КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БУДДИЗМА.




 

 

Буддизм,наряду с Христианством и Исламом, относится к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий(Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональный характер. Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма позволил перешагнуть ему границы, широко распространится по земному шару. Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств.

Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме.

Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь, и он становится Буддой («пробужденный», «достигшим прозрения»),

проповедуя свое учение на протяжении сорока лет. Центром учения становятся четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из «колеса» сансары, путем достижения нирваны («угасание»), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке(«тройной корзине») – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существует 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец последний уровень – арупалока --отрешен от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой- это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени философским учением, а не религией.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (малая повозка) и Махаяна (большая повозка). Это разделение было вызвано различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связана с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшего путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит по возможности спасения не только для отшельников - монахов, но и для мирян.

В VI-VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя. К XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившейся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.

Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской

Религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Индийская философия- это истинно «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад как индийская. Поиск «света, который идет с Востока»,»истины о происхождении рода человеческого»,которым были заняты многие философы, теософы, и,наконец, хиппи в 60-70 годах прошлого века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та

Притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

 

Список литературы:

  1. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., «Аревазун», 1996.
  2. Немировская Л.З. Философия. М., 1996.
  3. Бауер В.,Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., «Крон – пресс», 1995.
  4. Кочетов А.И. Буддизм. М.,»Политиздат», 1970.
  5. Научный атеизм М., «Политиздат», 1973.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: