как чрезмерный налоговый гнет. Некоторые политики предлагают снизить ставки на НДС и прибыль, при этом сохранив льготы. Но данная методика не получила предельного признания, поскольку, по мнению специалистов, она может привести к подрыву доходной базы бюджета государства. Сторона, занимающая противоположную позицию, утверждает, что в этом случае придется расширять налоговую базу, находить дополнительные источники финансирования и уменьшать бюджетные расходы. При этом стоит отметить, что была разработана альтернативная схема, позволяющая осуществить снижение налогового бремени. Речь идет о поэтапной отмене некоторых льгот и налогов (на протяжении нескольких лет). Вследствие воздействия различных факторов, данная стратегия не получила должной реализации.

 

Либеральные экономические специалисты настаивают на том, что снижать налоговый гнет стоит прежде всего посредством уменьшения тех отчислений, базой для которых служит заработная плата, а не прибыль с продаж. Более того, параллельно с данными действиями было предложено увеличить ставки подоходного налога. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, со своей стороны, внесла предложение о неизменности НДС и полной отмене налога на прибыль, равно как и сборов в дорожные фонды. При этом была озвучена идея о том, что подоходный налог должен иметь низкую фиксированную ставку (до 20 %). А для компенсации выпадающей прибыли - ввести налог на вмененный доход и прогрессивную налоговую ставку на автотранспорт и частное имущество. Существует также позиция, согласно которой стоит сохранить следующие виды налогов: импортные пошлины; патентный сбор для предприятий услуг и торговли; НДС; госпошлины и сборы; налог на некоторые виды имущества - ценные бумаги, жильё повышенного уровня комфортности, собственность организаций, транспортные средства и др.; акцизы, включающие сборы с топливно-энергетических ресурсов. Наряду с этим была презентована актуальность присоединения к группе федеральных налогов, акцизов, импортных пошлин и др. Итоги Как показывает опыт многих стран, эффективное снижение налогового бремени возможно путем уменьшения ставок для компаний с небольшим товарооборотом и реализации системы покрытия убытков за счет прибыли как полученной ранее, так и будущей. Ну и конечно, значительно изменят ситуацию грамотно разработанные и реализованные льготы. –

«Ножницы» потенциального (начисленного) и фактического (условно равновесного) налогового бремени возникают по двум причинам: во-первых, в силу финансовой невозможности налогоплательщиков уплатить в полной мере и в установленные сроки причитающиеся по законодательству налоги; нежелания субъектов уплачивать завышенные налоги (завышенную цену общественных благ). В результате, либо у налогоплательщиков возникает задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, либо или развиваются процессы сознательного уклонения налогоплательщиков от налогов. В условиях завышенного, сверхсильного спроса государства на налоговые ресурсы ухудшается финансовое положение налогоплательщиков, недополучает налоговых доходов и бюджетная система, поскольку налогоплательщики в массовом порядке стремятся сокрыть доходы и объекты от налогообложения (сознательно уменьшают предложение источников уплаты налогов). Снижение спроса государства на налоги путем корректировки их ставок может привести к обратному эффекту – к расширению предложения налогоплательщиками финансовых ресурсов для налогообложения. Хотя чрезмерно заниженное (ниже минимального налогового предела) налоговое бремя также неэффективно, поскольку может повлечь за собой существенные невосполнимые потери налоговых доходов для бюджета и объемов общественных благ для населения.

Однако в любом случае, по истечении определенного периода времени с момента установления новой или существенного изменения действующей системы налогов, фактически сложившееся налоговое бремя будет отражать некий уровень налоговой нагрузки на совокупный доход страны, близкий к равновесному, который может отличаться от потенциального (законодательно установленного, начисленного) налогового бремени.

 

 

Налоговый предел


достижение такой доли ВВП, перераспределяемый через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий. Оно может проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных налоговой реформой, неподчинении налоговым властям, в бегстве от уплаты налоговых обязательств, переливе капитала из национальной экономики за границу и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: