Бандонеон - инструмент дьявола




ЛАБИРИНТЫТАНГО

Фоторепортаж после танго-вечеринки в «Фолианте»,

Посвященной Международному дню музыки

24 сентября 2019 года, в преддверии Международного дня музыки, в.

литературном клубе «Прикосновение». библиотеки «Фолиант» состоялась танго - вечеринка «Лабиринты танго».

Еще совсем недавно к танго относились как к ретро-танцу, как к культуре, которая давно отжила свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается к нам в том исконном виде, в каком его танцевали и танцуют в Аргентине. Началась новая волна тангомании, новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире, и оно завораживает каждого, кто к нему прикоснется.

Чтобы понять характер и душу удивительного танца танго, необходимо познакомиться с его печальной и эксцентричной историей. С этой по-настоящему человеческой историей, насыщенной легендами, романтикой и ностальгическими воспоминаниями о давно прошедших временах, наших читателей познакомила активист клуба и исполнительница романсов Фрида Ивановна Красильникова.

Итак…

Происхождение танго

Есть несколько предположений происхождения слова «танго»:
• конголезский танец «ланго»,
• бог нигерийского племени йоруба «шанго»,
• слово народности банту «тамгу», означающее танец вообще или «танго», которое в Конго означает «закрытое место», «круг», слово, которым позже стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль.

Cчитают, что не только слово, но и танец обязан своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос-Айресе и Монтевидео, где он возник на танцевальных вечеринках предположительно из танца кандомбэ. Кандомбэ был ритуальным танцем, объединяющим в себе элементы религий банту и католицизма. Танцоры выстраивались в ряды и шли навстречу друг другу.

Так как во время праздников черных дело часто доходило до кровавых драк, эти мероприятия были вскоре запрещены администрацией. Данное противоборство сохранилось и во времена переселения европейцев на территорию Аргентины. Таким образом, танцевальные вечеринки черных стали проходить в закрытых помещениях. Пары танцевали без близких объятий, танцоры в такт расходились, имитируя жесты первоначального кандомбэ.

Но ни один из многочисленных ударных инструментов, составляющих основу кандомбэ, никогда не применялся в танго. Танго и кандомбэ объединяет только ритмическая формула, которая лежит в основе всей латиноамериканской музыки. Эта ритмическая формула оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, непосредственных предшественников танго - афрокубинскую хабанеру, танго «андалуз» и милонгу.

Хабанера, милонга и танго «андалуз» занимали существенное место в репертуаре менестрелей, гастролировавших в конце XIX в. в районе Буэнос-Айреса. Эти музыканты были почти сплошь самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Арфа часто заменялась мандолиной, аккордеоном или просто гребнем и впоследствии была полностью вытеснена гитарой.

Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли на слух и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день неизвестно, как они в точности звучали.

Репертуар менестрелей был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и в какой-то момент – первое аргентинское танго. Сегодня невозможно сказать, кто именно и в какой забегаловке города сыграл первое наиболее чистое танго.

Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров, записывали исполняемую ими музыку. Это были, прежде всего, пианисты, играющие в элегантных салонах в одиночку. Они имели музыкальное образование, обменивались нотами, создавали свой стиль и записывали композиции.

Самые ранние записанные танго пришли к нам от Розендо Мендисабаля, одного из известнейших композиторов того времени. Днем Розендо Мендисабаль обучал игре на фортепиано девушек из знатных семей, а вечером встречал их братьев в таких увеселительных заведениях как «Мария ла Васка» и «Лаура» и играл танго.

Сначала танго было веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время оно оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали. Танго, или то, что понималось под этим словом в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от танцевальных залов до борделей.

 

Бандонеон - инструмент дьявола

 

Шарманка в то время была одним из важнейших инструментов распространения молодой музыки танго. Итальянцы проходили с ней по улицам центра города и дворам рабочих кварталов. Семьи переселенцев танцевали по воскресеньям на своих праздниках между вальсом и мазуркой раз-другой и танго.

Поначалу танго игралось на гитаре, флейте и скрипке. Однако вскоре лидирующим инструментом стал бандонеон. Часто говорят, что бандонеон - душа танго, и само танго обязано своим появлением на свет именно этому «инструменту дьявола». В те годы бандонеон был еще весьма далек от совершенства. Он представлял собою меха, средние по размеру между мехами гармоники и аккордеона. По бокам эти меха заканчивались деревянными планками с рядами кнопок. Играть на бандонеоне было довольно сложно. Бандонеон своим звучанием напоминает орган. Он добавил ноты драматизма в музыку танго. С его появлением танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности, танго приобрело тот меланхолический характер. Благодаря бандонеону в танго превращались мелодии, вовсе и не писавшиеся изначально как танго. Яркий пример тому - знаменитая «La Cumparsita», написанная в 1916 году Джерардо Родригесом как военный марш. Когда же «La Cumparsita» превратилась в танго, она стала музыкальным символом всех карнавалов.

Еще одно знаменитое танго было написано в 1905 году. Это - «El Choclo» Анжело Виллольдо. «El Choclo» пережило десятилетия, а в 1950-х годах в новой аранжировке и под новым названием – «Огненный поцелуй» - надолго вошло в американские хит-парады.

Благодаря глубокому, звучному голосу бандонеона танго стало тверже, напряженнее, шире, а порой и меланхоличнее. Слова, сопровождавшие мелодию, выражали озабоченность утомленных жизнью людей. Поэты, писавшие слова для танго, как правило, говорили о судьбе, о роке, испытаниях, одиночестве. Была в них и ностальгия по далекой родине.

Величайшим певцом танго на все времена считается Карлос Гардель. Кареглазый красавец, типичный герой-любовник, Карлос Гардель трагически погиб в авиационной катастрофе жарким летом 1935 года. Его могила на кладбище Ла Чакарита в Буэнос-Айресе и по сей день остается местом паломничества для сотен почитателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: